Файл: Ручной труд как вид труда дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности(показпедагога,пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практическиеметоды (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Методическиеприемы,применяемыевручномтруде:

  • Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

  • Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

  • Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

  • Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

  • Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).



НОДсдетьмиможнопроводитьпоследующейсхеме:

  1. Организационный момент сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

  2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

  3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

  4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

  5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

  6. Самостоятельное изготовление поделки.

  7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

  8. Выставка работ.

  9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.


Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах:

Младшиегруппы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать

прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительнаякшколегруппа.Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работасбумагойикартоном продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать
цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работастканью обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

  • насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

  • наличие образцов изделий и поделок;

  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

  • создание музея детских поделок, альбомов, книг;

  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

  • создание выставок;

  • создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);

  • создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);

  • экспериментирование;

  • просматривание диафильмов;

  • чтение литературы;

  • рассматривание картин;

  • экскурсии;

  • коллажи;


Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

  • природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов);

  • бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.);

  • бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга);

  • ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т.д.

  • ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.



Условия успешной организации ручного труда:


  • насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;

  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;

  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми;

  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества