Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Суверенитет Панамы над каналом должен был быть восстановлен 1 января 2000 г. Это произошло, но не полностью.
Килъский канал проходит по территории ФРГ и подчинен ее юрисдикции. Предусмотрено свободное плавание для всех судов после уплаты сборов с соблюдением установленных правил и при обязательной лоцманской проводке. Предусмотрен уведомительный порядок прохода для военных судов.
87.Понятие и принципы международного воздушного права. Международные воздушные сообщения.
Международное воздушное право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим.
Основными источниками в области международного воздушного права являются Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 г., Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 г., Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г., Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г.
Принципы:
1)воздушным пространством;
2)принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве;
3)принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.
Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством. Настоящий принцип получил закрепление как в международных соглашениях (например, в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.), так и в законодательстве различных стран, в частности в Воздушном кодексе Российской Федерации 1997г. В соответствии с данным принципом государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства.
Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком (разрешение в форме договора о воздушных сообщениях или разовое разрешение на полет, выдаваемое компетентным государственным органом). Например, недопустимы полеты в приграничной полосе с прохождением сверхзвукового барьера, если последствия звукового удара (лавины, акустические воздействия на строения, памятники архитектуры и т. п.) носят вредоносный характер на территории соседнего государства. В соответствии с принципом суверенитета над своим воздушным пространством государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, а также определяют правила радиосвязи и обеспечения безопасности полетов.
Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в пределах территории какого-либо другого государства обязано строго соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся воздушных сообщений. Иностранное воздушное судно, осуществляющее международные воздушные сообщения, во время своего пребывания в пределах территории какого-либо государства подчиняется его юрисдикции. А в отношении транзитного пролета через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, при архипелажном пролете и в случае наличия специальных соглашений по проливам (например, по Черноморским) также действуют специальные правила.
Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве. К открытому, или международному воздушному пространству, относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. Все воздушные суда во время своего пребывания в международном воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако согласно Чикагской конвенции 1944 г. правила полетов, которые устанавливаются ИКАО в соответствии с данной Конвенцией, действуют над открытым морем без каких-либо исключений. Все государства должны придерживаться этих правил и принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем.
Система правил полетов, действующих в открытом воздушном пространстве, складывается на основе обобщенных, основных правил, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции, а также в «Процедурах аэронавигационного обслуживания – Правилах полетов и обслуживания воздушного движения» и «Дополнительных региональных процедурах».
Чикагская конвенция 1944 г. и регламенты, содержащиеся в приложениях к ней и других документах ИКАО, не распространяются на государственные летательные аппараты. В большинстве случаев согласование и соблюдение правил полетов ИКАО государственными воздушными судами стали обычно-правовой практикой.
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. В соответствии с этим принципом государства обязаны принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс, а также вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Международное воздушное сообщение в самом общем смысле означает любое воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство на территорию более чем одного государства с целью общественных перевозок пассажиров, почты или груза за вознаграждение или по найму как на регулярной, так и нерегулярной основе.
Под регулярным международным воздушным сообщением понимается любое воздушное сообщение, открытое для публичного использования и осуществляемое в соответствии с опубликованным расписанием или с такой регулярной частотой, что оно представляет собой явную систематическую серию рейсов. В противоположность этому любое другое международное воздушное сообщение, осуществленное как сообщение, отличное от регулярного международного воздушного сообщения, рассматривается как нерегулярное международное воздушное сообщение.
Нерегулярные авиаперевозки возникли в качестве важной категории воздушной перевозки вначале в Европе, а затем позднее они распространились в Северной Америке и других регионах. Быстрый рост этих перевозок, ускоренный растущим спросом на воздушные перевозки по низкой стоимости, отмечался в 1960–1970-х гг. На темпах нерегулярных перевозок большое влияние оказало развитие международного массового туризма. В отличие от регулярных международных авиаперевозок, которые регулируются в основном двусторонними соглашениями, нерегулярные международные авиаперевозки обычно разрешаются на основе национального законодательства. Некоторыми государствами заключены двусторонние соглашения о нерегулярных воздушных перевозках, но их очень немного.
Нерегулярные авиаперевозки осуществляются в разнообразных формах и среди них различаются четыре категории. К первой категории относятся пассажирские чартерные рейсы, которые открыты для широкой общественности. Вторая категория связана с грузовыми чартерными рейсами.Третья категория включает: смешанные пассажирские/грузовые чартерные перевозки, используемые одним и тем же фрахтователем для перевозки как пассажиров, так и груза. К четвертой категории международных нерегулярных воздушных перевозок относятся нерегулярные нечартерные рейсы для перевозки по индивидуально оформленному билету или индивидуально оформленной авиагрузовой накладной. Эти рейсы не осуществляются в соответствии с опубликованным расписанием, а продаются отдельным представителям общественности, обычно грузоотправителям.
88.Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты.
С точки зрения правового режима различают следующие виды воздушного пространства:
а) воздушное пространство над государственной территорией, включая воздушное пространство над территориальными водами;
б) воздушное пространство над территориями, не находящимися под суверенитетом государств (открытое море, Антарктика и др.).
В зависимости от вида устанавливается и различный правовой режим воздушного пространства:
а) воздушное пространство над сухопутной территорией государства, а также над его внутренними и территориальными водами является государственной территорией подлежащего государства; оно неприкосновенно, и государство осуществляет над ним полный и исключительный суверенитет;
б) воздушное пространство над экономическими зонами, открытым морем, Антарктикой свободно для полетов всех видов самолетов с учетом правового режима этих вод.
Правовой режим воздушного пространства отдельного государства — это совокупность юридических норм, устанавливающих права государств в отношении их воздушного пространства и порядка его использования, порядок воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров.
Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права полетов.
Международно-правовой основой по регламентированию полетов военных воздушных судов является Договор по открытому небу 1992 г., Россия ратифицировала его в 2001 г. Договор в параметрах специальных квот (например, Россия и США получили возможность осуществлять по 42 полета) регулировал выполнение наблюдательных полетов военных воздушных судов государств-участников над территорией друг друга в режиме "мер доверия".
Иной правовой режим устанавливается для полетов в воздушном пространстве, на которое не распространяется суверенитет отдельных государств. Находясь в таком воздушном пространстве, каждое судно должно учитывать законные интересы других государств, соблюдать правовой режим такого воздушного пространства, установленный в соответствии с рекомендациями ИКАО, других международно-правовых актов (например, Конвенцией ООП по морскому праву). Воздушным судам, находящимся в воздушном пространстве над открытым морем, запрещается совершать незаконные действия в отношении воздушных судов других государств, запрещается несанкционированное радиовещание, загрязнение атмосферы. Каждое воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия, регистрационный номер, в случае их отсутствия оно признается судном без национальности и лишается международно-правовой зашиты.
Полеты военных самолетов в воздушном пространстве над открытым морем могут стать предметом регулирования международных соглашений. Так, 25 мая 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, согласно которому экипажи самолетов одной стороны "должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие" при приближении к самолетам другой стороны (ст. IV), они не должны создавать помех военным кораблям в выпуске и приеме самолетов, допускать имитации атак и применения оружия, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями, сбрасывания вблизи них различных предметов (ст. IV). 22 мая 1973 г. был подписан Протокол к этому Соглашению, который регулирует действия военных самолетов в отношении невоенных судов. Согласно Протоколу запрещаются "имитация атак путем разворота орудий, ракетных пусковых установок, торпедных аппаратов и имитации применения других видов оружия в направлении невоенных судов другой стороны", а также запрещается "выбрасывать какие-либо предметы вблизи невоенных судов другой стороны таким образом, чтобы они представляли опасность для этих судов или помехи для мореплавания», (ст. II).
89.Понятие и источники международного космического права.
Под международным космическим правом понимается отрасль современного международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу установления правового режима космического пространства и небесных тел, использования и исследования космического пространства и небесных тел.
Международное космическое право основывается на принципах:
- принцип осуществления исследования и использования космического пространства только на благо и в интересах всего человечества;
- принцип открытости исследования и использования космического пространства и небесных тел всеми государствами на основе равенства;
- принцип недопустимости национального присвоения космического пространства и небесных тел;
- принцип исследования и использования космического пространства и небесных тел в соответствии с международным правом;
- принцип ответственности государств за ущерб, причиненный в результате космической деятельности.