Файл: Философия Платона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет”.

Социальная философия

Большой интерес представляет социальная философия Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе, которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял.

Государство Платона

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

Наука о происхождении государства
Прежде всего, Платон анализирует причины возникновения государства. По его мнению, изложенному в произведении «Государство», человек по своей природе не является самодостаточным, а отсюда у него возникает потребность в других людях, которых он использует, чтобы удовлетворить те или другие свои потребности. Следовательно, государство возникает в силу необходимости объединения людей для наилучшего удовлетворения своих потребностей. Платон — автор и другой идеи о происхождении государства: оно есть результат деятельности так называемого демиурга — творца, создателя, некоей высшей силы.

Возникает вопрос: а возможно ли в принципе идеальное государство? У Платона по этому поводу не было никаких сомнений. Его рассуждения по этому поводу сводились к следующему: начертите на песке круг. Он несовершенен и полон всяких отклонений от идеального круга. Но ведь так легко, глядя на этот круг, представить себе идеальный круг. Почему же такой же метод нельзя применить к человеческому обществу?

Теория идеального государства

Каким же видел идеальное государство Платон? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим, что он предпринял попытку классифицировать государства в зависимости от существующего в них государственного строя. Он выделил три типа государственного строя и внутри каждого из этих типов соответствующие виды государств.

К первому типу он отнёс государства, в которых власть принадлежит одному человеку: это монархия и тирания.

Ко второму типу он отнёс государства, в которых власть принадлежит меньшинству. Это аристократия (власть принадлежит людям благородного происхождения), олигархия (власть принадлежит людям богатым) и тимократия (власть принадлежит людям, которые стремятся к почёту, славе).

Третий тип государства составляют те, где власть принадлежит большинству. Это демократия (власть принадлежит народу) и охлократия (власть принадлежит толпе).

Наилучшим типом государственного строя у Платона считалась аристократическая республика, а наихудшим — демократия. Аргументируя такую оценку демократии, Платон подчёркивал, что в демократии часто избирают не тех, кто может что-либо лучше сделать, а тех, кто лучше говорит. Однако, поскольку рано или поздно нужно держать отчёт за свои обещания, у власть имущих нет другого выхода для удержания власти, кроме как употребить для этого силу; отсюда — демократия перерождается в тиранию. Платон говорит, что типы государственного строя подвижны и переходят от одного к другому.



Платон в своих философских рассуждениях продолжил путь, который был проложен Сократом. Но он вышел за пределы этических проблем своего учителя Сократа и занялся исследованием так называемых метафизических проблем, то есть исследовал понятия, названия всего, что существует. Он был убеждён, что человек познает мир не иначе как при помощи неисчислимого количества понятий. Однако у него закономерно возник вопрос, а чем являются эти понятия? например, мы употребляем понятие "прекрасное" и говорим, что нечто прекрасно: музыка, картина, пейзаж, лицо человека. Какая-то вещь сейчас прекрасна, но может это качество утратить: произведение искусства может быть утеряно или уничтожено, красота человеческого лица может пройти с возрастом».

Платон приходит к выводу, что наряду с такими вещами, которые изменяются, которые когда-то возникают, а затем исчезают, то есть бытие их во времени ограничено, существует бытие вечное, неизменяемое, нематериальное, то, что недоступно непосредственному восприятию человеком, невидимо, совершенно — идеи (эйдосы).

Онтология Платона

Итак, Платон считает, что существует два мира. Первый — это мир идей (эйдосов), мир предельно широких понятий, мир идеальный. Именно он является причиной существования другого мира — материального.

Другой мир — это мир вещей, действительный мир, в котором мы живём. Этот другой мир — изменчив, преходящ, временен, вещи когда-то возникают, затем развиваются и гибнут; он несовершенен, он доступен чувственному восприятию; материален, он — следствие первого мира, его более или менее удачная копия.

Платон утверждал, что совершенные, вечные, неизменные, невидимые, нематериальные идеи — это образы реально существующих вещей, а вещи, в отличие от идей, — несовершенны, поскольку они материальны. Действительный, реальный мир — это копия, следствие мира идеального, который является образцом и причиной мира вещей. Платон идёт дальше: он утверждает, что идеи существуют объективно, независимо от нашего сознания и вне его, независимо от того, познаём ли мы их и как мы их познаём.

Учение Платона о человеке

Платон утверждал, что душа бессмертна, существует независимо от тела, она совершенна, в отличие от несовершенного тела. Тело привязывает душу к материи и становится для неё тюрьмой. Душа — это бессмертная часть человека, божья искра в человеке, она происходит из божественной сферы. Вначале душа существовала без тела, однако вследствие чувственных желаний была наказана и перешла в человеческое тело, которое стало для нес темницей. После смерти человека душа покидает тело и путешествует в мир идей. Здесь она соприкасается с эйдосами, познаёт их. Смерть, следовательно, не является злом.


Теория познания Платона

Платон в теории познания — крайний рационалист: истина может быть познана исключительно с помощью разума, а чувства не только не помогают познать истину об идеях, они мешают этому.

Платон разделил душу человека на три связанные друг с другом части: первая означала то, что в человеке божественно — это разум; вторая ответственна за чувственное постижение мира — воля и нижестоящая часть души — аффекты, страсти.

Платон аллегорически сравнивал душу с повозкой, которая запряжена двумя лошадьми. Разум — это тот, кто управляет повозкой, всадник, первая лошадь — послушная — это воля; а вторая, — норовистая лошадь — это аффекты, страсти. Таким образом, как идея выше вещи, так и разум выше чувств человека.

Отсюда вполне логично для системы объективного идеализма Платон разрабатывает свою теорию познания. Истинное познание должно быть направлено на познание мира идей, поскольку он совершенен, неизменен, вечен. В отличие от мира идей, мир вещей не может быть подлинным предметом познания. Процесс постижения истины может быть эффективным только тогда, когда он опирается исключительно на разум.

Познание, утверждал Платон, — это припоминание душой того знания, которое как бы записано в душе человека, то есть оно основано на анамнезе (припоминании). Все мы рождаемся, уже зная вещи сами по себе, и знаем их до конца своих дней. Те, о ком мы говорим, что они познают, на самом деле только припоминают, и учиться в этом случае означало бы припоминать.

Заключение


За последние 150 лет ряд известных философов критиковали политические взгляды Платона. Начало было положено ещё Фридрихом Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). Ницше провозгласил Платона наряду с «деспотическим логиком» Сократом отцом аполлонического начала в европейской культуре. С других позиций Платона критиковал Карл Поппер. В работе «Открытое общество и его враги» (1945) он трактовал политическую философию Платона как утопическую, обвиняя Платона в историцизме, и рассматривал его как первого тоталитариста. В дальнейшем развитие получила критика в русле ницшевской традиции. К ней относятся «антиплатонические» тексты Мартина ХайдеггераХанны АрендтЖака Деррида
Жиля ДелезаЛео ШтраусаМишеля Фуко.

Список литературы




1.Платон и его эпоха; Наука - , 2014. - 320 c.
2.Сократ, Платон, Аристотель, Сенека; Республика - Москва, 2011. - 268 c.
3.Асмус В. Ф. Платон; Едиториал УРСС - Москва, 2012. - 160 c.
4.Асмус, В. Платон; Мысль - Москва, 2011. - 247 c.
5.Блэкберн Саймон Платон. Республика; АСТ, АСТ Москва, ВКТ - Москва, 2011. - 256 c.
6.Гиляров А. Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель; Либроком - Москва, 2011. - 370 c.
7.Головачев, В.Г. Платон Ермаков; Ростов-на-Дону: ростовское книжное - , 2014. - 214 c.