Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос-ответ к экзамену международному праву
1.Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права.
Международная межгосударственная система – это сложная и очень интегрированная международно-политическая и международно-правовая категория, в которой возникло и получило свое развитие международное право.
Компоненты:
– субъекты международного права:
государство (независимо от формы государственного устройства, формы правления, пол, соц-эк и культ развития);
нации и народы;
международные межправительственные организации (например, ООН, МАГАТЭ, НАТО, ШОС и др.);
города-государства Ватикан во главе с Папой Римским (всемирного центра католицизма);
– объединений государств (СНГ, Евросоюз, Союзное государство-Российская Федерация и Республика Беларусь и др.);
– международные конференции (конгрессы) или международные форумы, на которых выносятся и решаются глобальные международные проблемы;
– международного права,
Международная система в широком смысле представляет собой целостную совокупность, включающую:
а) самых разнообразных субъектов международной системы: суверенные государства; объединения государств, не являющихся субъектами международного права (например, Движение неприсоединения, "Группа 77", государства, не имеющие выхода к морю, и др.);
нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности (например, арабский народ Палестины, народ Западной Сахары, курды);
универсальные и региональные международные межправительственные организации (например, Организация Объединенных Наций, Международная организация труда, Лига арабских государств и др.); государственно-подобные образования (например, Ватикан, в прошлом вольные города Краков и Данциг, Свободная территория Триест, Западный Берлин);
международные неправительственные организации (например, Международная ассоциация юристов-демократов, "Гринпис", молодежные, женские, студенческие, ветеранские организации и др.);
международные конференции, комитеты и комиссии, международные суды и трибуналы, транснациональные корпорации,
физические и юридические лица различных государств и др.;
б) разнообразные отношения между субъектами международной системы: политические, экономические, торговые, научно-технические, культурные, конфессиональные, другие отношения материального и нематериального характера во всем их многообразии;
в) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы.
Международная система в узком смысле представляет собой целостную совокупность, включающую:
а) суверенные государства;
нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности;
международные межправительственные организации;
государственно-подобные образования - субъекты международного права;
б) отношения между субъектами международного права - международные отношения;
в) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между субъектами международного права, - международное публичное право (далее - международное право).
Не все субъекты международной системы являются субъектами международного права, равно как и не все отношения между субъектами международной системы можно назвать международными отношениями.
Международные отношения - это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами международного права.
МО могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер (например, отношения между африканскими государствами, между государствами - участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), между государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и др.).
Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Система международного права включает:
-международное публичное право;
-международное частное право.
Предметом международного публичного права являются международные, межгосударственные отношения. Их характерной чертой является наличие публичного (государственного) интереса. К ним относятся отношения в сфере политического, экономического, культурного сотрудничества государств, правила дипломатического представительства, международного правосудия и т.д.
Специфический предмет обуславливает превалирование императивных методов регулирования. Источники международного публичного права призваны, в первую очередь, определить минимальные стандарты и общие правила поведения субъектов, обходить и игнорировать которые не допустимо.
Соответственно источниками международного права являются, в первую очередь, международные договоры, Конвенции, Пакты, Декларации, Хартии и т.д. Кроме них к источникам международного публичного права следует отнести международные обычаи, а также нормы международных организаций. Например, резолюции Совета безопасности ООН.
Субъектами международного публичного права являются государства, государственно-подобные образования (например, субъекты федерации), международные организации, и также народности, нации, борющиеся за свою независимость и т.д. Другими словами, субъект международного публичного права должен обладать качеством самостоятельных юридических действий в сфере международного общения.
2.Понятие международно-правовой̆ нормы. Виды норм международного права. Нормы juscogens.
Нормы МП - это юридически обязательные к исполнению правила поведения государств и других субъектов МП, которые устанавливаются самими субъектами МП и выполняемые ими в процессе международного сотрудничества добровольно или при необходимости с помощью особого вида принуждения.
Классификация:
1.по форме объективирования - договорные и обычные международно-правовые нормы.
Договорные МП нормы зафиксированы (закреплены) в самых разнообразных международных договорах,
В современной международной жизни многие ее стороны регулируются договорами. Международный договор стал основным источником международного права, а договорные нормы выступают наиболее частой предпосылкой возникновения правовых отношений.
Обычные МП нормы не зафиксированы (не закреплены) в каких-либо международных договорах, а существуют в виде неписаных правил поведения субъектов международного права, проявляющихся в их обычной практике.
Как отмечается в подп. «б» п. 1 ст. 38 Статута Международного суда, последний при рассмотрении дел кроме договорных норм применяет «международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».
Так же в зависимости от сферы применения обычные нормы могут быть
общепризнанными или локальными.
2.по количеству участников - нормы, обязывающие двух субъектов международного права (в двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (в многосторонних договорах).
3.по субъектно-территориальной сфере действия - универсальные и локальные.
Универсальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения большинства субъектов МП, объекты которых касаются важнейших проблем современности, в решении которых заинтересовано практически все человечество.
Локальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения, объекты которых касаются субъектов МП, как правило, одного географического региона, или такие отношения, объекты которых касаются ограниченного круга субъектов МП.
4.по юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диапозитивные нормы.
«Императивная норма (jus cogens) - норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
(jus cogens) - это такие нормы, которые составляют правовую основу всего МП и всех международных отношений вообще. Они обладают наивысшей юридической силой, любые другие нормы международного права должны соответствовать нормам jus cogens. Международные договоры, противоречащие хотя бы одной императивной норме, являются ничтожными с момента их заключения. Ни один субъект МП не может выходить за рамки императивных норм, произвольно, по своему усмотрению изменять их юридическое содержание, а тем более нарушать их.
Диспозитивные нормы - это такие нормы, которые в своих рамках предоставляют субъектам возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов и устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу.
Различие между императивными и диспозитивными нормами заключается в том, что при диспозитивных нормах заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними, и это не будет правонарушением, если не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.
5.по видам международно-правовых норм - нормы материального права и нормы процессуального права.
Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям,
Нормы процессуального права устанавливают порядок (процедуру) реализации самих материальных норм (например, порядок деятельности различных международных судебных органов, следственных и согласительных комиссий и др.).
Перечисленная выше классификация международно-правовых норм не является исчерпывающей.
3.Международное право периода Древнего Мира и Средних веков.
Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н.э. по 476 г. н.э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.
Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н.э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного "права". Родиной международного права явился Ближний. Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тыс. до н.э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.
Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:
1) пришедшие из догосударственного межплеменного "права" правила, закрепленные в обычаях и договорах;
2) религиозность;
3) регионализм;
4) обычай как главный источник международного права.
Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н.э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н.э.).
Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в "Законах Ману" и "Артхашастра". Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. В Китае (II - I тыс. до н.э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип "цаньши", означавший "поедание земель соседей", получил здесь наибольшее значение.
Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого.