Файл: Департамент образования администрации мо надымский район.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МО НАДЫМСКИЙ РАЙОН
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Кутопьюган»
Этнокультурная направленность
системы дополнительного образования
в условиях компетентностного образовательного процесса
школы-интерната
Лонгортова Алёна Николаевна
longortova74@mail.ru
Опыт показывает, что утрата народом своих национально-культурных основ равносильна не только потере своего прошлого, но и лишение себя будущего. Дети тундровиков оторваны от привычной среды обитания и должны привыкать к современным условиям жизни - это сказывается на их воспитании, по окончании школы многие обучающиеся не хотят возвращаться в тундру, поэтому они утрачивают свои культурные ценности, забывают традиции, обычаи. Эти противоречия привели к необходимости решения этой проблемы путём внедрения проекта «Кочевая школа» и введения этнокультурной направленности в систему дополнительного образования Кутопьюганской школы-интернат.
Цель ДО в школе - удовлетворение потребностей и интересов детей, для раскрытия их индивидуальных способностей и формирование личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя родной культуры, как гражданина многонационального государства.
Задачи: создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся, укрепления их здоровья; формирование национального самосознания; воспитание личности посредством уважения обычаев, традиций своего и других народов, их культурного наследия; развитие личностно – нравственных качеств и профессионального самоопределения учащихся; создание успешной адаптации учащихся к жизни в обществе.
Особенностью является предоставление дополнительного образования по программам различных направленностей, имеющих в содержании этнокультурный компонент: художественная: «Мынико (Присказка)», «Татукоця (Искорка), «Мастерица», «Северные нотки», «Волшебная нить»; «Северные россыпи»; техническая: «Умелые руки»; тоциально-педагогическая: «Мяд, тер (Моя семья)». Сроки реализации программ составляет 1-2 года, для учащихся 1-11 классов.
«Мынико (Присказка)». Дети получают знания о фольклорном творчестве народов Севера, об исполнителях фольклора ненцев с. Кутопьюган. Учащиеся инсценируют сказки народов Севера или демонстрируют свои видеофильмы. На занятиях используются современные ИК-технологии и технологии сотрудничества. Создают мультимедийную коллекцию «Фольклор народов Севера» и принимают участие в институциональном конкурсе «Северная капель», районном смотре – конкурсе «Театральная весна», окружном «Солнце на ладони».
«Татукоця (Искорка)». Учащиеся получают знания о песенном фольклоре ненцев, знакомятся с носителями фольклора народов, проживающих на территории ЯНАО. Исполняют народные песни в музыкальном сопровождении старинных музыкальных инструментов. Встречаются со старожилами, готовят видеопрезентации о встречах с ними, записывают исполнение старинных песен, а затем их обрабатывают и используют в своём репертуаре. Итогом работы является видеопрезентации и исполнение старинных ненецких песен.
«Мастерица», «Волшебная нить» Воспитанники и учащиеся получают специальные знания, умения и технологические навыки работы с мехом и тканью, бисером, кожей, формируются умения осуществлять обработку информации за счет использования различных графических баз данных (технологических карт, орнаментов, узоров), развивается эстетический и художественный вкус. Наряду с этим используются современные технологии: имитационное моделирование, технология сотрудничества, проектная деятельность. Свои работы учащиеся демонстрируют через выставки, показ мод национальной одежды, принимают участие в районной выставке работ учащихся и работников образовательных учреждений, посвящённой памяти Заслуженного учителя М.И. Спрынчана.
«Северные нотки». Дети получают общее представление о традиционном жанре музыкального творчества, приобщаются к миру певческого искусства, формируется профессиональный интерес и возможность в дальнейшем реализовать себя в сфере вокального творчества, через технологию сотрудничества. Они приобретают навыки общения на публике, на сцене – это является помощью в социализации ребёнка в обществе. Являются постоянными участниками конкурсов разных уровней: «Северная капель», «Нам мир завещано беречь», «Все краски Ямала» и т.д.
«Умелые руки». Мальчики получают специальные знания, умения и технологические навыки работы с деревом, медью, костью. Используют ИКТ, на компьютере создают макеты будущих изделий. Итоговое занятие проходит в виде авторских выставок в школе, в сельском доме культуры по теме: «Родной край».
«Северные россыпи». Школьники получают представления о деятельности музейной комнаты, знакомятся с экспонатами, терминологией, получают знания и формируют навыки создания экспозиций и проведения экскурсий, изучают историю и культуру родного края, с. Кутопьюган, через технологии сотрудничества, ИК-технологий. Итогом работы является защита проектов по истории родного края.
«Мяд, тер (Моя семья)» Дети-тундровиков получают первоначальные представления о правилах проживания в интернате, воспитанники оказывают им помощь в адаптации к новым условиям обитания, у них формируются чувства сознательного участия во всех делах интерната, активная жизненная позиция. Создаются видеоролики о жизни в интернате и жизни села.
Помимо дополнительного образования на базе школы открыт филиал ДЮСШ г.Салехарда по национальным видам спорта.
Результат внедрения этнокультурной направленности в ДО позволит детям:
-
расширить знания о фольклорном творчестве народов Севера; -
получить представления о театральном и музыкальном искусстве; -
сформировать умения и навыки работы на компьютере.
За годы реализации этнокультурной направленности в системе дополнительного образования произошли большие перемены. Для развития познавательной и творческой личности используются в ДО школы современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Результатом применения современных образовательных технологий является: результативность участия в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах; участие талантливых детей в муниципальном проекте «Каникулярная школа для одарённых детей КМНС»; создание мультимедийных продуктов.
Таким образом, школа ориентирует выпускника на поступление и получение профессий, связанных с традиционным укладом жизни народов Севера. В перспективе школы организация и внедрение платных услуг в системе дополнительного образования детей.
Этнокультурная направленность системы дополнительного образования в условиях компетентностного образовательного процесса школы-интерната отвечает новым образовательным запросам.