Файл: Развития речевой активности является дошкольный возраст.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе, поскольку наиболее благоприятным для развития речевой активности является дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой - развитием элементов произвольности, самосознания, что обеспечивает ребенку определенный уровень самостоятельности. Кроме того, одной из основных задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является развитие связной, правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, она носит характер последовательного систематического развернутого изложения и является показателем будущей успешности ребенка в школе. В дошкольном возрасте дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
В настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечается нарушение связной речи, неумение правильно излагать свои мысли, понимать и полным развернутым предложением отвечать на поставленные вопросы, логично рассуждать и делать точные определенные выводы, что препятствует успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.
Несмотря на недостатки связной речи, по мнению многих исследователей (В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной) для полноценного усвоения детьми развернутой связной монологической речью необходимо найти наиболее эффективные методы коррекции данного речевого нарушения. Известно, что основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Система работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций :
Подготовительный этап, цель которого эмоциональное развитие и подготовка детей к правильному формированию фразовой речи посредством игр-драматизаций. На данном этапе необходимо решить следующие задачи:
Замотивировать
детей процессом игры для дальнейшего обучения;
Обогащать словарь новыми словами и словосочетаниями;
Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;
Развивать интонационную выразительность речи;
Развивать коммуникативные навыки;
Развивать умения передавать характерные особенности героев произведений с помощью выразительных средств речи; планировать связные высказывания;
Развивать фразовую и диалогическую речь;
Воспитывать интерес к играм-драматизациям.
Основной этап, цель которого - формирование диалогической речи и предпосылок монологической речи посредством игр-драматизаций
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Обогащать и активизировать словарь новыми словами и словосочетаниями;
Учить задавать и отвечать на вопросы: репродуктивные (Кто? Что); поисковые (Где? Куда? Откуда); проблемные (Что было бы, если? Как бы ты сказал? Что бы произошло, если бы)
Формировать навыки грамматически правильного оформления высказываний;
Развивать вербальную память, образное мышление, учить использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя;
Развивать диалогическую и монологическую речь в играх драматизациях с использованием атрибутов;
Основными условиями эффективности работы стали:
систематичность проведения упражнений и заданий
распределение упражнений в порядке нарастающей сложности
подчиненность заданий выбранной цели
чередование и вариативность упражнений
Формы работы с детьми
Работа с детьми осуществлялась в форме фронтальных, групповых и индивидуальных занятий:
На занятиях (фронтальных, групповых, индивидуальных) - используются элементы драматизации, способствующие раскрепощению детей, преодолению застенчивости, страха перед речью, развитию коммуникативных отношений, обогащению и активизации словаря, интонационной выразительности, мимики, силы голоса, обогащению эмоционального словаря, в соответствии с темой занятия. А так же запоминанию текста и его воспроизведению.
Одним из необходимых условий успешного результата обучения детей
является создание мотивации речевой деятельности.
Драматизация (игры - имитации, игры – импровизации, этюды, игры-драматизации, ролевые диалоги) в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста способны создать интерес к занятию.
С целью развития связной речи на каждом занятии проводятся упражнения с элементами драматизации, подобранные в соответствии с тематикой занятий:
- Лексические упражнения связаны с разнообразными заданиями на развитие словаря ассоциаций, антонимов, синонимов, слов, объединенных тематическим признаком; относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); слов для правильного завершения смысла высказывания и др.
- Лексико-грамматические упражнения: дополнение предложений нужным по смыслу словом; составление предложений–ответов на вопросы; составление предложений по опорным словам; составление предложений с данным словом; распространение начальной структуры предложения по вопросам и путем наращивания слов по цепочке; преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т. д. ; преобразование деформированной фразы; составление расширенного значения знакомого словосочетания (громадный дом – очень большой дом или дом, который выше всех других домов).
Таким образом, положительная динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста является результатом использования элементов драматизации, игр - драматизаций в работе по развитию связной речи. Дети стали активно общаться как с педагогом, так и со сверстниками, обогатился и активизировался словарь. При построении самостоятельных рассказов многие дети стали использовать распространенные предложения, в которых прослеживается логичность, связность высказываний, последовательность изложения мысли, снизилось количество пауз, аграматизмов. Речь детей приобрела интонационную выразительность.
https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-rechi-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-igr-dramatizacii.html
Игра-драматизация как средство развития связной речи
Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Игра-драматизация заключается в изображении, разыгрывании в лицах литературных произведений с сохранением последовательности эпизодов. Сюжет игры, последовательность событий, роли, поступки, речь героев определяются текстом литературного произведения. Игра-драматизация происходит по заранее заданному сюжету и предусматривает роли, регламентированы пределами авторского текста. Детям необходимо дословно запомнить текст, осознать ход событий, образы героев сказки или рассказы и изобразить их именно такими, какими они есть в произведении. Литературное произведение своему содержанию определяет, какие действия необходимо выполнять, однако он не содержит указаний относительно способов их воплощения - движений, мимики, интонации
Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. В нашем исследовании под «игрой-драматизацией» понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками занятия в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
Характерное для игры-драматизации образное, яркое изображение действительности или сказки, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему. Игра-драматизация – это история, «рассказываемая» всеми участниками занятия в действии: пластике, пении, характерных движениях, повторяемых за ведущим.
Первостепенное значение в достижении педагогических возможностей игры-драматизации имеет текст – ее драматургическая основа.
При самостоятельной попытке педагога создать такую игру нужно иметь в виду, что владение рифмой – желательно, но не обязательно. Сюжет может строиться и в виде «белого стиха», в котором большое значение имеет ритмический рисунок текста. Во время игры с детьми педагогу необходимо следить за тем, чтобы его речь и движения были согласованы и выразительны.
При создании игры-драматизации можно воспользоваться и приемом монтажа – выстроить сюжет на основе подбора готовых отрывков, стихов, песенок разных авторов. Нужно только помнить о том, чтобы за словом в таком сюжете предполагалась возможность выражения его в увлекательном действии. Простое копирование движений педагога детьми ни в коей мере не подразумевается ни в ходе «венка игр», ни в «игре-драматизации», задача педагога – дать импульс активности детей, точно обозначая в интонации, пластике и «ритмическом рисунке» смысловые акценты.
Игры-драматизации представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки), а так же сюжетно-ролевых ситуаций. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность игр-драматизаций состоит в том, что они не всегда имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка носит творческий характер.
В нашем исследовании мы разделили игр-драматизацию на следующие группы:
1. Игры-«повторялки»
Их правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками. Игры данного типа незаменимы для самых маленьких, так как:
– являются первым опытом подчинения общим правилам и простейшим задачам;
– способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и т.п.);
– помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми;
– обучают согласованности действий в группе;
– развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные навыки и т.д.
Стоит отметить, что в играх детей среднего и старшего дошкольного возраста «повторялки» в чистом виде встречаются редко.
2. Игры на внимание
Правила таких игр могут быть связаны с умением в нужный момент точно, не сбившись, выполнить игровые действия.
Такие правила способствуют развитию целенаправленного слухового восприятия (например, в игре «Дождик» по соответствующей песенке вовремя спрятаться под «крышу», в игре «Цыплятки и Коршун» – пищать после слов «Коршун летит!»), а также формированию умения четко выполнять простейшие игровые задачи.
3. Игры-«догонялки»
Игровое правило связано с необходимостью догнать кого-либо, суметь убежать от «водящего». Это любимые игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они способствуют:
– формированию инициативности и решительности;
– развитию ловкости, ориентации в пространстве, умения подчиняться правилам;
– преодолению страхов (при встрече в игровых обстоятельствах со «страшным» персонажем: Волком, Коршуном, Медведем и пр.).
4. Игры-«отгадки»
Правила таких игр связаны с различными задачами: верно определить место какого-либо спрятанного предмета, угадать его название; отгадать по характеру движений суть происходящего (например, профессию) и т.п.