Файл: Закономерности воспитания называют педагогическими аксиомами.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Закономерности и принципы воспитания».

Закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах (П.И.Пидкасистый).

Иногда закономерности воспитания называют «педагогическими аксиомами», то есть утверждениями, не требующими доказательств, а всегда объективно проявляющимися в воспитательном процессе. 

Закономерности воспитания:

1)зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности;

2) единство и взаимосвязь воспитания и развития личности, имеющих свои особенности на разных возрастных ступенях;

3) закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью воспитанника;

4)наличие внешних и внутренних противоречий в процессе воспитания;

5)нормальное развитие ребёнка происходит при условии положительного эмоционального фона воспитания.

Знание закономерностей воспитания позволяет сформулировать основные принципы воспитания. 

Принцип воспитания— это основополагающее правило, которым необходимо руководствоваться в воспитательной деятельности, чтобы обеспечить её успех.

 Классификации принципов воспитания

П.И.Пидкасистый предлагает следующий состав принципов воспитания:

1)ориентация на ценностные отношения;

2) принцип субъектности воспитания;

3) принятие ребёнка как данность.

В учебнике по педагогике (авторы — В.А.Сластёнин и др.) выделяются 8 принципов воспитания:

1) ориентация воспитания на развитие личности;

2) принцип непрерывного общего и профессионального развития личности; 3) учёт культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой;

4) принцип деятельностного подхода;

5) принцип личностного подхода (или персонализация педагогического взаимодействия);

6) принцип диалогического подхода;

7) индивидуально-творческий подход;


8) принцип профессионально-этической взаимоответственности.

Владимир Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо…» (отрывок)

Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо? - У меня секретов нет, - слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке.

- Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, - каждый знает - это вот для прогулок плохо.

Дождь покапал и прошёл. Солнце в целом свете. Это - очень хорошо и большим и детям.

Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, - ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку.

Этот вот кричит: - Не трожь тех, кто меньше ростом! - Этот мальчик так хорош, загляденье просто!

Принцип ориентация на ценностные отношения – постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога. П.И. Пидкасистый - Принципы воспитания

Евгений Пермяк — Как Маша стала большой: Сказка


Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:


— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.



Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

Принцип деятельностного подхода. В.А.Сластёнин

Основная идея деятельностного подхода в воспитании свя­зана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельно­стью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не ро­бот, обученный и запрограммированный на четкое выполне­ние определенных видов действий, деятельностей, а Чело­век, способный выбирать, оценивать, программировать, кон­струировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Таким образом, в качестве общей цели ви­дится Человек, способный превращать собственную жизне­деятельность в предмет практического преобразования, от­носиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.

Все любят добро, но не всякого любит оно (Закономерность воспитания: закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью воспитанника);

Доброму и сухарь  на здоровье, а злому и мясное не впрок (Закономерность воспитания: единство и взаимосвязь воспитания и развития личности, имеющих свои особенности на разных возрастных ступенях);

Мала пчелка, да и та работает (Закономерность воспитания: зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности);