ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прототипный двигатель 6ЧН 15-18.
Задание: Рассчитать рабочий цикл дизель-генератора четырехтактного типа.
Эффективная мощность Ne = 337,18 э.л.с. (248 Квт) при частоте вращения n = 1500 об/мин (25 об/сек), число цилиндров i = 6.
Топливо дизельное, ГОСТ 305-82. Средний весовой состав топлива:
С = 0,87; Н = 0,126; О = 0,004.
Низшая теплота сгорания топлива может быть найдена по формуле Д.Н. Менделеева.
Qн = 8100·С+30000·Н–2600·(О-S)–600·(9·Н–W) =
= 8100·0,87+30000·0,126–2600·0,004–600·9·0,126 =
= 7047+3780–10,4–680,4 = 10136,2 Ккал/кг.
В системе единиц измерений СИ.
Qн = 33,9·С+103·Н–10,9·(О-S)–2,5·W = 33,9·0,87+103·0,126–10,9·0,004 =
= 29,493+12,978–0,0436 = 42,427 Мдж/кг.
Исходные данные расчета.
Максимальное давление цикла…………………… .Pz = 90 бар (9 Мн/м2)
Степень сжатия………………………………………ε = 14
Давление окружающей среды………………………P0 = 1бар (0,098 Мн/м2)
Температура окружающей среды……………….….Т0 = 2900 К
Коэффициент избытка воздуха……………………..α = 1,8
Температура остальных газов………………………Тг = 8000 К
Давление после нагнетателя…………………….......Рк = 2 бар (0,2 Мн/м2)
Коэффициент использования тепла
в конце горения……………………………………...ξz = 0,75
Коэффициент использования тепла
в конце расширения………………………………….ξв = 0,86
Механический КПД двигателя………………………ήм = 0,85
Расчет
Определяем теоретически необходимое количество молей воздуха для сгорания 1 кг топлива (вес); в системе единиц СИ для 1 кг массы топлива
Действительное количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива,
L = α·L0 = 1,8·0,495 = 0,891 кмоль/кг;
L = 0,891 кмоль/кг.
Параметры наполнения рабочего цилиндра
Определяем температуру воздуха после центробежного нагнетателя (корпус нагнетателя охлаждаемый).
Принимаем средний показатель сжатия nн = 1,8
| Tk= Tk = |
С целью понижения средней температуры цикла и увеличения наполнения цилиндра при Т
к = 3950 К целесообразно установить охладитель воздуха за нагнетателем.
Определим температуру надувочного воздуха, приняв ∆Тохл = 600
Тs = Тк – ∆Тохл = 395 – 60 = 3350 К
Температура воздуха, поступающего в цилиндр, нагретого стенками цилиндра (степень подогрева примем ∆Т = 50)
Т`s = Тs + ∆Т = 335 + 5 = 340 0 К
Давление начала сжатия примем
Pа = 0,95·Рs = 0,95·1,96 = 1,862 бар = 0,186 Мн/м2
Где давление надувочного воздуха после охлаждения
Рs = Рк – ∆Р = 2 – 0,04 = 1,96 бар = 0,196 Мн/м2
здесь сопротивление воздуха в охладителе принято ∆Р =0,04 бар.
Давление остаточных газов принимаем
Рг = 0,85·Рs = 0,85·1,96 = 1,666 бар = 0,166 Мн/м2
Коэффициент остаточных газов
γг =
Тоже получим в системе СИ.
Температура смеси свежего заряда с остаточными газами в начале сжатия:
Та=
Коэффициент наполнения рабочего цилиндра воздухом:
.
Параметры процесса сжатия
Методом последовательных приближений определим средний показатель политропы сжатия, приняв первое приближение n1 = 1,37
n1 = +1 = +1 = 1,37;
1,37 = 1,37
окончательно принимаем n1 = 1,37.
Давление в конце сжатия
= 69,21 бар = 6,92 Мн/м2.
Температура в конце сжатия
= 936,150 К, что вполне достаточно для надежного самовоспламенения топлива при всех режимах работы двигателя.
Параметры процесса сгорания.
Количество молей продуктов сгорания 1 кг (1 кг) топлива.
=
= 0,0725 +0,063 + 0,787 = 0,922 кмоль/кг.
М = 0,922 кмоль/кг.
Определим теоретический (химический) коэффициент молекулярного изменения:
= 1,034.
Действительный (расчетный) коэффициент молекулярного измерения:
= 1,033.
Степень повышения давления:
= 1,3.
Средняя изохорная мольная теплоемкость сухого воздуха в конце сжатия:
| С`v = 19,3+0,0025·Тс = 19,3+0,0025·936,15 = = 21,64 Кдж/Кмоль0К = 0,02164 Мдж/Кмоль0К. С`v = 4,6+0,0006·Тс = 4,6+0,0006·936,15 = 5,16 Ккал/Кмоль0К. |
Выразим среднюю мольную изохорную и изобарную теплоемкость продуктов сгорания при максимальной температуре сгорания:
| |
Для остаточных газов в конце сжатия средняя мольная изохорная и изобарная теплоемкость выразятся формулами:
| = 19,91+0,00312·Тс =19,91+0,00312·936,15= 22,82 Кдж/Кмоль0К; = +8,32 = 22,82+0,00312·Тz+8,32 = = 31,14+0,00312·Тz Ккал/Кмоль0К. = 4,76+0,00074·Тс = = 4,76+ 0,00074·936,15 = 5,45 Ккал/Кмоль0К; = +1,986 = 5,45+0,00074·Тz+1,986 = 7,438+0,00074·Тz Ккал/Кмоль0К. |
Определяем максимальную температуру цикла по упрощенному уравнению сгорания, так как γг <5%.
| 0,00317 2+31,148 – 65094 = 0 |
| 8862,25+7247,486 = 7,69 +0,00074 2 0,00074 2+7,69 –16109,736 = 0 . |
Решая полученное квадратное уравнение, найдем Тz:
| |
Параметры процесса расширения
Степень предварительного расширения
Принимаем ρ = 1,5.
Степень последующего расширения
δ = = 9,29.
Методом последовательных приближений определяем средний показатель расширения, приняв первое приближение n2 = 1,237.
35,1 = 35,1
Температура газов в конце расширения
Давление в конце расширения
Основные индикаторные и эффективные показатели цикла и его
экономичность
Теоретическое среднее индикаторное давление цикла:
Принимаем коэффициент полноты диаграммы φ = 0,96.
Определяем среднее индикаторное давление с учетом округления:
Рi = φ·Рi' = 0,96·12,64 = 12,13 бар = 1,213 Мн/м2.
Среднее эффективное давление
Ре = ηм·Рi = 0,85·12,64 = 10,31 бар = 1,031 бар = 0,103 Мн/м2.
Определяем ожидаемые экономические показатели работы дизеля.
| Индикаторный массовый удельный расход топлива: |
Индикаторный весовой удельный расход топлива:
| Эффективный массовый удельный расход топлива: Эффективный весовой удельный расход топлива: |
Индикаторный к.п.д. цикла:
Эффективный к.п.д. двигателя
ηе = ηi·ηм = 0,412·0,85 = 0,35.
Полученные в расчете индикаторные и эффективные экономические показатели Рi; Ре; qi; qе; ηi; ηе находятся на одном уровне прототипного двигателя.
Основные размеры рабочего цилиндра.
Определяем величину хода поршня, приняв двигатель быстроходный, со средней скоростью движения поршня Сm = 9 м/сек
Находим диаметр рабочего цилиндра:
| Д = 1,596 = =1,596 = 0,15 м Д = 1,07 = =1,07 = 0,15 м |
Принимаем Д = 150 мм = 0,15 м.
Проверяем отклонение величины мощности от заданной.
Рассчитанная мощность
где Z – коэффициент тактности, для 4-х тактного дизеля равный 2;
n/Z – число рабочих циклов за 1 сек;
S и D – в м;
n – об/сек
Проверяем погрешность расчета. Заданная мощность Ne =248 кВт.
Что вполне допустимо, так как отклонение расчетной мощности от заданной не превосходит 1%.
Проверяем отношение величины хода поршня и диаметра цилиндра:
Для двигателей с оборотами 750-2500 об/ мин. Рекомендуется S/D = 1,2-1,7.
Для оценки форсировки (напряженности) двигателя определяем поршневую удельную мощность:
э.л.с/дм2.
Т.О., полученные основные размеры и важнейшие параметры цикла