Файл: Лекция 1 Античная философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Путь паука согласно которому движение знания происходит с помощью Рационализма. путь важного познания. Ученые создают теорию и выдают за истину.

путь муравья накапливают опыт и знания но не размещают ну системы

путь пчелы настоящий ученый должен различать истину от лжи

метод эмпирика индуктивный это способ получения знаний от частного к общества

Одни опыты светоносные не приумножают новых знаний а только освещают на поле за познаний

опыты лю доношенные увеличивают знания

декарт основоположник рационализма. все наши познания начинаются с испытаний

в то время 17 век знали одну форму движения материи механическое. его философия получила название философия дуализма

2 субстанции

духовная и материальная

начинать надо опознание с простых вещей. сложную проблему разделить на более мелкие и переходить постепенно от неизвестного к известному

Томас гоббса ученик бэкхэма известен социальными исследованиями. гоббс переносит на общество

теория общественного договора

государство сравнивает с архивом государство может заболеть тогда смута и умереть тогда гражданская война

Весь мир есть комплекс моих ощущений

Возникает идея атнестицинизма теория в которой мир не познаваемым

То есть плод воображения человека

с точки зрения субъективных идеалистов вся реальность возникает в сознании человека

пантеизм

ставит вопрос о свободе. Через случайность и необходимость незнание законов приводит к дне свободе.

Лекция 5

Немецкая классическая философия

Переломный период между 18 и 19 веками характеризуется периодом просвещения. Именно в это время жили и творили великие философы, впервые поднявшиеся вопросы о разуме и познании человека, и влияние этих факторов на всё происходящее в мире.

Проблемы и вопросы немецкой философии

Немецкая философская мысль, решающая вопросы мировоззрения в большей степени опиралась на естествознание, а так же достижение положительных результатов в изучении общественных наук. Нужно отметить влиятельных деятелей этого понятия.

Основными идеологами философского учения были:

• Иммануил Кант;

• Георг Гегель;

• Шиллинг. Ф.;

• Фейербах. Л.

Вопросы, поднявшие эти деятели ранее не смогли порешать популярные до этого понятия: рационализм, просвещение и эмпиризм. Классическая философия начала смещать акценты с природных явлений на изучение сущности человека, его месте в развитии цивилизации и сотворении истории. Немецкие философы развивают мысль о том, что люди живут не миром природы, а миром культуры.


Черты, характеризующие немецкую философию:

• роль философии в создании мировой культуры и истории развития человека;

• основной задачей философии, по мнению немецких классиков, была критичность культуры, критичность человеческого разума и человеческой сущности;

• немцы относились к философии, как к системе идей философии;

• классическая философия, рассматривала концепцию диалектики

• немцы отмечали роль философии, как науки рассматривающей проблемы гуманизма и осмысления человеческих, поступков.

Рассматривался вопрос, как человеческая деятельность повлияла на процесс эволюции.

Описание научной работы основоположника классической философии

В создание немецкой философии классиков положен принцип идеализма. Основным создателем её был философ немецкого происхождения Иммануил Кант. Он считал, предметом философии в теории нужно считать не науку о вещах, природе, человеке, мире, а изучение деятельности человека, и возможности людей, повлиять на всё вокруг происходящее. Философия Канта значительно отличалась от рационализма 17 века. Сам Кант называл свою философию трансцендентальной.

Иммануил Кант стал рассматривать познание не как предмет, а как деятельность, которая протекает по независимым законам. Такая теория получила название "коперниковский переворот". По этому поводу немецкий философ написал несколько научных работ.

Среди них:

работа о теории познания, в ней критикуется чистый разум;

• работа об этическом учении, она критикует практический разум;

• работа на тему эстетики, здесь критикуется способность суждения.


До критический период научной работы известного философа длился до 70 года восемнадцатого века. В это время он изучал глобальные вопросы создания Вселенной, вопросы её развития и эволюции. Кант, в своих работах рассказывал, что материей для создания Вселенной был газовый туман. Учёный дал пояснения появлению Солнечной системы. В своих рассуждениях он опирался на законы Ньютона. Кант, в своих суждениях описал Космос, как структуру самодостаточную, находящуюся в постоянном развитии, движении. Эта гипотеза, в будущем, была поддержана Лапласом

, и носила имя обоих учёных.

Во время критического периода Кант рассматривает вопросы:

определяющие место человека на земле и его влияние на вопросы эволюции, истории и культуры;

• об человеческом разуме и границах его влияния на всё окружающие;

• об человеческой нравственности, сознании, желаниях, возможностях и как это связано с обликом общественной морали.


Об этом написано три научных, критических работы, о которых упоминается ранее в этой статье. В них Кант подвергает критики и сомнению научные работы написанные раньше на моральные темы. Так философ рассматривает предмет в обширном плане. Если например, человек пользуется вещью, он рассматривает её с целью применения для чего-то. Человек не думает, да ему может быть все равно что у этой вещи может быть другое, более важное предназначение. К этому можно отнести все полезные ископаемые земли. Люди используют их для своих удобств и комфорта. А на самом деле, они для Земли имеют другое, более важное назначение. Основная суть философии Канта, состоит в том, что человек познает сущность вещей с ощутимым искажением, такими какими он их видит, или хочет видеть. В истории мировой философии позицию Имануила Кванта называют агаостицизмом.

Квант является основоположником категорического импереатива, простым, понятным языком — это свод правил поведения в обществе себе подобных людей.

Этот свод законов состоит из трёх основных требований:

1. Поступать нужно так, чтобы поступки могли стать правилами всеобщего поведения.

2. При всех действиях и поступках, человека нужно считать, самой важной ценностью.

3. Любые поступки нужно делать, только во благо общества.


В окончании своих философских рассуждений Квант высказал мысль, что только общество может дать человеку, выполняющему моральный свод правил, истинную свободу.

Лекция 6

Основные причины и предпосылки возникновения философии Марксизма

Середина 19 века ужесточение эксплуатации рабочего класса со стороны буржуазии в европе

Возникают соц эк предпосылки возникновения марксистской философии

  • Восстание в Германии сельских рабочих

  • Накопление богатств на одном полюсе

  • Обнищание рабочего класса

  • Восстания во Франции леонских ткачей

  • Черкизское движение

  • Происходит размышление о том почему рабочий класс занимая превилигированное положение создаёт мат богатства, но ими пользуются другие


Разрешить эти проблемы отчуждения попытались представители марксисской философии

Дицген философия марксизма которые пытались решить проблемы, возникшие в буржуазного общества в середине 19 в.

Естественнонаучные причины

  1. Закон сохранения энергии и превращения

  2. Эволюционная теория Дарвина

  3. Клеточное строение живых существ

Теоретические предпосылки теории марксизма

  1. Немецкая классическая философия

  2. Работы гегеля диалектика

В мире существует 3 вида диалектики: субъективная, объективная, метод мышления

  1. Антропологический материализм Людвика

  2. Английская политическая экономия

Маркс показывает, что наемный рабочий имеет товар-рабочие руки.

Основной принцип капитализма : От каждого как можно больше, с каждого как много меньше

Труд рабочего становится отчужденный. Почему существуют бедные люди? Потопу что их грабят богатые.

Французский социалистический утопизм

Диалектика природы Энгельс. В объективной реальности существует развитие. Реальность находится в движении. Существовала идея развития, которая находилась в 2 своих интерпретациях: метафизическая(источники развития находятся за пределами системы) и диалектическая (источники внутри системы). Источники движения: основные внутренние противоречии, которые возникают в самой системе.

Движение- любое изменение

Основные типы движения: количественный и качественный

Формы движения: механическая, социальная, биологическая и тд

Камнем преткновения стала проблема человека. Проблема достаточно древняя. Каждая эпоха решает эту проблему по своему.

Сущность человека нельзя искать в самом человеке. Сущность человека находится в его социальности

Человек – совокупность всех существующих социальных отношений, определяющими из которых являются экономические.

Энгельс пишет работу, которая получила название : Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Что является главным механизмом в эволюции человека. Животные развиваются до условных инстинктов.

Человек пытается выйти за пределы биологического в область социального.

Чтобы восполнить свои недостатки он из био области переходит в соц. Здесь возникает идея о том, что общество- сам человек во всех своих социальных связях и отношениях.

Природа человека социальна. Деятельность – способ существования человека и общества.

Развитие биологического фундамента необходимо, но недостаточно.


Деятельность имеет сложную структуру: субъект, объект, кроме этого деятельность имеет план, который предполагает цель, а она превращается в результат. Ели цель и результат соответствуют друг другу, то деятельность рациональна. Отсюда следует, что деятельность человек совершает с помощью орудий труда. Предметы и орудия труда – то, что человек ставит в природе, воздействуя на нее.

Выдающаяся личность управляет обществом, направляя свою волю массам. Натуралистический: природа и общество отождествлялись.

Общественное сознание- сознание самого общества по поводу себя, включенности в природу, выделенности с природы.

Под общественное сознание попадает не все сознание, а только наиболее важное. Конкретизируя это понятие Маркс вводит понятия базис и настройка.

Способ производства- способ, с помощью которого общество оказывает воздействие на природу. В течение истории этот способ меняется.

Право – возведенная в закон воля класса

Если идеи овладевают массами, то они приобретают материальную силу

Марксисская философия проникла в Россию и там ведущими специалистами были Плеханов и Ленин. У Плеханова главным классом были крестьяне, именно они могли совершить революции.

А Ленин считал, что рабочий класс. Ленин пишет работу, которая получила название : Государство и революция. Он говорит, что государство это аппарат насилия и подавления, но поскольку власть переходит к рабочим, государство отмирает и надобности в государстве не будет. В тоже время в 1908г он пишет работу империализма и эмпириокритицизма. В естествознания произошли изменения от классической к неклассической. Это привело к тому, что возникла идея о том, что масса – это материя. Возникло представление о том, что материя исчезает. В этой работе Ленин дает определение: материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, копируется, фотографируется, действует на органы чувств и существует независимо от них. Формы материи познаются.

Мах говорил, что мы познаем то, что наблюдаем. Познаем- объективная реальность, а наблюдаем – психологическая. Он вводит понятие нейтральных элементов и выдвигает идею, что мы создаем то, что нам позволяет структуры органы чувств и ментальности.

Ленин выступает против, он настаивает на существовании объективной истины. А критерием истины является практика. Путь познания: от живого созерцания переходим к абстрактному мышлению, а затем к практике(абсолютный и относительный критерий).