ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ломоносов М.В.


Наиболее известным среди этих деятелей просвещения является М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.), о биографии и способностях которого до сих пор слагаются чуть ли не легенды (сын простого поморского крестьянина из Архангельской губернии стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии).

Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании в столице университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом, и в 1775 году по собственному проекту академика был организован Московский университет, носящий и ныне имя М.В. Ломоносова.

Способствовал развитию образования в России М.В. Ломоносов и как разносторонний ученый, человек энциклопедических знаний. Он представлен в истории как основоположник физической химии, талантливый математик, движимый высоким чувством патриотизма историк; поэт, заложивший основы современного русского языка; достаточно известный художник. Им создано много научных работ. Наиболее известными с педагогической точки зрения являются: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий».

М.В. Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения, уделял внимание педагогическим вопросам, организации обучения и воспитания, справедливо полагая, что создать благие условия для жизни сограждан, улучшить положение народа можно посредством распространения культуры и просвещения. Ученый постоянно подавал прошения Сенату о разрешении бессословной системы образования вплоть до университета.

Цели воспитания он связывал с формированием человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разносторонний ученый одним из первых в России разрабатывал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.


Как ученый-материалист, Ломоносов в плане методологических подходов к организации педагогического процесса был сторонником принципа природосообразности в обучении и воспитании. По его мнению, воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка, что подтверждает высказывание: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.

М.В. Ломоносов видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь умственного и нравственного воспитания физического развития.

Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию правды».

Как человек, стоящий у истоков организации школ, университета, академии, М.В. Ломоносов был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, эффективной для получения результатов учебно-познавательной деятельности формы организации обучения. Выступал как дидакт, развивая и совершенствуя принципы, формы и методы обучения:

  • Значительное место в процессе обучения отводил практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

  • Разрабатывал дидактические принципы: наглядности, доступности обучения, развития активности и самостоятельности ученика в учении.

  • Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Большое внимание в своей педагогической деятельности и в работах педагогического характера отводил М.В. Ломоносов воспитанию: «...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

Исходя в воспитании из принципов гуманизма и народности, высоко оценивая общечеловеческую нравственность, ученый особо выде­лял следующие моральные качества человека, которые необходимо воспитывать в детях с младых ногтей:

патриотизм, милосердие, трудолюбие. Будучи сам очень трудолюбивым и трудоспособным, он выступал против таких моральных пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, бахвальство и др.

М.В. Ломоносов развивал также идеи о пользе поощрений и наказаний, считая эти методы воспитания достаточно действенными для формирования нравственных качеств ребенка. Примечательно, что не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости). Основным методом и одновременно условием воспитания педагог и ученый называл порядок и дисциплину.

Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики.

Румянцев П.А.


Граф (c 1744) Пётр Алекса́ндрович Румя́нцев (4 [15] января 1725, Москва \ Строенцы — 8 [19] декабря 1796, село Ташань, Зеньковский уезд, Полтавская губерния) — русский полководец и военный теоретик.

В 1741 году Петра Румянцева произвели в подпоручики и отправили в действующую армию, на русско-шведскую войну. И здесь произошло неожиданное — вчерашний хулиган превратился в весьма способного и смелого молодого офицера, отлично проявившего себя под Вильманстрандом и Гельсингфорсом.

16-летний подпоручик делил со своими солдатами тяготы службы, не брезговал есть из солдатского котла, строго следил за тем, чтобы его подчинённые всегда были одеты, обуты и накормлены.

За два года войны Пётр Румянцев вырос в чине до капитана и был удостоен высокой чести — ему поручили доставить в Петербург донесение о заключении Абосского мира, завершившего русско-шведскую войну.

По прибытии в Петербург молодой офицер получил чин полковника и был назначен командиром Воронежского пехотного полка.

В 1744 году родители женили 19-летнего полковника на Екатерине Голицыной — дочери ещё одного петровского сподвижника и выдающегося русского полководца князя Михаила Михайловича Голицына.

Брак этот оказался неудачным — молодые люди друг к другу никаких чувств не испытывали, и их отношения всегда оставались холодными, несмотря на то, что у них родилось трое сыновей.

От нелюбимой жены Пётр Румянцев уходил в загулы, причём в столь разудалые, что о них судачила вся Россия. Сама императрица в письмах к Румянцеву-старшему советовала сечь потерявшего всякий стыд полковника. А Александр Иванович Румянцев однажды с горечь сказал сыну: «Мне пришло до того: или уши свои зашить и худых дел ваших не слышать, или отречься от вас...»

В 1749 году Александра Ивановича Румянцева не стало. И только тут стало ясно, насколько он много значил для сына. Смерть отца
оказалась для Петра Румянцева настоящим потрясением, после которого он совершенно изменился. Вчерашний гуляка стал серьёзным человеком, целиком посвятившим себя военной службе.
В 1755 году Петру Румянцеву был присвоен чин генерал-майора, а годом спустя началась Семилетняя война, в ходе которой и раскрылся в полной мере его полководческий дар.

30 августа 1757 года в сражении с прусской армией при Гросс-Егерсдорфе генерал Румянцев командовал резервом из четырёх пехотных полков — Гренадёрского, Троицкого, Воронежского и Новгородского, — который располагался по другую сторону леса, окаймлявшего Егерсдорфское поле.

В разгар битвы, когда русский правый фланг под ударами пруссаков начал отступать, Румянцев без приказа по собственной инициативе бросил свой свежий резерв против левого фланга прусской пехоты. Залп и штыковая атака солдат Румянцева склонили чашу весов в сражении в пользу русской армии. Пётр Румянцев был произведён в генерал-поручики и получил под командование дивизию.

В 1764 году Пётр Румянцев был назначен генерал-губернатором Малороссии с предписанием о содействии более тесному соединению Малороссии с Россией в административном отношении. Эту должность Пётр Румянцев занимал до самой смерти.

Румянцев проявил себя талантливым администратором, начав, так сказать, с проведения инвентаризации. Была осуществлена «генеральная опись» Малороссии, вошедшая в историю под именем Румянцевской описи. Это позволило впервые установить точную численность населения региона, а также его имущественное состояние.

18 июля 1770 года при Ларге 25-тысячный корпус Румянцева разбил 80-тысячный турецко-татарский корпус.

1 августа 1770 года на реке Кагул 32-тысячная армия Румянцева, располагавшая 118 орудиями, сошлась в битве со 150-тысячной турецкой-татарской армией, имевшей 140 орудий. Несмотря на подавляющее численное превосходство врага, отлично обученные и хорошо организованные солдаты Румянцева нанесли поражение противнику, обратив его в бегство. Соотношение потерь выглядело просто невероятным — менее 400 у русских против 20 000 у турок.

С этой победой личным письмом Румянцева поздравил даже старый противник — прусский король Фридрих.

Румянцев продолжал преследовать турок, беря город за городом, приводя армию противника в совершенное расстройство.

Война, тем не менее, растянулась на несколько лет, поскольку турки, располагая большим резервом живой силы, рассчитывали на коренной перелом ситуации.


В 1774 году Румянцев с 50-тысячным войском выступил против 150-тысячной турецкой армии, которая, избегая битвы, сосредоточилась на высотах у Шумлы. Румянцев с частью своего войска обошёл турецкий стан и отрезал визирю сообщение с Адрианополем, что вызвало в турецкой армии такую панику, что визирь принял все мирные условия.

В 1789 году фельдмаршал подал прошение об отставке, которое было удовлетворено.

Потёмкин А.В.


Князь Григорий Потемкин-Таврический помог привести к власти императрицу Екатерину II, был ее фаворитом, храбро воевал в одной Русско-турецкой войне и успешно командовал армией в другой. А еще он был инициатором присоединения Крыма к Российской империи, создал Черноморский флот и основал несколько городов.

Григорий Потемкин родился 24 сентября 1739 года в имении Чижово недалеко от Смоленска. Существует версия, что он появился на свет в 1736 году, а по другим источникам — это произошло 30 сентября.

Потемкин участвовал в государственном перевороте 1762 года. Когда Екатерина II пришла к власти, она наградила его чином подпоручика гвардии, потом званием камер-юнкера, а еще подарила 400 крепостных крестьян. Вскоре Григорий Потемкин отправился в Швецию, чтобы сообщить русскому послу графу Ивану Остерману о смене правительства в России.

На Русско-турецкую войну 1768–1774 годов Потемкин ушел добровольцем. Он участвовал в битве у Днестровской переправы, брал турецкую крепость Хотин, отбивал турецкую атаку на город Фокшаны, а также сражался на реке Ларга. Получил звание генерал-майора и орден Святого Георгия III степени. Командующие армией генералы Александр Голицын и Петр Румянцев хвалили Потемкина в донесениях государыне. Голицын писал ей: «Непосредственно рекомендую Вашему Величеству мужество и искусство, которое оказал в деле генерал-майор Потемкин, ибо кавалерия наша до сего времени не действовала с такою стройностью и мужеством, как в сей раз под командою вышеозначенного генерал-майора».

В начале 1770-х Григорий Потемкин вернулся в Петербург, где стал приближенным Екатерины II.

В 1774 году Григорий Потемкин стал фаворитом императрицы. В тот же год он получил звание генерал-адъютанта, подполковника лейб-гвардии Преображенского полка, а еще его назначили вице-президентом Военной коллегии и членом Государственного совета. Согласно донесению прусского посланника графа Виктора Фридриха Сольмса, «Потемкин сделался самым влиятельным лицом в России».