Файл: А. Бебель Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий Ф. Бэкон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности работы с одарёнными детьми

«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться»
А. Бебель

«…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий»
Ф.Бэкон

Что такое одаренность? Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.

Проблема работы с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования. Она решается посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача преподавателя – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для его самореализации.

В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям. Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Поэтому нужен глубокий индивидуальный подход к таким детям, необходимо строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.

Одаренные дети легко усваивают новый материал, активны, креативны, их отличает творческий подход, стремление к познанию нового и самостоятельному исследованию. С такими учениками работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучаемых.

По виду деятельности выделяют 5 категорий одарённых детей (виды одаренности):


1. Практическая одаренность: - одаренность в ремеслах - спортивная - организационная

2. Познавательная одаренность: - академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам) - научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)

3. Художественно-эстетическая одаренность: - хореографическая - сценическая - литературно-поэтическая - изобразительная - музыкальная

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить, что эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность. Одаренные дети требуют особого педагогического подхода, использования при их обучении активных методических технологий. От преподавателя, работающего с одаренными детьми, требуется хорошее владение современными методами и технологиями преподавания, в том числе:

· информационными компьютерными технологиями

· коммуникативными методиками

· проектными и исследовательскими технологиями

· индивидуальным подходом к учащимся

Это позволяет преподавателю в значительной степени усилить мотивацию к учебной деятельности, повысить эффективность учебного процесса, стимулировать каждого учащегося на достижение максимально возможных для него результатов.
Формы работы с одарёнными детьми

Формы работы во внеурочное время

Формы работы в урочное время

  1. Участие в олимпиадах

  2. Предметные недели

  3. Элективные курсы

  4. Конкурсы

  5. Научно-практические конференции

  6. Консультации

  1. Проектная деятельность

  2. Творческие задания

  3. Опережающие задания

  4. Дополнительные задания

  5. Создание профильных групп и классов





Формы работы на уроке:

1. Проектная деятельность. На уроках кубановедения я часто предлагаю учащимся выполнить творческие задания в рамках проектной деятельности, которые позволяют активизировать их познавательную деятельность, расширить знания по предмету. Эти проекты они делают индивидуально или группой. Например, в 5 классе учащиеся готовят проекты по таким темам «Стоянка древнего человека», «Дольмены – загадка истории». В 8 классе готовят проекты по темам «Кубанская хата», «Моё генеалогическое дерево». Это может быть представлено в виде презентации или плаката. В 9 классе учащиеся готовили проекты «История одной улицы», «Достопримечательности станицы Павловской» и другие. Эти виды работ очень нравятся ребятам.



2. Творческие задания. Это задания повышенной трудности, которые есть в каждом учебнике по кубановедению, но их способны делать не все дети, а творчески одарённые, т.к. они требуют особых мыслительных действий. Такие задания я задаю вместе с обязательным домашним заданием на каждом уроке, но для желающих. Например: оформить фотоальбом путешествий «Мой край», подготовить сообщения (иллюстрации) по разным темам «Эндемики Кавказа», «Памятники природы, истории и культуры Кубани», «Редкие и исчезающие виды животных Краснодарского края», «Лекарственные растения нашего края», оформить Красную Книгу Кубани и т.д.

3. Опережающие задания. Такие задания я предлагаю желающим, чтобы заинтересовать учащихся в изучении новой темы. Для выполнения таких заданий, нужно самостоятельно изучить дополнительный материал, проанализировать его и применить к теме параграфа. Например: подготовить сообщение, составить исторический портрет, найти статистические данные по теме, найти версии происхождения названия и т.д. Конечно, такие задания подойдут для сильного одарённого ученика в классе. Например, по теме «Декабристы на Кубани» готовились кроссворды и буклеты. Использование такого рода заданий делает урок интересным и продуктивным.

4. Дополнительные задания. Это задания из категории разноуровневых заданий. Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Это может быть творческое задание повышенной сложности (например, взять интервью, провести социологическое исследование), индивидуальные задания по карточкам, работа с текстом учебника, с текстом документа, задания по карте. Работа с документом: для среднего ученика достаточно ответить на вопросы по тексту, одарённый ученик должен осмыслить текст документа (что известно, неизвестно, непонятно, хочется узнать).

Формы работы во внеурочное время:

1. Предметные недели, конкурсы, конференции

Здесь используются самые различные формы: это викторины, интеллектуальные игры, историко-литературные композиции, конкурс газет и плакатов, конкурс проектов и т.д. Например: исторический квест «Освобождение Ленинграда от блокады» 10 класс, историко-литературная композиция «Война. Победа. Память», Международная акция « Тест по истории Великой Отечественной войны» 9-11 классы, Всероссийский тест по Истории России» 9-11 класс, акция «Герой в моей семье», акция « Георгиевская лента», ОВИО «Наше наследие», конкурсы исследовательских работ «Судьба и гордость, моя Кубань!», международный игровой конкурс «Золотое руно», научно-практическая конференция «Эврика» и др. Дети активно принимают участие, становятся победителями и призёрами.


2. Элективные курсы.

В 11 классе элективный курс по истории «История в лицах». Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю). Курс помогает повысить предметную компетентность учащихся, закрепить полученные знания при помощи практических занятий.

Принципы работы с одаренными детьми:

- Индивидуализация обучения

- Принцип опережающего обучения.

- Принцип комфортности в любой деятельности.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

- Возрастание роли внеурочной деятельности.

- Принцип развивающего обучения.

- Принцип добровольности.

Этапы работы с одаренными детьми:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную

3 этап – практический - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
     Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому для обучения выбираются технологии, позволяющие проводить процесс обучения на высоком уровне сложности: технология проблемно - развивающего обучения (проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемно-познавательное задание), технология развития критического мышления (кластеры, логические цепочки, работа с текстом и его маркировка), интерактивное обучение (дискуссии, диспуты, составление схем, таблиц, презентаций).

Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.


 Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации.