Файл: Контрольная работа Вариант 4 по дисциплине Философия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГЭУ | МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра «Философия и медиакоммуникации»
Контрольная работа
Вариант № 4
по дисциплине «Философия»
Тема: Представления древнегреческой философии о космосе и человеке (по работам А.Ф. Лосева). Влияния идем космоса на художественное мышление античности
Выполнил: Жуланов Д.С.
Группа: ЗПОВТ-1-21
Шифр: 3210520
Подпись:
Преподаватель:
Оценка:
Дата:
Подпись:
Казань 2023
Содержание:
Введение
Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII - начале V в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса, тем не менее в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. В данной работе хочется раскрыть такие вопросы как: какое место занимает относительно космоса человек, что есть космос для древнегреческих философов, что есть человек в древнегреческой философии, какая существует связь между макрокосмом -- Вселенной и микрокосмом-- человека. В реферате использованы труды таких авторов как Асмус В.Ф., Радугин А.А., Павленко Н., Никулин Д.В., Фролов И.Т. и так же труд Платона «Тимей».
Глава 1. Древнегреческая философия
1.1 Рождение древнегреческой философии
Ранние греческие философы несомненно испытывали влияние мифологических образов. В их произведениях можно обнаружить представления, характерные для древнегреческих мифов: о первичном бесформенном состоянии Вселенной, о постепенном развитии мира из хаотического состояния в сторону упорядоченности, об отделении неба от земли, о периодической гибели и новом рождении Вселенной.
Однако эти представления присутствуют у древнегреческих философов, когда мыслители пытались объяснить явления природы и общества на основе естественных причин, которые человек способен познать разумом, путем их изучения. Само изучение природы в те времена осуществлялось посредством наблюдения за теми или иными природными явлениями. На основе наблюдения накапливались факты, благодаря чему древние философы пытались найти некие закономерности жизни природы.
Происхождение и структура мира, свойства природы -- вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. Еще Аристотель обратил внимание на этот факт и потому называл своих предшественников “физиками”, т.е. исследователями природы. Сегодня для характеристики ранней древнегреческой философии чаще других используется термины философия “физиса” или натурфилософия. Натурфилософия -- это наука, изучающая философию природы, “мудрость природы”. В целом учения натурфилософов были еще тесно связаны с мифологическими представлениями.
В изучении природы они дошли до предела возможностей тогдашней науки, создав философию атомистического материализма. Дальнейшая древнегреческая философия, развивавшаяся на основе созданных натурфилософских теорий, поставила в центр философии уже иные проблемы.
1.2 Отличительные особенности античной философии
Во-первых, античная культура отличается космологичностью. Космос противостоит Хаосу своим совершенством и упорядоченностью, своей красотой. Сама по себе красота заключена в природе, поэтому подражать ей следовало всем без исключения художникам. Так складывались эстетические категории, тесно связанные между собой, исходящие из космологичности мышления и пронизывающие всю античную культуру, все искусство: красота, гармония, мера. Красота, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире. Красота в понимании древних греков есть соразмерность, органичность, гармоничность. Мера -- исходный принцип существования чего-либо определенного. По словам Демокрита, «прекрасное есть надлежащая мера во всем». Понятие меры должно быть присуще не только людям, занимающимся искусством, но и политикам и философам. Как основная черта бытия особо выделялось понятие гармонии как выражения чувства меры, единства в многообразии, как «внутренняя природа вещей». Образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония общества и человека.
Во-вторых, античную культуру объединял антропоцентризм. Лучшее определение антропоцентризма заключено в словах Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком. Сопоставление макрокосма -- Вселенной и микрокосма -- человека предполагало гармонию существования. Поэтому для древнегреческой культуры был свойственен поиск «пропорции связи вещей», математических законов красоты и гармонии, поиск идеала человеческого тела и духа. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего выявились идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры, установлены правила пропорционального соотношения его частей. Предполагается, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Тело, прекрасное само по себе, было лишь частью гармонической личности. Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин полиса. Прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Это положение определяет «телесный» характер культуры Древней Греции. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием. Культ тела определялся и более прагматическими причинами: ловкость, сила были необходимы для защитника отечества, т. е. для военных целей. Соотнесение природных объектов с человеческим телом определило отношение греков к земной жизни: любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения. Культ тела повлиял на совершенно особенное отношение к наготе, а само тело стало мерилом всех форм греческой культуры: философия, математика, скульптура и архитектура, поэзия и драма, даже риторика определяли человека своим критерием.
В-третьих, общим в культуре античной Греции была состязательность. Эта черта была порождена полисным характером культуры. Состязательность характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания спортивные, конные, художественные -- поэтические и музыкальные, состязания философов. Агон (состязание, борьба) олицетворял характерную черту свободного грека, гражданина полиса: его личные заслуги и качества проявлялись только тогда, когда выражали идеи и ценности городского коллектива. Состязательный характер античной культуры проявляется и в таких ее чертах, как праздничность, зрелищность, красочность. Праздники сопровождали все состязания и сельскохозяйственные работы и являлись неотъемлемой частью социальной жизни древних греков.
Глава 2. Представление древнегреческой философии о космосе и человеке
2.1 Как раскрывается понятие «Космос» в древнегреческой философии
Если заглянуть в философский словарь, то космос (греч. kosmos - вселенная) - это вселенная, мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики. С развитием космонавтики, однако, под космосом обычно стали понимать и малую часть вселенной, соседнюю с Землей, притом за Вычетом самой Земли, «внеземное». Наряду с этим определением существуют и другие. Античный космос представляется как иерархическое конечное живое существо, сотворенное демиургом, гармонически расчисленное и обустроенное. В космосе у каждого -- у человека, вещи, события -- есть свое место и тем самым -- свой смысл. Космос устроен наилучшим образом и существует естественно, по природе -- и в этом его естестве проявляется логос, ведь "природа, -- замечает Аристотель, -- как это видно из ее явлений, не так бессвязна, как плохая трагедия". В космосе находит проявление и отражение, пусть несовершенная, гармония идеального мира: демиург, Творец мира, упорядочил в нем стихии -- первичные составляющие космоса -- четыре элемента при помощи идей и чисел. И гармоничное это уложение космоса проявляется на всех уровнях иерархии, так что человек -- тоже космос, хотя и малый -- микрокосм.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле. С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы. Но греческий мир с одной стороны ограничен полисом, с другой стороны существует космос - наилучшее устройство полиса. Космос - единая благоустроенная вселенная, в котором господствует порядок и красота. В греческом понимании отсутствует понимание бесконечности. Космос грека это не наша вселенная, которая неограниченна. В греческой философии очень важен человеческий (антропологический) принцип. Греческий космос соизмерим с человеком, это понятие является философским, у этого понятие есть начало и конец, причем два этих понятия совпадают. В любой точке есть начало и конец. Космос является образом для времени. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя». Семантически наиболее близки в русском языке -- «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции -- упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе -- космологии. Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос».
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный. Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как аморфное, текущее сосредоточение материи. Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.
А у Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т. н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы». Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи.
Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры). В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный