Файл: Первичная профилактика направлена на изучение и снижение влияния факторов риска, предупреждение развития заболеваний общих для всего населения, отдельных профессиональных, стажевых и возрастных групп и индивидуумов. Вторичная профилактика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответы -профилактика
1.
Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающие в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их ранние выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния, на здоровье человека факторов среды его обитания.
3 вида профилактики заболеваний: первичную, вторичную и третичную.
Термин "первичная профилактика" обозначает профилактику факторов риска среди здорового населения, "вторичная профилактика" - профилактика развития заболеваний при наличии факторов риска, "третичная профилактика" - профилактика прогрессирования заболеваний во избежание инвалидности и преждевременной смерти. В здравоохранении РФ принято выделять только 2 вида профилактики - первичную и вторичную.
Первичная профилактика направлена на изучение и снижение влияния факторов риска, предупреждение развития заболеваний - общих для всего населения, отдельных профессиональных, стажевых и возрастных групп и индивидуумов.
Вторичная профилактика направлена на предупреждение обострений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности и работоспособности, снижения общей и профессиональной трудоспособности, что может привести к инвалидности и преждевременной смерти.
2.
Здоровый образ жизни — это сочетание нескольких основных элементов, в числе которых особенно выделяются следующие:
• рациональное питание;
• физически активная жизнь;
• отказ от вредных привычек;
• эмоциональное самочувствие;
• отдых и др.
Все эти составляющие здорового образа жизни являются основополагающими.
3.
Основные направления профилактики
Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.
Направления профилактики:
-
Поведенческое -
Санитарно-гигиеническое -
Функционально-биологическое -
Лечебно-оздоровительное
Индивидуальная – включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.
Общественная – включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.
Принципы профилактики:
-
Непрерывность профилактических мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном периоде) -
Дифференцированный характер профилактических мероприятий -
Массовость профилактики -
Научность профилактики -
Комплексность профилактических мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения)
4.
этапы профилактики
Первичная профилактика- это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений от нормы в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения и отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов. (улучшение качества атмосферного воздуха,условий труда, быта и отдыха, снижение уровня психосоциального стресса и др.)
• формирование здорового образа жизни: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всего населения о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях уменьшения этого влияния; санитарно-гигиеническое воспитание; снижение распространенности курения, потребления алкоголя; профилактика потребления наркотиков и наркотических средств; привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом; повышение доступности этих видов оздоровления;
• иммунопрофилактика;
• выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для их устранения;
• оздоровление людей и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.
Вторичная профилактики- комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию пациентов в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалиди-зации и преждевременной смертности.
Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;
• диспансеризация с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;
• курсы профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и др., санаторно-курортного лечения;
• меры по медико-психологической адаптации к изменению состояния здоровья, формированию правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма;
• мероприятия, направленные на снижение уровня влияния факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможностей для социальной адаптации, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов.
Третичная профилактика (реабилитация, восстановление Здоровья)- комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.
Вторичная и третичная профилактика преимущественно направлены на отдельного пациента (уже имеющего признаки заболевания) или группы пациентов.
5
.Гигиеническое воспитание и обучение – это система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом .
Основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:
Снижение распространенности табакокурения
Увеличение физической активности
Улучшение качества питания
Соблюдение населением мер личной и общественной профилактики
Смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышение качества жизни
Снижение потребления алкоголя
Профилактика употребления наркотиков и наркотических средств
Принципы организации гигиенического обучения и воспитания населения:
●государственный характер;
●плановость;
●массовость;
●участие всех медицинских работников;
●участие других организаций и населения;
●наличие специальных органов и учреждений гигиенического обучения и воспитания;
●общедоступность и целенаправленность;
●научность;
●дифференцированность;
●оптимистичность.
6.
Центр здоровья является структурным подразделением медицинской организации. Руководство центром здоровья осуществляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от нее руководителем медицинской организации. Работа центра здоровья осуществляется по 2-сменному графику в часы работы лечебно-профилактического учреждения.
Структура центра здоровья
· кабинеты врачей-специалистов
· кабинет гигиениста стоматологического;
· офтальмологический кабинет;
· кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;
· кабинеты инструментального и лабораторного обследования;
· кабинет (зал) лечебной физкультуры;
· учебные классы (аудитории) школ здоровья.
Основными задачами Центра здоровья являются:
· комплексное медицинское обследование, включающее измерение антропометрических данных, скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, экспресс-оценку сердечной деятельности, сосудистой системы, основных параметров гемодинамики, экспресс-анализ лабораторных маркеров социально значимых заболеваний и атеросклероза, оценку комплексных показателей функции дыхательной системы, органа зрения, выявление патологических изменений зубов,
· медицинская помощь в отказе от потребления алкоголя, табака, в снижении избыточной массы тела, организации рационального питания, коррекции гиперлипидемии и дислипидемии, оптимизации физической активности;
•динамическое наблюдение за пациентами группы высокого риска развития неинфекционных заболеваний, обучение их эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;
·групповое обучение в школах здоровья, проведение лекций, бесед и индивидуального консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни, гигиеническим навыкам, сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по рациональному питанию, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом
·информирование о вредных и опасных для здоровья человека факторах внешней среды, факторах риска развития заболеваний, а также обучение населения ведению здорового образа жизни, снижению уровня корригируемых факторов риска, мотивирование к отказу от вредных привычек;
·разработка планов мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения, в том числе с участием медицинских и иных организаций, их согласование и реализация;
· оказание методической и практической помощи врачам и специалистам со средним медицинским образованием медицинских организаций и их подразделений в реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведению школ здоровья
7
Методы | Средства |
Устный | Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д. |
Печатный | Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов. |
Наглядный | ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени. |
смешанный | Все средства вместе. |
Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.
Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.
Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
8
Основными факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний являются: