Файл: Ручной труд как вид труда дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Требования к организации ручного труда в детском саду


  • Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т.п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата.

  • Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.

  • В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы.

  • В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок.

  • Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.

При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.

Трудовое воспитание формирует у дошкольников нравственные чувства: доброжелательность, сочувствие, совесть, гордыню, стыд и т. д., а также моральные черты личности: бережливость, трудолюбие, правдивость, сознательность.

Большое место в трудовом воспитании имеет моральная сторона
труда дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда, орудиям, материалам, заботливое отношение к природе. В художественной литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с сезонными изменениями в природе. Ознакомление детей с трудом взрослых осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или чтение рассказов о труде, но и организация совместной деятельности со взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности.

Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд, успешное выполнение заданий педагога.

На характер деятельности детей, их инициативу, активность, творчество влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности.

Целью обучения детей художественному труду являются изготовления

предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Например, дети на занятиях делают игрушку домик. Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на поддержания данного общественного мотива, а на реализацию главной цели занятия сформировать навыки изготовления поделки.

На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

Усвоив последовательность рассматривания образцов, дети могут придерживаться выработанного умения, особенно если педагог на занятии подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите сделать в уголке труда».

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» – практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.

Так воспитатель
нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Важно позаботиться о том, чтобы в уголке труда были необходимые материалы для поделок (солома, засушенные растения, разные виды нитей, веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в большом количестве.

В основу работы воспитателя должен быть положен ряд методических условий:

  • Содержательная связь истории декоративно-прикладного искусства с художественно-творческой деятельностью и выходом на многовариантность исполнения творческих заданий.

  • «Эмоциональная методика» подачи духовно-эстетического содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса.

  • Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности.

  • Широкое использование различных методов в подаче историко-социологических сведений о местных художественных промыслах;

  • Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а также в развитии художественного вкуса;


Работа с родителями предполагает: папки-раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер-классы, анкетирование, родительские встречи, семинары-практикумы.


Заключение
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Список использованной литературы:


  1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.

  3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.