ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности(показпедагога,пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются на занятиях и практическиеметоды (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Методическиеприемы,применяемыевручномтруде:
НОДсдетьмиможнопроводитьпоследующейсхеме:
Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах:
Младшиегруппы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.
Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать
прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительнаякшколегруппа.Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:
Работасбумагойикартоном– продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать
цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
Работастканью– обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:
Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:
Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:
Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества
Большое место отводится наглядности(показпедагога,пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются на занятиях и практическиеметоды (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Методическиеприемы,применяемыевручномтруде:
-
Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение); -
Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции); -
Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания); -
Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений); -
Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).
НОДсдетьмиможнопроводитьпоследующейсхеме:
-
Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. -
Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности. -
Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. -
Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. -
Пальчиковая гимнастика, разминка рук. -
Самостоятельное изготовление поделки. -
Анализ готовых поделок своих и товарищей. -
Выставка работ. -
Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах:
Младшиегруппы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.
Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать
прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительнаякшколегруппа.Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:
Работасбумагойикартоном– продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать
цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
Работастканью– обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:
-
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда; -
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними; -
наличие образцов изделий и поделок; -
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; -
создание музея детских поделок, альбомов, книг; -
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:
-
создание выставок; -
создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.); -
создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.); -
экспериментирование; -
просматривание диафильмов; -
чтение литературы; -
рассматривание картин; -
экскурсии; -
коллажи;
Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:
-
природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов); -
бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.); -
бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); -
ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т.д. -
ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.
Условия успешной организации ручного труда:
-
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда; -
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними; -
создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми; -
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг; -
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми; -
провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.
Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества