Файл: Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха Средняя общеобразовательная школа 9 имени Героя Российской Федерации А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аннотация
Методическим стандартом сегодня, безусловно, является коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, при котором успешность овладения тем или иным языком во многом определяется степенью соответствия учебной коммуникации условиям естественного общения. Это требование наиболее полно воплощается в игре, которая обладает моделирующим потенциалом относительно реальной, в том числе коммуникативной, деятельности. Потребность проведения исследования обуславливается необходимостью разработки предложений по развитию устно-речевых умений на английском языке.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской Федерации А. В. Крестьянинова. В исследовании приняло участие 44 человека – ученики 11-х классов. Уровень развития устно-речевых умений учеников измерялся до и после эксперимента методом тестирования. Кроме того, была проведена экспертная оценка, которая позволила определить отношение преподавателей школы к проведению методики «деловая игра».
В результате исследования было выявлено, что применение метода «деловая игра» способствует эффективному развитию устно-речевых умений школьников. Деловая игра способствует активизации мышления и более активного участия в процессе игры. Благодаря повышению уровня заинтересованности и мотивации, школьники более качественно усваивают новые знания и развивают устно-речевые умения.
Ключевые слова: устно-речевые умения, деловая игра, методы обучения.
Введение
Изучение иностранного языка представляется сложным процессом, состоящим из комплексного набора методик имеющих разную направленность. Одним из ключевых элементов является формирование устно-речевых умений по средствам коммуникаций. Задача педагога заключается в создании условий, стимулирующих общение среди учеников. На сегодняшний день одной из самых эффективных методик считаются социальные формы обучения. Оптимально организовывать парные или групповые занятия. При такой ситуации ученики могут полностью сосредоточиться на высказывании.
Устно-речевые навыки развиваются посредством таких технологий как ролевые и коммуникативные игры; дискуссии; дебаты и полемика; драматизация; описание изображения; комментирование и выражение собственно мнения. Выбор методики обучения зависит от уровня языковых знаний учеников.
В рамках данной работы основной акцент сделан на деловую игру, как способ развития устно-речевых навыков школьников. Метод организуется учителем и проводится в четыре этапа. Результатом проведения деловой игры должно стать улучшение качества устно-речевых навыков учеников.
Цель исследования заключается в разработке предложений по развитию устно-речевых умений на английском языке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы и средства развития устно-речевых умений;
- рассмотреть деловую игру, как средство обучения устно-речевым умениям;
- провести методическую организацию деловой игры для обучения устно-речевым умениям на английском языке;
- проанализировать результаты проведенного исследования;
- разработать предложения по развитию устно-речевых умений учащихся старших классов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке практических рекомендаций по развитию устно-речевых умений учащихся старших классов. Полученные данные в дальнейшем могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Основные понятия и определения:
Методический прием обучения говорению - это комплексное обучающее действие учителя, организованное в соответствии с поставленной на уроке промежуточной целью, отвечающее требованиям принципов коммуникативно-ориентированного метода обучения и позволяющее решить соответствующую задачу урока с помощью организационно-педагогических технологий (Е.В. Змиевская).
Организационно-педагогические технологии - это описание «шаг за шагом» процесса реализации методического приема, обеспечивающее преодоление познавательных затруднений учащихся и наиболее эффективное достижение поставленной обучающей цели (И.А. Иценко).
Технология когнитивного диссонанса - это один из возможных способов стимулирования речевой активности участников общения (Е.Н. Кибирева).
Обзор литературы
В процессе обучения школьники развивают коммуникативные компетенции по двум направлениям В первую очередь, они учатся говорить и воспринимать информацию на слух, а также нарабатывают навыки опосредованного общения – чтение с пониманием иноязычных текстов. Проблема заключается в том, чтобы подобрать эффективную методику, позволяющую всем ученикам с разным уровнем способностей равномерно развивать устно-речевые умения. В связи с этим в современных журналах можно встретить труды авторитетных авторов, выдвигающие гипотезы применению методик обучения устно-речевым умениям.
Т.А. Бредихина (2019) делает акцент на то, что говорение представляет собой активный вид речевой деятельности, направленный на обеспечение устного вербального общения. Суть говорения заключается в выражении мыслей в устной форме. К основным навыкам автор относит произносительные; лексические; грамматические.
С.В. Емельянов (2016) считает, что в отечественной системе обучения иностранным языкам говорение используется как один из основных методов преподавания. На основании проведенных исследований автор выделяет три вида речи: инициативная или активная речь; реактивная или ответная речь; репродуктивная или стохастическая речь.
В процессе изучения особенностей устно-речевых умений были выдвинуты различные концепции, одна из них предложена И.А. Зимняя (2019) и рассматривает говорение с психологической точки зрения, выделяя четыре фазы:
- побудительно-мотивационную. В данном случае общение происходит под влиянием конкретного мотива. Другими словами, у человека должны быть цель изложить свои мысли;
- аналитико-синтетическая фаза предполагает свернутые умственные действия по программированию и формулированию мыслей. У человека происходить мыслительный процесс, в результате которого подбираются подходящие слова и составляется грамматическое прогнозирование;
- исполнительно-звуковое и интонационное оформление мысли;
- контролирующая задача предназначена для предупреждения о возможных ошибках и направлена на их исправление. Данная фаза формируется только у индивидов, имеющих обширную языковую практику.
В процессе диалога формируются навыки и умения неподготовленной речи. Их формированию способствует реактивность и спонтанность. Иная ситуация происходит в монологе, когда речь подготавливается заранее, выстраивается логично и последовательно. На основании вышеизложенного И.А. Иценко (2016) утверждает, что диалог наиболее эффективным методом для изучения иностранного языка. Диалог имеет следующие характеристики: краткость высказывания; широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты); большая роль интонации; разнообразие особых предложений неполного состава; свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания; преобладание простых предложений. И.А. Иценко (2016) также отмечает, что диалоги имеют различные виды и формы работы с ними. Автор предлагает выделить наиболее распространенные из них: диалог-беседа; диалог-инсценировка; беседа учеников между собой и с преподавателем; парная и групповая.
И.Я. Лернер (2019) особое внимание уделяет обучению диалогической речи происходит через упражнения. Выполнение упражнений позволяет сформировать следующие навыки: запрашивать информацию; адекватно реагировать на реплику собеседника; употреблять штампы диалогической речи; комбинировать реплики при построении диалога и др.
Монологическая речь позволяет выработать языковые автоматизмы, к которым относятся навыки быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом. В центре внимания находится также выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала, развитие умений инициативной речи.
Методики обучения постоянно меняются. В труде А.И. Летина (2017) проведен широкий анализ моделей речевой коммуникации и выявлены самые современные, к которым относятся: официальный индивидуальный контакт; деловой разговор; свободная беседа; групповая официальная беседа; монолог в групповой беседе; публичное общение.
Р.П. Мильруд (2016) проводил исследования, на основании которых выявил ряд принципов обучения устной речи:
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации;
- принцип коммуникативной деятельности;
- принцип интенсивной практики;
- принцип поэтапности речевых умений;
- принцип адекватности.
Ученые сходятся во мнениях, что принципы коммуникативной направленности для обучения иностранному языку играет важную роль. Вышеперечисленные принципы актуальны на всех этапах организации обучения речи. Применение принципов позволяет индивиду овладеть тем минимальным уровнем языковых знаний, который будет необходим при коммуникации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что подходы к изучению иностранных языков кардинально изменился. Речь воспринимается не как отвлеченный код, а как специфическая психофизиологическая деятельность. Благодаря речи обеспечивается производство и восприятие высказываний на иностранном языке, как операционной готовности включения в ту или иную ситуацию реального общения.
Методы исследования
Цель исследования заключается в разработке предложений по развитию устно-речевых умений на английском языке. Одним из самых современных инструментов является проведение деловой игры. Обоснование эффективности метода возможно путем проведения поэтапного исследования.
Первый этап – проведение тестирования.
Общее число участников эксперимента 44 человека. Из них 28 девочек и 16 мальчиков.
Для учеников были подготовлены тестовые задания, позволяющие определить их уровень устно-речевых умений. В тесте 4 задания, которые позволяют набрать до 38 баллов.
Градация результативности тестирования следующая:
От 0 до 10 баллов – низкий уровень устно-речевых умений;
От 11 до 20 баллов – уровень развития устно речевых умений ниже среднего;
От 21 до 30 баллов – средний уровень развития устно-речевых умений;
От 31 до 38 баллов – высокий уровень развития устно-речевых умений.
На тестирование отводится 35 минут. Тестирование выполняется на листах бумаги, которые по истечению времени сдаются преподавателю. Педагог оценивает уровень знаний учеников по вышеприведенной градации.
Второй этап – проведение «деловой игры».
Деловая игра – является эффективным, но малораспространенным методом обучения устно-речевым умениям учеников основной школы. Данная работа направлена на определение результативности применения метода деловой игры путем внедрения ее в учебную программу образовательного учреждения в 11 классе.
Цель занятия – развить устно-речевые умения учеников старших классов по теме «работа».
В процессе деловой игры можно определить следующие роли – работодатель, секретарь, будущие работники.
Подготовительный этап:
1. Распределение участников по командам.
2. Выбор работодателя в каждой команде.
3. Подготовка раздаточного материала.
План деловой игры
1. Распределение участников по командам. В состав команды входят: Работодатель и будущие работники.
2. Определение условий и навыков, которыми должны обладать будущие работники.
3. Проведение собеседования для принятия на работу.
4. Заключение преподавателя по результатам игры.
Сценарий деловой игры
Ситуация 1: Распределение участников по командам.
Ситуация 2. Определение условий и навыков, которыми должен обладать будущий работник. Проведение анкетирования.
Ситуация 3. Род деятельности.
Ситуация 4. Собеседование.
Ситуация 5. Заключение преподавателя по результатам деловой игры.
Третий этап – контрольное тестирование.