Файл: Нормативные основы организации работы с неуспевающими обучающимися.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение к теме 4
Организация работы с неуспевающими обучающимися

Нормативные основы организации работы с неуспевающими обучающимися



В части 2 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закона) дано понятие учащегося, имеющего академическую задолженность «это учащийся, имеющий неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации хотя бы по одному учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы или непрошедший промежуточную аттестацию без уважительной причины». Понятие «неуспевающий учащийся» действующим законодательством не определено, поэтому будем считать неуспевающим обучающегося, который имеет академическую задолженность и обучающегося, получившего на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты.

Учащийся, имеющий академическую задолженность, обязан ее ликвидировать в пределах одного года с момента образования в сроки, определяемые образовательной организацией (ч. 3 ст. 58 Закона). В этот период не включается время болезни обучающегося (с. 5 ст. 58 Закона). Ликвидация академической задолженности в период каникул недопустима, поскольку каникулы плановые перерывы для отдыха и иных социальных целей, предоставляемые учащимся в соответствии с календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34 Закона).

Учащийся, не прошедший промежуточную аттестацию по уважительным причинам, законодательством об образовании к категории
имеющих академическую задолженность не относится (ч. 2 ст. 58 Закона), и, хотя такой учащийся переводится в следующий класс тоже условно (ч. 8 ст. 58 Закона), обязанность проходить промежуточную аттестацию законодательство на него не возлагает.

Общеобразовательная организация обязана создать условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (ч. 4 ст. 58 Закона). При установлении сроков повторного прохождения промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности сроки целесообразно согласовывать с совершеннолетним учащимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося во избежание возникновения конфликтных ситуаций.

Для ликвидации академической задолженности по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) учащемуся предоставляется не более

двух попыток (ч. 5 ст. 58 Закона). Закон требует, чтобы проведение промежуточной аттестации во второй раз осуществлялось комиссией, создаваемой в общеобразовательной организации (ч. 6 ст. 58). Однако он не устанавливает «начало отсчета», т.е. не определяет конкретно, какое проведение промежуточной аттестации следует считать первым:

    • то, которым сопровождается освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном общеобразовательной организацией (ч. 1 ст. 58 Закона);

    • или то, которое первый раз проводится в целях ликвидации академической задолженности.


Целесообразно создавать комиссию для любого проведения промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности. Порядок создания такой комиссии, а также регламент ее работы следует закрепить в локальном нормативном акте (далее ЛНА). Этот ЛНА затрагивает права учащихся, следовательно, при его принятии необходимо учесть мнение совета учащихся и совета родителей (ч. 3 ст. 30 Закона), а его копию необходимо обязательно разместить в информационно- телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте общеобразовательной организации в сети «Интернет» (ч. 1 ст., пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона).

Взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации том числе в целях ликвидации академической задолженности) не допускается (ч. 7 ст. 58 Закона).

Хотя учащийся обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона), его ответственность за невыполнение этих обязанностей ни Законом, ни иными нормативными актами не предусмотрена. Это может привести к ситуации, когда, несмотря на все необходимые условия, созданные общеобразовательной организацией для ликвидации учащимся академической задолженности, и постоянный контроль, учащийся не ликвидирует академическую
задолженность в установленные сроки.

В этом случае Закон предоставляет именно родителям (законным представителям) учащегося право по своему усмотрению (ч. 9 ст. 58):

    • оставить его на повторное обучение;

    • перевести его на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии;




    • перевести его на обучение по индивидуальному учебному плану.

Если академическую задолженность имеет совершеннолетний учащийся, то руководствуясь гражданским законодательством, следует признать право совершеннолетнего учащегося по своему усмотрению принять одно из трех возможных решений в случае, если он не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки.

Законодательство об образовании дает право, но не накладывает обязанности на родителей (законных представителей) учащегося (а также и на совершеннолетнего учащегося) сделать выбор одного из трех возможных вариантов. В результате общеобразовательная организация нередко вынуждена продолжать обучение учащегося, не ликвидировавшего академическую задолженность, на общих основаниях и переводить его в следующий класс. В данной ситуации возможно:

    • обеспечить учащемуся условия и возможность ликвидировать академическую задолженность со второй попытки;

    • обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о невыполнении родителями своих обязанностей по обеспечению получения детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Закона), но здесь возможно предъявление общеобразовательной организации несоответствия качества подготовки учащихся установленным требованиям (п. 1 ч. 6 ст. 28 Закона.).


Если академическая задолженность возникла у учащегося 4-го класса, то допустить его к обучению на уровне основного общего образования нельзя (ч. 5 ст. 66 Закона), так как он не освоил основной образовательной программы начального общего образования. Для оценки степени и уровня освоения учащимся образовательной программы Закон предусматривает проведение итоговой аттестации (ч. 1 ст. 59 Закона). Несмотря на то что проведение итоговой аттестации по программе начального общего образования не является обязательным, общеобразовательная организация может принять решение о ее проведении (формы и порядок ее проведения общеобразовательная организация определяет самостоятельно в силу своей автономии (ч. 1 ст. ст. 28 Закона). Опираясь на локальный нормативный акт, регламентирующий порядок проведения итоговой аттестации по программе начального общего образования, следует установить такую форму и порядок ее проведения, чтобы все учащиеся, имеющие академическую задолженность по итогам 4-го класса, могли быть признаны освоившими программу начального общего образования. После прохождения итоговой аттестации «подтвердившие освоение программы» учащиеся законно отчисляются из общеобразовательной организации как освоившие программу начального общего образования (п. 1 ч. 1 ст. 61 Закона) с последующим их зачислением в 5-й класс на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся или самих учащихся.

Если академическую задолженность имеет учащийся 9-го класса, то к государственной итоговой аттестации его допустить нельзя как учащегося, имеющего академическую задолженность или имеющего