Файл: Закономерности воспитания называют педагогическими аксиомами.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Закономерности и принципы воспитания».
Закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах (П.И.Пидкасистый).
Иногда закономерности воспитания называют «педагогическими аксиомами», то есть утверждениями, не требующими доказательств, а всегда объективно проявляющимися в воспитательном процессе.
Закономерности воспитания:
1)зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности;
2) единство и взаимосвязь воспитания и развития личности, имеющих свои особенности на разных возрастных ступенях;
3) закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью воспитанника;
4)наличие внешних и внутренних противоречий в процессе воспитания;
5)нормальное развитие ребёнка происходит при условии положительного эмоционального фона воспитания.
Знание закономерностей воспитания позволяет сформулировать основные принципы воспитания.
Принцип воспитания— это основополагающее правило, которым необходимо руководствоваться в воспитательной деятельности, чтобы обеспечить её успех.
Классификации принципов воспитания
П.И.Пидкасистый предлагает следующий состав принципов воспитания:
1)ориентация на ценностные отношения;
2) принцип субъектности воспитания;
3) принятие ребёнка как данность.
В учебнике по педагогике (авторы — В.А.Сластёнин и др.) выделяются 8 принципов воспитания:
1) ориентация воспитания на развитие личности;
2) принцип непрерывного общего и профессионального развития личности; 3) учёт культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой;
4) принцип деятельностного подхода;
5) принцип личностного подхода (или персонализация педагогического взаимодействия);
6) принцип диалогического подхода;
7) индивидуально-творческий подход;
8) принцип профессионально-этической взаимоответственности.
Владимир Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо…» (отрывок)
Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо? - У меня секретов нет, - слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, - каждый знает - это вот для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошёл. Солнце в целом свете. Это - очень хорошо и большим и детям.
Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, - ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: - Не трожь тех, кто меньше ростом! - Этот мальчик так хорош, загляденье просто!
Принцип ориентация на ценностные отношения – постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога. П.И. Пидкасистый - Принципы воспитания
Евгений Пермяк — Как Маша стала большой: Сказка
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
Принцип деятельностного подхода. В.А.Сластёнин
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.
Все любят добро, но не всякого любит оно (Закономерность воспитания: закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью воспитанника);
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок (Закономерность воспитания: единство и взаимосвязь воспитания и развития личности, имеющих свои особенности на разных возрастных ступенях);
Мала пчелка, да и та работает (Закономерность воспитания: зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности);