Файл: Контрольная работа по курсу основы философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ МВД РОССИИ

Контрольная работа по курсу:

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»


Тема: «Марксистская философия. Закон перехода количественных изменений в качественные.»


Работу выполнила: Слушательница

ОЗО 3 курса группы № 301

Зюкова А.И.

Санкт-Петербург


2004 год


П Л А Н :



  1. Введение: - 3

  2. Жизнь

  3. Труды

  4. Диалектика и отчуждение - 3 – 4

  5. Материализм - 5

  6. Исторический материализм - 5 – 6

  7. Производительные силы и производственные отношения - 6 – 7

  8. Закон перехода количественных изменений в качественные - 7

  9. Вывод: критика взглядов Маркса - 7 – 8

  10. Список использованной литературы. - 9


ВВЕДЕНИЕ.
ЖИЗНЬ.
Карл Маркс (1818-1883) был сыном состоятельного немецкого адвоката еврейского происхождения. В молодости Маркс интересовался греческим материализмом, и его докторская диссертация была посвящена учениям Демокрита и Эпикура. Значительное влияние на него оказало современное ему левое гегельянство.

Одно время он работал журналистом либеральной Рейнской газеты. После её запрета прусским правительством в 1843 г. Маркс уехал в Париж, где установил связи с французскими социалистами. Во Франции он встретился с Фридрихом Энгельсом (1820-1895), с которым у него возникли длившиеся всю жизнь дружба и тесное сотрудничество. Через Энгельса Маркс познакомился с британской экономической теорией, а также с экономическими и социальными условиями в Англии.

Спустя некоторое время из-за своей политической деятельности Маркс был выслан из Франции и перебрался в Брюссель. В связи с основанием Союза коммунистов Маркс и Энгельс написали программу его деятельности Коммунистический манифест (1848).

Во время революции 1848 г. Маркс возвратился в Рейнскую область, но после поражения революции уехал в Лондон, где и провел практически всю оставшуюся жизнь.

В 1864 г. он принял деятельное участие в основании Международного товарищества рабочих (Первого интернационала), целью которого было выражение интересов пролетариев всех стран. После поражения Парижской коммуны 1871 г. Первый интернационал был распущен. С тех пор Маркс сосредоточился на научных изысканиях и больше не участвовал активно в политике.

ТРУДЫ.
Из его наиболее известных работ упомяну следующие: Экономическо-философские рукописи (1844-45), Немецкая идеология (1845-46), Введение в критики политической экономии (1859) и Капитал (1867).


ДИАЛЕКТИКА И ОТЧУЖДЕНИЕ.
Маркс не был удовлетворен только «объяснениями» мира, он хотел и «изменить» мир. Поэтому Маркс смотрел на политическую теорию как на часть политической деятельности. Политическая теория является оружием политической борьбы за или против социальных изменений.

Научные исследования Маркса, не являясь чисто философскими, охватывают историю, социологию, экономические теории и собственно философию, Переходы между философским анализом, эмпирическими изысканиями и злободневными политическими проблемами у Маркса являются подвижными. Как гегельянец, он не желал выделять, например, отдельно философскую теорию. Ведь в действительности же экономическая наука, социология, история и философия соединены друг с другом. Маркса часто изображают продолжателем гегелевской философии. Для Гегеля мир был историческим процессом, основой которого является развитие идей. Маркс сохраняет гегелевское представление о мире как диалектическом историческом процессе, он утверждает, что его стержнем является развитие материальной жизни. Изображение Маркса как «материалиста» в лучшем случае является упрощенным, но так же он не является материалистом в онтологическом смысле.

Маркс является «материалистом» в том смысле, что отводит экономике решающую роль в определении религиозной и духовной жизни. Но он не является материалистом в том смысле, что не рассматривает так называемые материальные ценности, владение деньгами и вещами в качестве идеала. Напротив, он трактует установку на «владение» как выражение деградации (работы молодого Маркса, Экономическо-философские рукописи (1844)). Здесь Маркс разделяет классический идеал Аристотеля, согласно которому человек обладает сознанием и является свободным и творческим существом. Бессилие и овеществление извращают эти фундаментальные человеческие атрибуты.

Один из смыслов понятия «материалист» связан с трактовкой человека как существа, которое исходит всегда и прежде всего из своей материальной выгоды. Маркс не является материалистом в этом смысле. Напротив, он утверждает, что подобное поведение человека характерно для той фазы истории, которая представлена капиталистическим обществом.

Отчуждение снимается вследствие революции. Люди становятся сознательными, свободными и творческими. Бессилие и овеществление уничтожаются. Человек берет под свой контроль экономику и таким образом оказывается в состоянии реализовать себя.



Итак, Маркс не считал, что история движется вперед гладко и равномерно. История продвигается вперед качественными скачками с помощью революции. Так, пролетарская революция произойдет благодаря кризисам, которые возникают в капитализме. Но после революции и индивид и социум станут рационально просвещенными и рационально управляемыми.

«МАТЕРИАЛИЗМ»
Механический материализм противоречит двум основным марксовым положениям. 1) Не все изменения являются механическими. Общественно-исторические изменения диалектичны. 2) Мир – это не только маленькие, самодостаточные атомы. Общественно-историческая реальность характеризуется формами социального общения.

Маркс особо не занимался философией природы. «Марксистская» философия природы в основном является детищем Энгельса. (Энгельс ввел спорное понятие «диалектика природы»). Когда Маркс говорит о своем «материализме», то чаще всего он имеет в виду исторический материализм. По-видимому, Маркс понимает природу как Аристотель. Природа иерархически упорядочена, начиная с низших форм (камней, грязи и т.д.) и кончая высшей формой бытия, которой является человек. Между различными формами бытия имеются качественные скачки. Так, человек качественно отличен от животных и выше их. Маркс не утверждает, что «человек материален». Маркс не допускает и существования форм бытия, которые выше человека.

«ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ»
Маркс считал, что экономические факторы играют решающую роль в историческом формативном процессе. История – это история экономики, история труда. Качественные изменения экономической жизни превращают историю в двигающийся вперед необратимый процесс. (История = история экономики, история труда). Этот необратимый формативный процесс проходит через следующие экономические стадии: первобытное общество – рабовладельческое общество – феодальное общество – капитализм – коммунизм. Переход от одной экономической стадии к другой представляет собой качественный скачек, который необходимо совершается по мере развития экономики до некоторой точки насыщения. Эти качественные скачки происходят диалектическим образом, когда одна стадия «отрицает» и «снимается» более высокой стадией: исходная позиция – снятие (отрицание) – высшая позиция. Подобно Гегелю, Маркс считал, что процесс снятия одной экономической системой другой совершается с необходимостью в том смысле, что труд и экономика в конечном счете порождают соответствующие изменения независимо от того, что думает или воображает отдельный человек. Индивиды не в коем случае не могут повлиять на этот процесс своими субъективными прихотями. Он будет продолжаться,
даже если люди и не осознают, что участвуют в нем. Для Маркса фундаментальной является экономика, а не дух. В крайней форме исторический материализм влечет за собой следующие положения. 1) Базис, а не радость, является движущей силой истории. 2) Базис определяет надстройку, а не наоборот. Ход истории, человеческие мысли определяются экономико-материальными обстоятельствами. Так сказать, люди не в состоянии свободно мыслить, и их мысли не могут влиять на события.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Маркс различает три аспекта базиса: производительные силы, производственные отношения и природные условия.

Кратко говоря, производительные силы – это рабочая сила (обладающая знаниями и умениями) и средства производства (технология и орудия труда), которые обнаруживают себя во взаимном развитии человека и природы.

Производственные отношения – это организационные формы, прежде всего отношения собственности на средства производства.

Природные условия – это естественно данные природные ресурсы.

Подлинной движущей силой являются производительные силы. Но взаимодействие человека и природы, которое опосредовано производительными силами, происходит внутри определенной организационной формы (формы собственности). До некоторого момента производительные силы развиваются свободно или, по крайней мере, без сопротивления в рамках имеющихся производственных отношений. Но рано или поздно производственные отношения начинают тормозить дальнейший рост производительных сил. В результате между ними возникает напряжение: преобладающие отношения собственности препятствуют дальнейшему развитию производительных сил. Возникшие в производительных силах изменения настоятельно требуют новых и более отвечающих им производственных отношений. Происходит революция. После установления новых производственных отношений производительные силы развиваются до тех пор, пока эти производственные отношения снова не начинают их ограничивать. Происходит новая революция. Другими словами, производительные силы развиваются. Возникают конфликты между ними и господствующими производственными отношениями. Напряженность устраняется путем возникновения новых и лучших производственных отношений.

Конечно, существует много видов оппозиции, которые не связаны с контролем над средствами производства. Они являются, так сказать, «мягкими» видами оппозиции. Классовая же оппозиция является непреодолимой в том смысле, что может быть преодолена только с помощью революции, через изменения в отношении собственности.


Так как те, кто обладает средствами производства, выступают, как правило, против таких изменений, то революции чаще всего будут насильственными. Но насилие не является необходимой особенностью революций.


ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ.
Рассмотрим один из законов так называемой объективной диалектики. Закон количественно-качественных преобразование, согласно которому количественные изменения неминуемо приведут к качественным преобразованиям. Этот закон весьма удачно отображает большой массив научных данных. Действительно, любое явление сохраняет свою качественную определенность не при всяких количественных параметрах. Пример: нагретая до определенной температуры жидкость испаряется (превращается в газ).

Вывод: 1) связь понятий или ценностей образует закон; 2) развитие – это преобразование качества.

ВЫВОД




КРИТИКА ВЗГЛЯДОВ МАРКСА.
Несомненно, Маркс является одним из тех политических теоретиков, которые оказали самое большое влияние и на политику, и на теоретические дебаты. Оценки его идей могут быть даны с точки зрения разных «групп интересов». Только немногие политические теоретики так искажались и неправильно представлялись, как Маркс. Но и немногих так сильно почитали, как его.

Карл Маркс считал. Что у Гегеля «… диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги…» Идеи надо пересадить в голову и считать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни, это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир. Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная проблема – это проблема общества, общественного. Тем самым Маркс выдвигает целый блок новых проблем и сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в котором сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все трое – рационалисты. Философия Нового времени по преимуществу рационалистична.