Файл: Введение. В последние десятилетия транснациональным корпорациям уделяется много внимания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На конец XIV века приходится апогей Ганзы. Она добилась привилегии от Короля Дании - по условиям Штральзундского договора48 в ее руки перешли крепости, контролировавшие проливы, что свидетельствует о том, что Ганза уже сама перешла к территориальным аннексиям и превратилась в крупную силу. Это значительно подняло авторитет Ганзы, упрочило ее торговую монополию в Северной Европе и военно-политическое могущество. В 1388 году Ганза в результате спора с Брюгге заставляет богатый город и правительство Нидерландов капитулировать вследствие осуществления эффективной блокады. Начинается блестящий век Ганзы как торгового, так и политического союза.

В 1377 году Ганза получает привилегии в Англии и открывает в Лондоне факторию Stahlhof, имевшую собственные причалы и склады. Ганзейцы были освобождены от большей части сборов, имели собственный суд и другие льготы.

В 1397 году монополия Ганзы распространяется на все скандинавские страны.

На Западе границы ее деятельности простирались до Лиссабона, где в 1452 году была основана фактория. Главные торговые пути пролегали по маршрутам: 1) города Северной Италии - Базель - Страсбург - Кельн - Фландрия - Любек; 2) Венеция - Константинополь - Вена - Магдебург - Любек - Гамбург; 3) Западная Двина - Великий Новгород.

"Медленно, полюбовно, благодаря обмену, соглашениям с государями, при случае также и насильственным путем, двойное морское пространство, Балтийское море и Северное море, было захвачено и организовано немецкими городами...". Цель монополизировать торговлю на Севере Европы - была блестяще достигнута. Ганза добилась могущественного перевеса над торговлей других народов. Сделать это было очень трудно. Ганзейцы защищали свои права объединенными силами, и за всякое нарушение наказывали быстро и строго. Посредством своих факторий в Новгороде, Брюгге, Лондоне и других городах они захватили в свои руки обширную торговлю и стали посредниками в ней.

Однако, внешнее процветание не отражало внутренней устойчивости. "За Ганзой не стояло ни государство, ни крепко сколоченный союз - только города, ревниво относящиеся к своим прерогативам, гордившиеся ими, при случае соперничающие между собой, со своими купцами, ремесленниками, флотом, складами, со своими богатствами."

Ганза добилась монополии, привилегированного положения для своих купцов. Но обратить торговлю своих граждан в чисто государственную функцию, как это было в Венеции, например, Ганза не смогла.


Ганзейский Союз не был централизованной организацией: заставить города поступиться своими интересами ради общего блага можно было только в крайних случаях. Подозрительность и ревнивое поддержание собственных интересов отдельными городами долго не давали Союзу допустить гегемонию одного города; когда же Любек все-таки занял преобладающее положение, его могуществу не дали вылиться в создание какого-нибудь постоянного и определенного учреждения. Его возвышение было главным образом результатом торговой активности, а не стремления к централизации. Не существовало крепкой централизующей силы, связующей города:

Гонзетаги - съезды представителей городов - собирались не всегда регулярно, их решения часто не исполнялись в случае, если отдельные города находили их не выгодными для себя.

Но не это стало главной причиной, положившей начало эпохе упадка Ганзейской системы со второй половины XV века. Торговые методы Ганзы были основаны на получении привилегий в закрытых морях, и за нее продолжали держаться консервативные элементы союза, когда требовались новые торговые формы в изменяющихся условиях. Если Ганза и достигла большого политического и экономического влияния в Северной Европе, если она и захватила обширную торговлю и стала посредником между Западом и Востоком, Югом и Севером, то причина всего этого заключалась в крайней раздробленности феодальной Европы в целом, и немецкой империи в частности. Она была сильна бессилием других.

К концу XV - началу XVI веков достаточно развившиеся национальные экономики укрепили позиции местного купечества Англии, Руси. Наконец, появились или вновь возродились территориальные государства Дания, Нидерланды, Польша, Голландии.

Однако, в то время голландские и нюрнбергские купцы проникли в зоны господства Ганзы. Англичане устраивали свои фактории в Гамбурге. Все это постепенно сводило на нет прежнюю монополию.

Чувствительный удар Ганзе был нанесен Московским государством, положившим конец независимости Великого Новгорода и опечатавшим в 1494 году немецкий двор. После его закрытия стало не выгодно и содержание конторы в Брюгге. В 1598 году ганзейская контора закрывается в Лондоне: купцы изгнаны, 60 кораблей арестовано.

Огромный ущерб принес Ганзе экономический кризис и движение цен в Западной Европе. После 1370 года упали цены на зерно, начиная с 1400 года - на пшеницу, в то время как цены на промышленные товары росли. "Такое противоположно направленное движение обоих лезвий ножниц оказало неблагоприятное воздействие на торговлю Любека и других городов. К этому добавляется упадок далеких венгерских и чешских золотых и серебряных рудников".



Несомненно, разложение Ганзейского Союза ускорили Великие географические открытия: открытие Америки и морского пути в Ост-Индию вокруг Африки. Расширилась сфера мировой торговли. Этим было положено начало образования мирового рынка. Если в начале XV века европейцам было известно 10% земной поверхности, то в XVII веке - уже 61%. Расширился ассортимент товаров, появились новые сельскохозяйственные культуры: табак, кофе, какао картофель и т.п. Больше стало ввозиться в Европу сахара, риса, перца.

Торговля пряностями была во много раз выгоднее, чем торговля ганзейскими товарами. В результате возникновения переселенческих компаний открылись новые рынки сбыта европейских товаров. За счет вывозимых из Америки золота и серебра умножились средства оплаты. Если в конце XV века в Европе обращалось около 500 тонн золота и 7 тонн серебра, то к концу XVI века - 1192 тонны золота и 21 тонна серебра.

Появились объективные предпосылки для действительно международного разделения труда.

Серьезным последствием Великих географических открытий для германских городов явилось и окончательное перемещение основных торговых путей в Атлантику. Но главное заключалось в том, что Великие географические открытия способствовали разложению феодализма и зарождению капиталистических отношений.

Немецкий историк К. Лампрехт считал, что причиной упадка Ганзы была неспособность ее городов включиться в океаническую торговлю и отстоять в борьбе с Нидерландами и Англией свое положение в балтийской торговле, бывшей их монополией. Ганза не смогла адаптироваться к новым экономическим и политическим условиям.

Ганза выполнила свою функцию, обусловленную существовавшими экономическими, политическими и социальными отношениями средневекового общества - монопольное посредничество между производящими районами Северной, Западной, Восточной и частью Центральной Европы и даже

Средиземноморья. И ее позитивная роль заключалась в том, что она способствовала экономическому укреплению городов и целых государств Северной Европы.

"Этот союз был крайне необходим для того времени, которому он принадлежал, даже необходима была потребность, вследствии которой он произошел и развился быстро и сильно. Когда переменилось время, настали другие отношения, тогда он сделался излишним, слабым и препятствовал только другим постановлениям, которые теперь сделались необходимыми для дальнейшего развития народов: посему он должен был погибнуть, и все усилия обезопасить его дальнейшее существование
, оставались тщетными".

Как утверждает французский историк Ф. Бродель, упадок Ганзы - это следствие столкновения слабой экономики с более сильной. "Ганзейское общество придерживалось простейшего капитализма. Их экономика колебалась между натуральным обменом и деньгами... Очень сильная буря конца XIV века не могла не нанести удар по экономикам, бывшим в наихудшем положении"... Ганза не смогла приспособиться к уже изменившимся условиям торговли и не выдержала натиска конкуренции и окончательно развалилась. Фактически феодальная Ганза не смогла приспособиться к уже нарождающемуся капиталистическому укладу.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что возникновение и жизнедеятельность Ганзы в эпоху средневековья с XIV - начала XV веков показывает, что в этот период стал определяться переход к новому типу международных хозяйственных связей. А падение ее доказывает, что докапиталистические общества обладают весьма ограниченными возможностями развития производительных сил. В упомянутый период экономика еще не в состоянии соединить всю сферу производства со всей сферой потребления поскольку значительная доля производства локализована и не включается в сферу, рыночного обращения, работая на натуральное потребление. За пределами микроэкономического хозяйственного организма выходили лишь конечная и начальная стадии воспроизводства - сбыт продукции или закупка сырья, орудий труда, рабочей силы.

Однако, следует все же признать, что рыночная экономика развивается, объединяет уже достаточное количество городов, оказывает организующее действие на производство, направляет и стимулирует потребление. Для этого, конечно, потребуются века, но "между этими двумя мирами - производством, где все рождается, и потреблением, где все разрушается, - именно она (рыночная экономика) является связующим звеном, двигателем, тем узким, но чрезвычайно активным пространством, где зарождаются живые импульсы, стимулы, нововведения, инициативы, озарения, динамика роста и сам прогресс."


  1. Специфика функционирования Ост-Индских компаний.


По мере распада феодализма, закономерно совпавшего с Великими географическими открытиями, рыночные отношения все более укреплялись и приобретали интернациональный характер. Этот процесс развивался вглубь и вширь в национальном и международном масштабах. Ему необычайно способствовала колониальная политика ведущих европейских держав в целом и деятельность монопольных торговых компаний, ставших распространенным явлением с развитием капитализма.


Огромную роль в генезисе мирового рынка играла торговля на дальние расстояния, существовавшая уже много веков, которая и составляла его костяк. Она влекла за собой большой риск, но еще больше - из ряда вон выходящие прибыли. К примеру, 1 кг перца, стоивший в Индии 1-2 г серебра, достигал цены 10-14 г в Александрии, 14 -18 г в Венеции и 20 - 30 - в потребляющих его странах Европы. Здесь шла игра на разнице цен двух отдаленных друг от друга рынках предложения и спроса, не имея представления друг о друге они соединялись с помощью посредника.

Приведенный выше пример демонстрирует какие привилегии может дать заморская торговля тому, кто устранит конкуренцию с помощью юридически оформленной и фактической монополии. Только монополист, знакомый с рынком на обоих концах торгового пути, включался в кругооборот, приносящий баснословные прибыли, для этого он должен "иметь достаточно капитала, кредит на данном рынке, надежную инфраструктуру, тесные связи, компаньонов в стратегических пунктах торгового маршрута".

К концу XVI века португальский колониальный опыт показал, что заморская торговля в Индийском океане должна быть организована на основе монополии по крайней мере по четырем причинам: необходимость военной защиты от пиратства, эффективного контроля над передвижением судов для обеспечения торговых привилегий, успешного проведения переговоров в регионе с позиции силы, организации и управления факториями.

Слово "монополия" с греческого языка буквально переводится как "единоличный продавец". Энциклопедия определяет монополию как исключительное право государства, организации, фирмы в какой-либо области деятельности.

Явление монополии возникло также давно, как и товарное производство, рынок, конкуренция. Стремление к устранению конкуренции и установлению монопольного положения существовало повсеместно и во все времена. Так было и раньше. Также обстоит дело сегодня и, вероятно, будет обстоять и в будущем. Мировой рынок еще в очень далекие времена стал ареной действия впечатляющих по своим размерам и могуществу монополий.

Международная торговля между разными странами зародилась еще в далекой древности. Примером тому служит Великий шелковый путь - караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии, открытая во II веке до н.э. С конца XIV - начала XV веков, то есть в эпоху средневековья, в связи с развитием морского сообщения международная торговля получает новое развитие и приобретает все более важное значение. К концу XV - началу XVI веков уже можно говорить о мировом рынке, охватывающим торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира.