Файл: Первичная профилактика направлена на изучение и снижение влияния факторов риска, предупреждение развития заболеваний общих для всего населения, отдельных профессиональных, стажевых и возрастных групп и индивидуумов. Вторичная профилактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы -профилактика

1.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающие в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их ранние выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния, на здоровье человека факторов среды его обитания.

3 вида профилактики заболеваний: первичную, вторичную и третичную.

Термин "первичная профилактика" обозначает профилактику факторов риска среди здорового населения, "вторичная профилактика" - профилактика развития заболеваний при наличии факторов риска, "третичная профилактика" - профилактика прогрессирования заболеваний во избежание инвалидности и преждевременной смерти. В здравоохранении РФ принято выделять только 2 вида профилактики - первичную и вторичную.

Первичная профилактика направлена на изучение и снижение влияния факторов риска, предупреждение развития заболеваний - общих для всего населения, отдельных профессиональных, стажевых и возрастных групп и индивидуумов.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение обострений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности и работоспособности, снижения общей и профессиональной трудоспособности, что может привести к инвалидности и преждевременной смерти.

2.

Здоровый образ жизни — это сочетание нескольких основных элементов, в числе которых особенно выделяются следующие:
 • рациональное питание;
• физически активная жизнь;
• отказ от вредных привычек;
• эмоциональное самочувствие;
• отдых и др.
Все эти составляющие здорового образа жизни являются основополагающими.

3.

Основные направления профилактики

Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.

Направления профилактики:

  1. Поведенческое

  2. Санитарно-гигиеническое

  3. Функционально-биологическое

  4. Лечебно-оздоровительное

Индивидуальная – включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.


Общественная – включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Принципы профилактики:

  1. Непрерывность профилактических мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном периоде)

  2. Дифференцированный характер профилактических мероприятий

  3. Массовость профилактики

  4. Научность профилактики

  5. Комплексность профилактических мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения)

4.

этапы профилактики

Первичная профилактика- это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений от нормы в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения и отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов. (улучшение качества атмосферного воздуха,условий труда, быта и отдыха, снижение уровня психосоциального стресса и др.)

• формирование здорового образа жизни: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всего населения о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях уменьшения этого влияния; санитарно-гигиеническое воспитание; снижение распространенности курения, потребления алкоголя; профилактика потребления наркотиков и наркотических средств; привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом; повышение доступности этих видов оздоровления;

• иммунопрофилактика;

• выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для их устранения;

• оздоровление людей и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Вторичная профилактики- комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию пациентов в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалиди-зации и преждевременной смертности.



Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

• диспансеризация с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;

• курсы профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и др., санаторно-курортного лечения;

• меры по медико-психологической адаптации к изменению состояния здоровья, формированию правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма;

• мероприятия, направленные на снижение уровня влияния факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможностей для социальной адаптации, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов.

Третичная профилактика (реабилитация, восстановление Здоровья)- комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.

Вторичная и третичная профилактика преимущественно направлены на отдельного пациента (уже имеющего признаки заболевания) или группы пациентов.

5

.Гигиеническое воспитание и обучение – это система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом .

Основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:

Снижение распространенности табакокурения

Увеличение физической активности

Улучшение качества питания

Соблюдение населением мер личной и общественной профилактики

Смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышение качества жизни


Снижение потребления алкоголя

Профилактика употребления наркотиков и наркотических средств

Принципы организации гигиенического обучения и воспитания населения:

●государственный характер;

●плановость;

●массовость;

●участие всех медицинских работников;

●участие других организаций и населения;

●наличие специальных органов и учреждений гигиенического обучения и воспитания;

●общедоступность и целенаправленность;

●научность;

●дифференцированность;

●оптимистичность.

6.

Центр здоровья является структурным подразделением медицинской организации. Руководство центром здоровья осуществляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от нее руководителем медицинской организации. Работа центра здоровья осуществляется по 2-сменному графику в часы работы лечебно-профилактического учреждения.

Структура центра здоровья

· кабинеты врачей-специалистов

· кабинет гигиениста стоматологического;

· офтальмологический кабинет;

· кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

· кабинеты инструментального и лабораторного обследования;

· кабинет (зал) лечебной физкультуры;

· учебные классы (аудитории) школ здоровья.

Основными задачами Центра здоровья являются:

· комплексное медицинское обследование, включающее измерение антропометрических данных, скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, экспресс-оценку сердечной деятельности, сосудистой системы, основных параметров гемодинамики, экспресс-анализ лабораторных маркеров социально значимых заболеваний и атеросклероза, оценку комплексных показателей функции дыхательной системы, органа зрения, выявление патологических изменений зубов,

· медицинская помощь в отказе от потребления алкоголя, табака, в снижении избыточной массы тела, организации рационального питания, коррекции гиперлипидемии и дислипидемии, оптимизации физической активности;

•динамическое наблюдение за пациентами группы высокого риска развития неинфекционных заболеваний, обучение их эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;

·групповое обучение в школах здоровья, проведение лекций, бесед и индивидуального консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни, гигиеническим навыкам, сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по рациональному питанию, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом


·информирование о вредных и опасных для здоровья человека факторах внешней среды, факторах риска развития заболеваний, а также обучение населения ведению здорового образа жизни, снижению уровня корригируемых факторов риска, мотивирование к отказу от вредных привычек;

·разработка планов мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения, в том числе с участием медицинских и иных организаций, их согласование и реализация;

· оказание методической и практической помощи врачам и специалистам со средним медицинским образованием медицинских организаций и их подразделений в реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведению школ здоровья

7

Методы

Средства

Устный

Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.

Печатный

Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов.

Наглядный

ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.

смешанный

Все средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

8

Основными факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний являются: