Файл: Качество жизни и развитие человека эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Постановка этих проблем не является новой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще одно важнейшее направление повышения уровня жизни – это повышение заработной платы. Ведь известно, что примерно одна пятая часть населения России имеет среднедушевые денежные доходы ниже исчисляемого прожиточного минимума, то есть относится к «бедным».
Таблица 2.Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Год

Млн. человек

В % от общей численности населения

2013

25,2

17,6

2014

25,2

17,7

2015

21,6

15,3


Поэтому увеличение денежных доходов населения является главнейшим шагом на пути улучшения качества и уровня жизни населения.

Очень высока в снижении уровня дифференциации доходов и масштабов бедности населения роль социальных трансфертов и налогов.


Таблица 3.Уровень относительной бедности населения ряда европейских стран до и после получения социальных трансфертов (исключая пенсии), %

Страна

Доля населения с доходами ниже черты бедности

Доля населения, не попадающая в число бедных за счет трансфертов

без учета трансфертов

с учетом трансфертов

Великобритания

29

17

12

Германия

21

11

10

Франция

24

16

8

Италия

22

19

3


Как видно из таблицы, для некоторых стран осуществление трансфертных выплат помогает значительно снизить уровень бедности, поэтому значимым видится совершенствование системы социальной защиты населения с целью ослабления негативных последствий экономических преобразований. Большую роль в снижении бедности, а следовательно и в повышении общего уровня жизни играет социально-трансфертная политика государства. Увеличение общественных расходов на социальные пособия и социальную помощь и повышение их уровня адресности могут в значительной степени способствовать сокращению бедности населения России.


Еще одним инструментом влияния на уровень жизни является налоговая политика государства, направленная на уменьшение дифференциации доходов населения. Прежде всего, это могло бы выразиться в ведении прогрессивной системы налогов, что привело бы к ослаблению налогового бремени для групп с более низкой номинальной заработной платой и усилению этого бремени для наиболее обеспеченных граждан. Это в некоторой мере вкупе с социальными трансфертами перераспределило бы денежные доходы, что привело бы к более оптимальному уровню жизни населения.

В Российской Федерации имеют целью улучшение и повышение уровня жизни так называемые национальные проекты. Национальные проекты проводятся в различных институтах и сферах жизни общества. Например, национальный проект «Образование» призван улучшить качество образования, добиться улучшения материально-вещественной базы школ, финансируемых из бюджета, и высших учебных заведений, увеличения финансирования образования, создания социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, а также имеет целью усилить контроль деятельности негосударственных ВУЗов, сделать систему образования более гибкой, восприимчивой к переменам. Вложения в улучшение образования несомненно принесут пользу, поскольку ведущая роль образования обусловлена ключевым значением умственного, интеллектуального капитала, значение которого в будущем будет только возрастать, что повлияет и на уровень жизни. Существуют также другие национальные проекты, как например, «Здоровье», «Жилье», «Развитие АПК», которые так же призваны обеспечить условия функционирования отдельных составляющих их компонентов с целью улучшения состояния тех частей общества, на которые они направлены.

В правительственных документах, а именно в распоряжении Правительства РФ, общее направление улучшения уровня жизни определяется отдельной главой под названием «Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни», в которой разбираются аспекты приоритетных национальных проектов, а также есть пункт «Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи» [1. С. 32].

Еще одно из направлений – повышение уровня занятости населения. В распоряжении Правительства в главе «Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда» отмечается, что устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Повышение занятости ведет, с одной стороны, к увеличению ВВП, а с другой, к увеличению доходов населения. Создание новых рабочих мест означает также запуск новых производственных мощностей, открытие новых предприятий и т.д., что свидетельствует об увеличении экономической активности экономических субъектов, которая отражается на уровне жизни населения.



Таким образом, повышение уровня и качества жизни достигается благодаря активной и эффективной социально-экономической политике государства. Важнейшими аспектами повышения жизненного уровня являются совершенствование трансфертной политики, созданий условий для полной занятости, а также меры, направленные на увеличение производительности труда и повышение заработной платы и реальных доходов населения.

Обобщая можно сделать вывод, что повышение уровня жизни населения является приоритетнейшим направлением в развитии государства в целом, поскольку высокий уровень жизни способствует снижению социально-экономической напряженности в стране, повышению удовлетворенности человека; высокие уровень и качество жизни позволяют индивиду активнее развивать свой духовно-культурный человеческий потенциал, раскрывать себя как личность и все время стремится к совершенствованию.




Заключение


Ни один из обобщающих показателей уровня жизни населения не может дать полной картины о реальной ситуации, так как на уровень жизни населения влияет слишком много факторов. Обобщенный показатель дает возможность сравнения с другими странами, но при этом рост значения данного показателя не является однозначным признаком улучшения социальной сферы в стране. Как было показано во второй главе, рост ВВП и ИРЧП никак не отразил спад в других важных сферах, влияющих на благополучие населения.

В последние годы основные экономические показатели России незначительно, но повышались, что должно было положительно сказаться на уровне жизни населения. Однако дифференциация населения по уровню доходов, которая связана, прежде всего, с весьма невысоким уровнем дохода у малообеспеченных групп населения, низким уровнем социальных гарантий, значительная часть которых ниже величины прожиточного минимума, осталась высокой. При этом государственная поддержка абсолютно не в состоянии обеспечить защиту малоимущим слоям общества, что, как правило, ведет к еще большему усугублению их положения. Под угрозой в первую очередь пенсионеры и инвалиды. Средства, выделяемые матерям-одиночкам, так же не оставляют шанса нормально растить ребенка.

Проблемы в сфере жилья негативно влияют на демографическую ситуацию. Условия, в которых живет большая часть населения нельзя назвать нормальными и способствующими развитию человеческого потенциала. При этом стоит отметить, что огромное количество людей живет в зонах с плохой экологией.


В решении сложившихся проблем основная роль возлагается на государство, которое выражает интересы своих граждан, разрабатывает и принимает меры преодоления противоречий между социальной справедливостью и эффективностью рыночного хозяйства. При этом возникают проблемы, как с развитием эффективной экономики, так и с распределением дохода в пользу социальных нужд.

Формирование современной экономики требует учета социальных вопросов, воздействующих на показатели уровня жизни населения. Для реализации заявленной президентом стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. Будет сложно отказаться от чрезмерной эксплуатации сырьевого потенциала страны, а также усовершенствовать правовую базу, без которой нормальное функционирование экономики просто невозможно, как невозможно и социальное благополучие.

Библиографический список

  1. Алексеев Ю.П. Социальная политика [Текст]: Учебник / под редакцией Ю.П. Алексеев, Экзамен, 20103 – 75 с.

  2. Булатов А.С. Экономика: [Текст]: Учебник. 3-е изд. /под редакцией А.С. Булатова – М.: Экономистъ, 2015 – 202 с.

  3. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: [Текст]: Учеб. Пособ. – 3-е изд. – М.: «Дашков и К», 2014. – 231с.

  4. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Владос. – 2013. – 155 с.

  5. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: [Текст]: Учеб. Пособ. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 184с.

  6. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: [Текст]: Учебник.- М.: Флинта, 2011 – 198 с.

  7. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: [Текст]: Учебник / под редакцией Р.В. Крюков – М.:Приор-издат., 2015 – 98 с.

  8. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования [Текст]: Учеб. Пособ. / под редакцией Л.А. Кузьмичева, М.Ф. Федорова, Е.Е. Зедесенца – М.:ВНИИТЭ, 2010 – 67 с.

  9. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка [Текст]: Учеб.пособие – М.: «Дашков и К», 2013. – 250с.

  10. Мелюшин П.В., Байдак Д.Н. Прогнозирование и планирование в экономике: [Текст]: Курс лекций. – Мн.: Веды, 2014. – 77с.

  11. Цыганков В.А. Теория и методология исследования качества трудовой жизни: Моногр. - М.: Изд-во "Экономика", 2006. - 277с.

  12. Прогнозирование и планирование экономики: [Текст]: Учеб. Пособ. / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.;— Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2011.— 180с.

  13. Бюджетная обеспеченность самых бедных регионов РФ [Текст] / Новости// «Экономика и жизнь» / №36 (9352) /16.09.2010 – 23 с.

  14. http: www//statistika.ru

  15. www//kirovstat.kirov.ru

  16. http://www.regnum.ru/news/economy