Файл: На восприятие влияют различные факторы внешность (по одежде встречают).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Восприятие другого человека означает наблюдение его внешних призна- ков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков.
На восприятие влияют различные факторы: внешность (по одежде встречают):
эксперимент: человек в спортивной форме характеризовался как настойчивость,
упорность; в военной форме – дициплинированность. Также важны речь и ми- мика, поза. (профессия : милиционеры обращают внимание на внешний вид, пе- дагоги на речь, спортсмены- физическую форму.)
Эффекты восприятия:
1. Стереотип – устойчивый образ какого-то явления или человека, складываю- щийся в условиях недостатка информации. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют сократить время на процесс узнавания человека.
Мы объясняем причины поведения в соотнесении с уже известными. Внеш- ность (очки- умные). Этнические (педантичность немцев, легкомыслие францу- зов). Профессинальные (точность математика, сердечность медсестры).
2. Эффект ореола. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке,
первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимаю- щим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова-ние его образа. Если, например, первое впечатление о другом че- ловеке в си-лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об-раз данного человека, ко- торый становится своеобразным филь-тром (ореолом), пропускающим в созна- ние воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая со- гласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис-сонан- са). Когда наблюдатель ощущает превосходство по какому-то важному для него параметру, (интеллекту, деньгам), он оценивает выше и по другим параметрам.
3. Близким к эффекту ореола является эффект проекции, когда приятному для нас собеседнику мы приписываем свои достоинства, а неприятному – свои не-
достатки.
4. Эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впе- чатлений о человеке. Та информация, кото-рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ-на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан-ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво-го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру-гом человеке инди- вид может поразмышлять, спокойно обду-мать и взвесить их. Они как бы заме- няют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном че- ловеке и в текущий момент времени выходит на первый план.
Типы восприятия:
1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешно- сти человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с нали-чием определенной личностной черты. О психо- логических осо-бенностях человека судят на основе предварительного разло- же-ния его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах лич-ности. Данный тип восприя- тия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится зани-маться изучением внешнего облика.
2. Синтетический – проявляется склонность к обобщенному отражению являе- ний. Человек с таким типом восприятии кратко и обобщенно характеризует зна- комых: дисциплинованный. Добросовестный;. Не проявляя склонности к анали- зу причины поступков.
3.Аналитико-синтетический.
4.Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества лично- сти на основе эмоционального отношения к не-му. Восприятие людей путано и неорганизованно, отражение являений они подменяют переживанием воприня- того. Такой тип межличностного восприятия неред-ко встречается у детей, осо- бенно у подростков, а также у лиц женского пола.
4. Эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впе- чатлений о человеке. Та информация, кото-рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ-на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан-ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво-го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру-гом человеке инди- вид может поразмышлять, спокойно обду-мать и взвесить их. Они как бы заме- няют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном че- ловеке и в текущий момент времени выходит на первый план.
Типы восприятия:
1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешно- сти человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с нали-чием определенной личностной черты. О психо- логических осо-бенностях человека судят на основе предварительного разло- же-ния его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах лич-ности. Данный тип восприя- тия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится зани-маться изучением внешнего облика.
2. Синтетический – проявляется склонность к обобщенному отражению являе- ний. Человек с таким типом восприятии кратко и обобщенно характеризует зна- комых: дисциплинованный. Добросовестный;. Не проявляя склонности к анали- зу причины поступков.
3.Аналитико-синтетический.
4.Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества лично- сти на основе эмоционального отношения к не-му. Восприятие людей путано и неорганизованно, отражение являений они подменяют переживанием воприня- того. Такой тип межличностного восприятия неред-ко встречается у детей, осо- бенно у подростков, а также у лиц женского пола.
Механизмы развития межличностных отношений
Эти механизмы можно разделить на 3 группы:
1. Познания и понимания людей (идентификация, эмпатия и аттракция)
2. Познание себя ( рефлексия).
3. Прогнозирование поведения партнера (каузальная атрибуция).
Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партне- ра по общению.
Идентификация тесно связана с другим близким по содержа-нию явлением —
эмпатией. Эмпатия - способ понимания другого человека, основанный на эм- оциональном вчувствовании или сопереживании другому. Пережива-ние челове- ка не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаим- ные Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Именно благодаря эмпатии мы, чи-тая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства:
тре-вогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочаро- вание студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет вос- принято разными людьми, и насколько он допускает право на существо-вание этих разных точек зрения. Эмпатические способности че-ловека возрастают с ростом жизненного опыта.
Эмпатия имеет несколько уровней.
Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего со- стояния).
Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состоя- ния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Поведен- ческий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенче- ские компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентифика- цию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувствен- ной (сопереживаемой) и действенной.
В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого ин- тимно-личностного отношения, то говорят об аттракции.
1. Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой фор- му познания другого чело-века, основанную на возникновении к нему положи- тельных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.
Аттракция обусловлена внешними факторами (эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или ра- боты общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминан- тами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения,
фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к парт- неру в процессе общения).
2. Для того чтобы правильно понять партнера по общению, надо знать его от- ношение к нам, то, как он воспринимает и понимает нас. Это явление носит на- звание «рефлексии». В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия формируется в подростковом возрасте. В некоторых случа- ях может стать навязчивой - человек постоянно оценивает все, что он делает, не может расслабиться, реагировать спонтанно, отключиться от постоянной оцен- ки себя со стороны.
3. Интерпретация субъектом причин и мотивов поведения других людей - кау-
зальная атрибуция. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мо- тивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Виды атрибуций: Личностная атрибуция - причина приписывается лично совершающему поступок. Объектная атрибуция - причина приписывается тому объекту, на который направлено действие. Ваза упала, потому что плохо стоя- ла. Обстоятельственная атрибуция - причина совершающегося приписывается обстоятельствам. Они винят обстоятельства, не стремясь выяснить виновника.
Например, успех студента на экзамене мы можем приписать либо его умствен- ным способностям и упорной работе (личностная атрибуция), либо тому факту,
что билет был легким (объектная атрибуция), или что во время экзамена появи- лась возможность воспользоваться шпаргалкой или подсказкой (обстоятель- ственная атрибуция).
Изучая процесс каузальной атрибуции, психологи установили интересные закономерности: причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи –
обстоятельствам. Относительно других людей – наоборот: успех приписывается обстоятельствам, а неудачи – самим субъектам.
Этапы и факторы развития межличностных отношений
Развитие межличностных отношений проходит несколько этапов (стадий): зна- комство, и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отноше- ний в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским и затем идет прекращение отношений).
1. Знакомства – самая широкая форма МЛО. не обязывающая к устойчивому сохранению связей. Имеют 3 уровня: “знаешь в лицо, узнаешь” (самый широ- кий круг лиц), “приветствуешь” (только при взаимном узнавании), “привет- ствуешь и разговариваешь на общие темы”.
Функции: отсутствие знакомств ограничивает контакты человека, возможно-
сти удовлетворения различных потребностей (например, коммуникативных, ког- нитивных, информационных и др.) и переживается им. Особенно остро это осознается в чужом городе, на новом месте работы, службы и т. п.
2. Товарищеские (приятельские) отношения – малоустойчивые, неглубокие,
доброжелательные, отношения.
Характеристики:
1. возникают в официальной организации
2. имеют деловую направленность
3. достаточно формализованы
4. В основе лежат симпатии – антипатии являются одним из основных условий поддержания межличностных отношении.
5. Но в отличие от более близких отношений (товарищеских и дружеских), отно- шения приятельства менее разборчивы в выборе партнера по взаимодействию и общению.
3. Дружеские –это устойчивые, индивидуально-избирательные межличност- ные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников.
Характеристики:
1. строится на взаимопонимании, активной взаимопомощи
2. Бескорыстны
3. Всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновре- менно предполагают взаимную привязанность.
4.. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.
Факторы развития межличностных отношений.
1.Пространственная и временная близость. Исследования за рубежом свиде- тельствуют, что чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее они кажутся друг другу. По-видимому, и наоборот, чем реже встречаются знакомые, тем бы- стрее межличностные отношения между ними ослабляются и прекращаются.
2. Товарищеские (приятельские) отношения – малоустойчивые, неглубокие,
доброжелательные, отношения.
Характеристики:
1. возникают в официальной организации
2. имеют деловую направленность
3. достаточно формализованы
4. В основе лежат симпатии – антипатии являются одним из основных условий поддержания межличностных отношении.
5. Но в отличие от более близких отношений (товарищеских и дружеских), отно- шения приятельства менее разборчивы в выборе партнера по взаимодействию и общению.
3. Дружеские –это устойчивые, индивидуально-избирательные межличност- ные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников.
Характеристики:
1. строится на взаимопонимании, активной взаимопомощи
2. Бескорыстны
3. Всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновре- менно предполагают взаимную привязанность.
4.. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.
Факторы развития межличностных отношений.
1.Пространственная и временная близость. Исследования за рубежом свиде- тельствуют, что чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее они кажутся друг другу. По-видимому, и наоборот, чем реже встречаются знакомые, тем бы- стрее межличностные отношения между ними ослабляются и прекращаются.
Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в дру- гую контакты у них, как правило, прекращаются.
2. Вид деятельности. А) Межличностные отношения формируются во всех сфе- рах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те. кото- рые появляются в результате совместной трудовой деятельности. Б) Если по ро- ду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.). Опыт общения способ- ствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отно- шений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителям» раз- ных групп в обществе.
3. Пол.
Женский тип МЛО: 1. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. 2. В
межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. 3. Обсужде- ние нюансов собственных взаимоотношений усложняет их»).
Мужской тип МЛО: 1. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. 2. Их стиль межлич- ностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партне- ра по общению, показ своих достижений и притязаний. 3. В дружеских отноше- ниях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддерж- ки.
4. Темперамент. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают за- труднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холери- ком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устой- чивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегмати-
ком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматик с сангвиником».
5. Самооценка. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свой- ства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ,
самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми,
с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте. Аде- кватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенно- сти и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная само- оценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межлич- ностных отношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же слу- чае они приобретают напряженный характер.
Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю меж- личностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межлич- ностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.
5. Самооценка. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свой- ства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ,
самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми,
с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте. Аде- кватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенно- сти и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная само- оценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межлич- ностных отношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же слу- чае они приобретают напряженный характер.
Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю меж- личностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межлич- ностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.