Файл: Введение. В последние десятилетия транснациональным корпорациям уделяется много внимания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поскольку американские корпорации являются очень крупными вкладчиками капитала, поскольку они оказывают важное влияние на зарубежную производственную стратегию, постольку обычно основное внимание в вопросах отношений ТНК и правительств уделяется именно им. Интересы американских корпораций и внешней политики США в значительной степени совпадают.
Это совпадение интересов ведет к проведению более общей политики между ТНК и американским правительством. Лидеры американских корпораций и лидеры государства в общем и целом верят, что иностранная экспансия американских ТНК служит наиболее важным интересам ТНК. Вследствие этого американская политика за рубежом, как правило, защищает их. Совпадение интересов существует в различных областях.
Так, до конца 1970-х годов американцы контролировали добычу большей части мировых сырьевых материалов и нефти в несоциалистических странах и гарантировали, таким образом, безопасность снабжения и предпочтения для американских потребителей в периоды сокращения поставок. Например, во время Корейской и Вьетнамской войн американцы в значительной мере регулировали цены на поставки этих товаров. Это достигалось путем собственности и контроля над ресурсами в других странах. Хотя они были существенно подорваны в 1980-е годы, влияние американцев в этих секторах продолжает оставаться весьма сильным.
Американские политические лидеры убеждены, что национальные интересы США реализуются путем экспансии корпораций в производстве товаров и услуг. Прямые иностранные вложения рассматриваются как основной инструмент, посредством которого США могут поддерживать свои позиции на зарубежных рынках. А зарубежная экспансия ТНК - как средство поддержания американской доминирующей позиции в мировой всерасширяющейся экономике, и прежде всего в Западной Европе и Японии. Эта экспансия считается более эффективной, чем расширение экспорта из США. Производство товаров в развивающихся странах, особенно производство, которое требует высоких издержек труда, позволяет американским корпорациям успешно конкурировать в области производства товаров, стоимость которых бывает низкой. Хотя американские корпорации экспортируют капитал и технологии, их реальная сила - финансы, исследования развития и управленческий контроль - остается в США. ТНК других стран также развивают свое производство, стремясь поддержать и увеличить свою долю на мировом рынке.
Считается также, что американские ТНК продолжают финансировать баланс и являются главным источником сохранения обмена и баланса этого обмена с зарубежными странами, что укрепляет американскую глобальную военную и политическую позицию, поэтому они рассматриваются как важный фактор американского экономического и политического благосостояния и глобального влияния. Естественно, что ТНК, в свою очередь, боятся национализации или определенного ограничения своей деятельности в зарубежных странах и нуждаются в существенной поддержке и защите американского правительства.
ТНК оцениваются также как проводники глобального экономического развития и механизм распространения американской свободной предпринимательской системы. Начиная с Плана Маршалла, ТНК отводилась роль усиления иностранных экономик и противостояния коммунизму и социалистическим моделям экономического развития.
Так как ТНК по своему характеру являются международно-оперирующими, помимо вышеперечисленных функций они выполняют и функцию дипломатии в сфере внешних сношений, в которой они выступают как политические агенты, имея в этом плане большой потенциал:
1. наличие густой и широкой сети филиалов, дочерних компаний, представительств, связей, которую не имеет ни одно дипломатическое ведомство;
2. присутствие ТНК в экономике принимающих стран, в их инфраструктуре, внешней торговле, в отличие от официальной дипломатии, которая действует на межгосударственном уровне;
3. распространение ТНК своего контроля на средства массовой информации, связи, что означает обладание мощным оружием формирования местного общественного мнения;
4. создание в зависимых странах послушной силы в лице представителей местных политических, общественных кругов.
Таким образом, ТНК имеют огромные возможности участвовать в политических процессах не только в странах базирования, но и принимающих странах.
Однако роль инструмента проведения внешней политики одной страны против другой и случае скрытого или прямого конфликта вызывает неудовольствие бизнесменов, поскольку правительство США пытается манипулировать или контролировать деятельность американских ТНК для оказания давления на правительства других стран. Таких примеров можно привести великое .множество. Например, в тех случаях, когда государство проводит антиамериканскую позицию, принимаются ограничительные меры по экспорту определенных товаров в эту страну. ТНК перестают поставлять им необходимую технику и технологии, хотя зачастую, это бывает для них крайне экономически не выгодно. Вообще, угроза непоставки техники и технологии очень часто применяется правительством США. Принимаемые решения по ограничению экспорта и импорта ставят другие страны под контроль и создают для них большие трудности. Необходимо отметить и то, что правительства других стран тоже все чаще стали рассматривать ТНК как инструмент своей национальной политики, например, в плане большего безопасного обеспечения своих стран сырьевыми материалами. В ряде случаев при ослаблении американских ТНК их место занимают японские и другие корпорации.
Тесное отождествление корпоративных и национальных интересов стало наблюдаться особенно после энергетического кризиса 1973 года. Определенные круги ученых, профсоюзных деятелей, журналистов стали говорить и писать о том, что иностранные капиталовложения надо использовать для осуществления политики занятости, более эффективного распределения национального дохода и повышения соревновательных позиций американской экономики. Сама по себе позиция и действия ТНК в других странах стали подвергаться все большему обсуждению и критике. Вместе с тем необходимо сказать, что в связи с относительным упадком американской промышленности, большим торговым дефицитом и ростом безработицы, хроническим упадком баланса платежей утвердилось более критическое отношение к деятельности ТНК за рубежом. Распространилось мнение о необходимости больше вкладывать в американскую экономику и ограничить передачу американских технологий.
Несмотря на осуществление в 1980-е годы очень энергичной поддержки прямых иностранных капиталовложений, политические чувства в Америке по этому вопросу характеризуются все большими и большими противоречиями. Сами американцы стремятся увеличить экспорт продукции, производимой в США, и получить прибыль от иностранных капиталовложений в американскую экономику. Однако, основной позицией американского правительства остается поддержка прямых иностранных капиталовложений в экономике зарубежных стран.
В 1980-е годы увеличивается поток зарубежных капиталовложений в экономику США, что бесспорно послужило ослаблению враждебности в отношении американских капиталовложений. Однако, несмотря на это, американское общественное мнение становится в последние годы все более и более критично настроенным к иностранным капиталовложениям и деятельности ТНК. В США широко распространяется мнение, что прямые американские вложения в другие страны создают условия деиндустриализации американской экономики. Стала утверждаться точка зрения на американскую промышленность как простую сборщицу готовых компонентов, произведенных за рубежом.
Сами американцы задают много вопросов, причем сами эти вопросы формулируются порой в весьма категоричной форме. Например, что произойдет, если американским фирмам будет запрещено вкладывание капитала за рубежом? Улучшит или ухудшит это положение США? Таким образом, мы должны скачать о том, что отношение американцев к правительству и ТНК в последнее время стало чаще меняться и подвергаться сомнению.
2. Деятельность ТНК в развивающихся странах.
На мой взгляд, было бы неполным рассмотрение только отношения политических деятелей и общественности развитых стран к деятельности ТНК. Необходим анализ отношения слаборазвитых стран к активности ТНК. Здесь могут даваться совершенно разные варианты ответов. Например, либералы могут утверждать, что установление цен не связано с деятельностью национального или многонационального предпринимательства, что национальная собственность на средства производства не оказывает существенного влияния на модель экономического поведения.
Даже руководители ряда развитых стран очень остро реагировали на деятельность ТНК. Таковой была реакция Президента Франции Ш. де Голля в 1960-е годы.
Но особенно рельефно эта проблема взаимодействия правительства и ТНК проявилась в развивающихся странах. На этом вопросе я и хотел бы остановиться.
Прежде всего хотелось бы отметить, что проблема иностранных
капиталовложений, их роли, также стара, как и деятельность Ост-Индских компаний - это факт, который обычно широко отмечается в зарубежной литературе. Но, на наш взгляд, эта позиция еще более стара, чем деятельность Ост-Индских компаний. Ее можно увидеть и в деятельности Ганзы, и в деятельности Венеции и Генуи, а явные истоки ее лежат гораздо глубже, и сама проблема, очевидно, впервые возникла, когда начал формироваться Великий шелковый путь.
В современном мире можно выделить три основных волны таких капиталовложений. В XVII - XVIII веках в эпоху старого колониализма английских, голландских, испанских и других компаний создавались шахты и плантации в различных частях земного шара, которые сопровождались эксплуатацией местного населения и извлечением минеральных и других богатств. Расцвет второй волны пришелся на конец XIX века, на эпоху, так называемого, нового империализма, когда Африка, Юго-Восточная Азия и другие страны мира были включены в имперские системы. Хотя в этот период времени эксплуатация и извлечение богатств из этих стран продолжались, для обеспечения и облегчения этой эксплуатации европейцы стали вкладывать средства в развитие портового хозяйства, строительство железных дорог, городских центров, т.е. в создание инфраструктуры, весьма важной для слаборазвитых государств,
Третья волна началась в 1960-е годы XX века, когда слаборазвитые страны стали использовать импортозамещающую стратегию как наиболее быстрый путь осуществления индустриализации. Существование высоких торговых барьеров, различных налогов и т.д. вынудило США и другие развитые государства субсидировать производство вне своих собственных границ.
Этот период в мировой литературе часто называется революцией растущих ожиданий. Новые государства пытаются модернизировать и совершенствовать свою экономику и хотят подняться на уровень передовых индустриальных стран. Они нуждаются в стабильности и безопасности. И, естественно, что они хотят увеличить свою экономическую и политическую мощь. Для этого им необходимо улучшить жизненные условия, по сами их возможности значительно ограничены. Существуют большие различия между разными слаборазвитыми странами, как в целях самого развития, так и в политике, ими проводимой, но существует и большое сходство в основных проблемах, которые перед ними стоят и которые они должны решить. Развивающиеся страны сталкиваются с различными проблемами в реализации своих ожиданий, правительства этих стран находятся под сильным давлением своего собственного населения, которое требует решить основные социальные проблемы. Например, в определенных регионах существует большое стремление к получению образования, но сам факт получения образования часто приводит к резкому возрастанию безработицы и разочарованию молодежи. Одним из главных препятствий экономического развития большинства развивающихся стран является демографический взрыв. Как указывает Невель Браун, главная угроза человечества сейчас идет не от ядерного оружия, но от демографического взрыва. Одним из серьезных результатов демографического взрыва является резкий рост безработицы.
Основная проблема, стоящая перед развивающимися странами, это выбор пути развития, определение тех путей, которые наиболее эффективны для данной страны, развивать государственное или частное предпринимательство, плановую или рыночную экономику? Каковы должны быть приоритеты развития - сельское хозяйство или промышленность? Каков должен быть уровень отношений с промышленно развитыми странами? Какова должна быть внешняя торговля, иностранные частные вложения, внешняя помощь? В решении всех этих вопросов активное участие стали принимать ТНК. Сердцевиной трудностей ТНК в отношении развивающихся стран является низкая производительность труда, низкий уровень потребления там и основные экономические и социальные факторы, связанные с этим. Положение усугубляется растущим разрывом между промышленно развитыми и развивающимися странами. Кроме того, развивающиеся страны страдают от политической нестабильности. Они являются жертвами неоколониализма: получение независимости не сопровождается экономической независимостью. За последнее время развивающиеся страны создали множество региональных организаций, которые пытаются решить экономические, социальные, политические и другие вопросы.