Файл: 1 краткая характеристика главного выключателя 1 назначение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ 1.1 НАЗНАЧЕНИЕ Главный выключатель (ГВ) установлен в цепи питания первичной обмотки трансформатора. При его отключении прерывается цепь питания этой обмотки, а следовательно, снимается напряжение со вторичной и вспомогательной обмоток трансформатора. Во всех тяжелых аварийных режимах, представляющих опасность для основного оборудования электровоза, защиты воздействуют на ГВ, который, отключаясь, снимает напряжение с силовых и вспомогательных цепей электровоза. Снятие напряжения приводит к прекращению питания тяговых двигателей и вспомогательных машин, все силовые цепи электровоза, в том числе и цепь с аварийным режимом, остаются без напряжения — аварийный режим прекращается. Чем меньше времени проходит от возникновения аварийного режима до снятия напряжения, тем меньше опасность повреждения оборудования. Главный выключатель отключается за 0,04 — 0,06 с, что обеспечивает в большинстве случаев сохранность оборудования электровоза. Во время работы на электровозе машинисту часто приходится отключать ГВ, что он осуществляет с помощью соответствующей кнопки. Например, перед опусканием токоприемника машинист обязан выключить ГВ. Если он этого не сделает, то при опускании токоприемника между полозом и проводом образуется устойчивая и довольно продолжительная (1—2 с) дуга, которая может повредить поверхность контактного провода, что приведет к его ускоренному износу. При осмотре или ремонте электровоза, находящегося под контактным проводом, отключать ГВ необходимо также для обеспечения безопасности работающих в высоковольтной камере людей. По условиям безопасности необходим двойной разрыв между контактным проводом и электрическими цепями электровоза, на котором работают люди. Первый разрыв образуется между проводом и опущенным токоприемником, а второй обеспечивается отключенным ГВ. Если при осмотре электровоза ГВ оставить включенным, то в случае обрыва контактного провода или струнки контактной сети на токоприемник может попасть напряжение 25 кВ, и, следовательно, все цепи электровоза окажутся под напряжением. ых режимах, представляющих опасность для основного оборудования электровоза, защиты воздействуют на ГВ, который, отключаясь, снимает напряжение с силовых и вспомогательных цепей электровоза. Снятие напряжения приводит к прекращению питания тяговых двигателей и вспомогательных машин, все силовые цепи электровоза, в том числе и цепь с аварийным режимом, остаются без напряжения — аварийный режим прекращается. Чем меньше времени проходит от возникновения аварийного режима до снятия напряжения, тем меньше опасность повреждения оборудованияПри осмотре или ремонте электровоза, находящегося под контактным проводом, отключать ГВ необходимо также для обеспечения безопасности работающих в высоковольтной камере людей. По условиям безопасности необходим двойной разрыв между контактным проводом и электрическими на котором работают люди. Первый разрыв образуется между проводом и опущенным токоприемником, а второй обеспечивается отключенным ГВ. Если при осмотре электровоза ГВ оставить включенным, то в случае обрыва контактного провода или струнки контактной сети на токоприемник может попасть напряжение 25 кВ, и, следовательно, все цепи электровоза окажутся под напряжением. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 7 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
Таким образом, ГВ предназначен для оперативного включения или отключения первичной обмотки трансформатора, а также для автоматического отключения трансформатора от контактной сети при опасных для оборудования аварийных режимах (короткие замыкания, перегрузка, повреждение изоляции и т. п.). На электровозах переменного тока в качестве ГВ устанавливают воздушные выключатели, в которых сжатый воздух используется и для привода выключателя, и для гашения дуги, образующейся на контактах при их размыкании. Токоведущая цепь воздушного выключателя имеет две пары контактов: разрывные 1 (рис. 1) и разъединителя 2. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 8 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
| | | | | | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором наиболее прост, надежен в работе и дешев. Рис.1. Устройство трехфазного асинхронного двигателя: 1, 11 - подшипники качения; 2 - вал; 3, 9 - подшипниковые щиты; 4 - клеммная коробка; 5 - сердечник ротора; 6 - сердечник статора; 7 - корпус статора; 8 - обмотка статора; 10 - вентилятор; 12 - кожух; 13 - ребра охлаждения; 14 - лапы; 15 - болт заземления | ||||||||||||||||||||||
| | | | | | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 9 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
2.2 Принцип действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Сердечники статора и ротора образуют магнитную цепь асинхронной машины. При прохождении трехфазного тока по трехфазной обмотке статора создается вращающееся магнитное поле частоты: n1= 60f ⁄p или ω=2πf ⁄ p ≈n1 ⁄ 9,55 где f - частота питающей сети; p - число пар полюсов на фазу. При f=50 Гц для двигателей с числом полюсов обмотки статора 2р = 2, 4, 6, 8, 10 синхронная частота вращения соответственно равна 3000, 1500, 1000, 750, 600 об ⁄ мин. Магнитное поле пересекает проводники обмотки ротора и наводит в них ЭДС Е2. Под действием ЭДС в замкнутой обмотке ротора, пересекаемый магнитным полем, действует сила Fэм. Силы, действующие на все проводники обмотки ротора, создают вращающий момент, увлекающий ротор вслед за полем. Ротор двигателя вращается с асинхронной скоростью k меньшей, чем синхронная скорость вращения поля n. Разность скоростей вращения поля и ротора характеризуется скольжением S, часто выражаемым в процентах: S= 100%. В номинальном режиме работы двигателя скольжение S обычно невелико (2 - 6%). Если ротор неподвижен (k = 0), то S = 100 %. Наличие разности скоростей n и k принципиально необходимо (в двигателе), так как только при этом создается электромагнитный вращающий момент. Если скольжение отсутствует, то магнитное поле не пересекает проводники ротора, в них не наводится ЭДС, не возникают токи, не создается электромагнитный вращающий момент. Для изменения направления вращения ротора, т.е. для реверсированния магнитного поля, создаваемого обмоткой статора. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 10 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
двигателя, необходимо изменить направление вращения магнитного поля, создаваемого обмоткой статора. Это достигают переключением двух фаз, т.е. двух из трех проводов, соединяющих обмотку статора с сетью. Рис.3. Технологическая схема ремонта электрических машин. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 11 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
2.3 Основные неисправности асинхронного двигателя с фазным ротором
| ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 12 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
2.4 Осмотр, дефектация и подготовка электрической машины к ремонту Электрическая машина, поступающая для ремонта, должна быть укомплектована всеми необходимыми деталями, очищена от грязи и пыли, шкив или полумуфта должны быть сняты. Нужно проверить состояние корпуса, крепящих деталей, фланцев, панелей зажимов, выводных концов, осмотреть подшипниковые щиты. Замерить величину воздушного зазора не менее чем в четырех точках с обеих сторон машины, а также величину осевого перемещения ротора, проверить целостность обмоток, замерить их омическое сопротивление и сопротивление изоляции. Измерение сопротивления изоляции выполняют мегаомметром 1000-2500 пИзмерение сопротивления обмоток или ее частей рекомендуется производить универсальным мостом сопротивлений или специальными щупами методом амперметр-вольтметр. Кроме того существуют специальные аппараты СМ-1, СМ-2 или ЕЛ-1, позволяющие определить витковые замыкания, обрывы в обмотках, нахождение паза с короткозамкнутым витком, правильность соединения обмоток, маркировку выводных концов и другие повреждения. Если неисправности, выявленные при внешнем осмотре, не препятствуют включению машины под напряжение, ее запускают вхолостую. При этом контролируют вибрацию, нагрев отдельных частей, обращают внимание на уровень шума. Температуру отдельных доступных мест электродвигателя определяют спиртовыми термометрами палочного типа, имеющими цилиндрическую форму и сравнительно небольшие размеры по высоте и оп диаметру (6-7мм). Резервуар термометра обертывают фольгой, чтобы можно было плотнее прижать к нагретой поверхности. Широко распространенный способ измерения температуры - термопара с индикатором температуры. Температура подшипника может быть выше нормы в результате повреждения его или отсутствия смазки. Результаты осмотра, замеров и наблюдений заносят в протокол, журнал или ведомость дефектов (ремонтную ведомость), которые являются основными. документами для ремонта. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 10 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
2.5 Ремонт асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором При текущем ремонте электрических машин производятся следующие работы: проверка степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, отсутствия ненормальных шумов в работе электродвигателя; чистка и обдувка электродвигателя без его разборки, подтяжка контактных соединений у клеммных щитков и присоединений проводов; смена и долив масла в подшипники. При необходимости производят: полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены; промывку узлов и деталей электродвигателя: замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок, мойку, пропитку и сушку обмотки электродвигателя, покрытие обмотки покрывным лаком, проверку крепления вентилятора и его ремонт, проточку шеек ротора и ремонт беличьей клетки (в случае необходимости), смену фланцевых прокладок; замену изношенных подшипников качения; промывку подшипников скольжения и при необходимости их перезаливки, при необходимости их перезаливки, при необходимости заварку и проточку крышек электродвигателя, сборку и проверку работы электродвигателя на холостом ходу и под нагрузкой. При капитальном ремонте производятся следующие работы: полная или частичная замена обмотки; правка, проточка шеек или замена вала ротора; балансировка ротора; замена вентилятора и фланцев; чистка, сборка и окраска электродвигателя и испытание его под нагрузкой. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 11 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
2.6 Разборка электрической машины Рис.4. Снятие кожуха вентилятора. Разборку производят осторожно, избегая ударов молотком или больших усилий. Туго отвинчивающиеся болты или гайки предварительно смачивают керосином и оставляют на несколько часов, чтобы они легче отвинчивались. Рис.5. Снятие вентилятора. На основные узлы и детали навешивают бирки, на которых указывают принадлежность их к данному двигателю. Мелкие детали складывают в ящики. Болты, гайки и шпильки после разборки ввертывают на место во избежание их потери. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 12 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
Рис.6. Снятие крышек подшипников и подшипниковых щитов. Отвинчивают болты крепления фланцев подшипников, снимают фланцы, ослабляют крепления. Отвинчивают болты, крепящие подшипниковый щит к корпусу. Не снимая щит, наносят на него и корпус метки, по которым при сборке машины щит устанавливают на свое место. Легкими ударами молотка через деревянную прокладку по выступающим частям щита отделяют его от корпуса. Чтобы предохранить ротор И статор от повреждения при ремонте тяжелых двигателей, до отделения подшипниковых щитов от корпуса ротор подвешивают при помощи подъемного приспособления. Отделив подшипниковый щит от корпуса, передвигают его вдоль вала машины. Чтобы не повредить железо и изоляцию обмоток при снятии щита, предварительно в воздушный зазор между ротором и статором кладут лист плотного картона, на который и ляжет ротор, когда щит будет снят. Рис.7. Извлечение ротора из статора. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 13 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
В небольших машинах после снятия обоих подшипниковых щитов ротор вынимают вручную. В крупных машинах ротор вынимают подъемными приспособлениями. При выемке ротора следят за тем, чтобы он двигался строго по оси машины. Рис.8. Снятие подшипников. Шарико- и роликоподшипники снимают с вала съемником. Захваты съемника накладывают на внутреннее кольцо подшипника. В трудных случаях подшипники до съема прогревают, поливая их горячим маслом температурой не более 100° С. Втулки или вкладыши подшипников скольжения выбивают или выпрессовывают из подшипниковых щитов. В первом случае слегка ударяют молотком по деревянной выколотке, которую прикладывают к торцевой стороне втулки. При этом щит помещают на деревянную подставку, имеющую отверстие, диаметр которого должен быть больше наружного диаметра выбиваемой втулки. Во втором случае пользуются несложным приспособлением, при помощи которого втулку можно выпрессовать и опять запрессовать. | ||||||||||||||||||||||
| | | | | Письменная экзаменационная работа. | Лист | ||||||||||||||||
| | | | | 14 | |||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||
2.7 Технология ремонта узлов и деталей электрических машин
Ремонт сердечников. Сердечники (активная сталь) одновременно служат магнитопроводом и остовом для размещения и укрепления обмотки. При ремонте и замене обмотки необходимо проверить сердечники и устранить обнаруженные дефекты. Основные неисправности сердечников статора и ротора, их причины, а также способы устранения приведены в таблице:
Неисправность | Причина | Ремонт |
Ослабление прессовки | Выпадение вентиляционных распорок. Ослабление стяжных болтов. Отлом и выпадение отдельных зубцов | Ремонт распорок Подтянуть болты Забить и укрепить клинья |
Распушение зубцов | Слабые крайние листы или нажимные шайбы | Подпрессовка. Усиление крайних листов |
Нагрев сердечника | Заусенцы. Зашлифованные места. Механические повреждения поверхности сердечников Порча изоляции стяжных болтов | Расчистка Замена изоляции |
Выгорание участков | Пробой изоляции обмотки на сталь | Расчистка. Перешихтовка |
Деформация стали | Неправильная сборка или монтаж машины. Механические повреждения | Расчистка. Перешихтовка. Правка |