Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Физика вокруг нас.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Русская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________ Г.В. Колинько приказ №215-ОД от 30.08.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика вокруг нас»
Уровень: основное общее образование, 7-9 классы
Учитель: Бойко Л.А.
Количество часов на год:
7 класс: всего 34 часа; в неделю 1 час.
8 класс: всего 34 часа; в неделю 1 час.
9 класс: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский,
А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4"е изд. — М.
: Просвещение, 2014 — 111 с. — (Стандарты второго поколения), образовательной программы школы.
2021-2022 учебный год
МБОУ РУССКАЯ
СОШ ИМ. М.Н.
АЛЕКСЕЕВА
Подписано цифровой подписью: МБОУ
РУССКАЯ СОШ ИМ. М.Н.
АЛЕКСЕЕВА
Дата: 2021.09.01 12:45:00 +03’00’

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности
Предметные
Метапредметные
Личностные
 уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы;
 проводить наблюде- ния, планировать и выполнять эксперименты;
-обрабатывать результаты измерений;
 представлять резуль- таты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
 обнаруживать зависи-мости между физическими величинами;
 объяснять полученные результаты и делать выводы;
-оценивать границы погрешностей результатов измерений;
 уметь применять теоретические знания по физике на практике;
 решать физические задачи на применение полученных знаний;
 выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
 уметь докладывать о результатах своего исследования;
 участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы;
 использовать справочную литературу и другие источники информации.
Р. –уметь работать по предложенным инструкциям; умение излагать мысли в четкой логической последовательности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
П. – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь анализировать явления
К. – уметь работать в паре и коллективе; эффективно распределять обязанности.
-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
- воспринимать речь учителя
(одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.


Содержание внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах»
7 класс
Название раздела
(темы)
Содержание учебного предмета, курса
1.
Первоначальные
сведения о строении
вещества
Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги.
2.
Взаимодействие тел Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной формы. Измерение плотности твердого тела.
Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха.
Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения. Решение нестандартных задач
3.
Давление. Давление
жидкостей и газов
Исследование зависимости давления от площади поверхности.
Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение плотности твердого тела.
Определение объема куска льда. Изучение условия плавания тел.
Решение нестандартных задач
4.
Работа и мощность.
Энергия
Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии. Решение нестандартных задач.
8 класс
Название раздела
(темы)
Содержание учебного предмета, курса
1. Физический метод
изучения природы:
теоретический и
экспериментальный
Определение цены деления приборов, снятие показаний.
Определение погрешностей измерений.
2. Тепловые явления и
методы их
исследования
Определение удлинения тела в процессе изменения температуры.
Решение задач на определение количества теплоты. Применение теплового расширения для регистрации температуры. Исследование процессов плавления и отвердевания. Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха.
3. Электрические
явления и методы их
исследования
Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии.
Расчет КПД электрических устройств. Решение задач на закон
Джоуля -Ленца.
4. Электромагнитные
явления
Получение и фиксированное изображение магнитных полей.
Изучение свойств электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных задач.
5. Оптика
Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света. Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление света.
Наблюдение полного отражения света.


9 класс
Название раздела
(темы)
Содержание учебного предмета, курса
1.
Магнетизм
Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые.
Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита.
Решение качественных задач.
2.
Электростатика
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество.
Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки. Решение нестандартных задач.
3.
Свет
Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень.
Затмение. Цвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе.
Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как зажечь огонь?
Решение нестандартных задач.
Календарно тематическое планирование, 7 класс
Содержание
Кол-во
часов
Форма
занятия
Использование
оборудования «Точка
роста»
Дата
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
На базе Центра "Точка Роста"
1 беседа
Ознакомление с цифровой лабораторией "Точка роста" (демонстрация технологии измерения)
I. Первоначальные сведения о строении вещества, 7 ч
2
Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления различных приборов».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, термометр, датчик температуры
3
Экспериментальная работа № 2 «Определение геометрических размеров тел».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Набор геометрических тел
4
Практическая работа № 1
«Изготовление измерительного цилиндра»
1 практиче ская работа
5
Экспериментальная работа № 3 «Измерение температуры тел»
1 эксперим ент
6
Экспериментальная работа № 4 «Измерение размеров малых тел».
1 эксперим ент
7
Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины листа бумаги»
1 эксперим ент
Глава II. Взаимодействие тел, 12ч
8
Экспериментальная работа № 6 «Измерение скорости движения тел».
1 эксперим ент
9
Решение задач на тему
«Скорость равномерного движения»
1 решение задач

10
Экспериментальная работа
№7 «Измерение массы 1 капли воды».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент электронные весы
11
Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска сахара»
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, электронные весы
12
Экспериментальная работа № 9 «Измерение плотности хозяйственного мыла».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, электронные весы
13
Решение задач на тему
«Плотность вещества».
1 решение задач
14
Экспериментальная работа № 10 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».
1 эксперим ент
15
Экспериментальная работа № 11 «Определение массы и веса воздуха в комнате»
1 эксперим ент
16
Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил, направленных по одной прямой».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Штатив, рычаг, линейка, два одинаковых груза, два блока, нить нерастяжимая, линейка измерительная, динамометр
17
Экспериментальная работа № 13 «Измерение жесткости пружины»
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Штатив с крепежом, набор пружин, набор грузов, линейка, динамометр
18
Экспериментальная работа № 14 «Измерение коэффициента силы трения скольжения».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Деревянный брусок, набор грузов, механи- ческая скамья, динамометр
19
Решение задач на тему «Сила трения».
1 решение задач
III. Давление. Давление жидкостей
и газов
7 ч
20
Экспериментальная работа № 15 «Исследование зависимости давления от площади поверхности»
1 экспери мент
21
Экспериментальная работа № 16 «Определение давления цилиндрического тела». Как мы видим?
1 экспери мент
22
Экспериментальная работа № 17 «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола». Почему мир разноцветный.
1 экспери мент
23
Экспериментальная работа № 1 экспери


18 «Определение массы тела, плавающего в воде». мент
24
Экспериментальная работа № 19 «Определение плотности твердого тела».
На базе Центра "Точка Роста"
1 экспери мент
Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, электронные весы
25
Решение качественных задач на тему «Плавание тел».
1 решение задач
26
Экспериментальная работа № 20 «Изучение условий плавания тел».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Динамометр, штатив универсальный, мерный цилиндр
(мензурка), груз цилиндрический из специального пластика, нить, поваренная соль, палочка для перемеши- вания
IV. Работа и мощность. Энергия, 8ч
27
Экспериментальная работа № 21 «Вычисление работы, совершенной школьником при подъеме с 1 на 3 этаж»
1 экспери мент
28
Экспериментальная работа № 22 «Вычисление мощности развиваемой школьником при подъеме с 1 на 3 этаж»
1 экспери мент
29
Экспериментальная работа № 23 «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Подвижный и неподвижный блоки, набор грузов, нить, динамометр, штатив, линейка
30
Решение задач на тему
«Работа. Мощность».
1 решение задач
31
Экспериментальная работа № 24 «Вычисление КПД наклонной плоскости».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Штатив, механическая скамья, брусок с крючком, линейка, набор грузов, динамометр
32
Экспериментальная работа № 25 «Измерение кинетической энергии тела»
1 эксперим ент
33
Решение задач на тему
«Кинетическая энергия».
1 решение задач
34
Урок обобщения
1 дидактическое задание

8 класс
Содержание
Кол-во
часов
Форма
занятия
Использование
оборудования «Точка
роста»
Дата
I. Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный, 3 ч
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
На базе Центра "Точка Роста"
1 беседа
Ознакомление с цифровой лабораторией "Точка роста"
2
Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления приборов, снятие показаний»
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, термометр, да тчик температуры
3
Определение погрешностей измерения. Решение качественных задач.
1 решение задач
Глава II. Тепловые явления и методы их исследования, 8ч
4
Определение удлинения тела в процессе изменения температуры
На базе Центра "Точка Роста"
1 опыт - исследов ание
Лабораторный термометр, датчик температуры
5
Решение задач на определение количества теплоты.
1 решение задач
6
Применение теплового расширения для регистрации температуры. Анализ и обобщение возможных вариантов конструкций.
1 презента ция
7
Экспериментальная работа № 2 «Исследование процессов плавления и отвердевания».
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Датчик температуры, калориметр, сосуд с тающим льдом, сосуд с водой, электронные весы.
8
Практическая работа № 1
«Изучение строения кристаллов, их выращивание».
1 практиче ская работа
9
Изучение устройства тепловых двигателей.
1 лекция
10
Приборы для измерения влажности.
Экспериментальная работа № 3 «Определение влажности воздуха в кабинетах школы»
На базе Центра "Точка Роста"
1 эксперим ент
Датчик температуры, термометр, марля, сосуд с водой
11
Решение качественных задач на определение КПД теплового двигателя. https://uchitel.pro/задачи-на- кпд-тепловых-двигателей/
1 решение задач
III. Электрические явления и методы их исследования, 8 ч
12
Практическая работа № 2
«Определение удельного сопротивления различных проводников».
1 практиче ская работа
Датчик напряжения, вольтметр двухпредельный, источник питания,


На базе Центра "Точка Роста" комплект проводов, резисторы, ключ
13
Закон Ома для участка цепи.
Решение задач.
1 решение задач
14
Исследование и использование свойств электрических конденсаторов.
1 наблюде ние
15
Решение задач на зависимость сопротивления проводников от температуры.
1 решение задач
16
Практическая работа № 3
«Расчѐт потребляемой электроэнергии собственного дома».
На базе Центра "Точка Роста"
1 практиче ская работа
Датчик тока, датчик напряжения, амперметр двухпредельный, вольтметр двухпредельный, лампочка, источник питания, комплект проводов, ключ
17
Расчѐт КПД электрических устройств.
1 решение задач
18
Решение задач на закон
Джоуля - Ленца.
1 решение задач
19
Решение качественных задач. 1 деловая игра
IV. Электромагнитные явления, 5ч
20
Получение и фиксированное изображение магнитных полей.
На базе Центра "Точка Роста"
1 практиче ская работа
Демонстрация
«Измерение
магнитного поля
вокруг проводника с
током»: датчик магнитного поля, два штатива, комплект проводов, источник тока, ключ
21
Изучение свойств электромагнита.
1 наблюде ние
22
Изучение модели электродвигателя.
1 лекция, дем. экспери мент
23
Экскурсия.
1 беседа
24
Решение качественных задач. 1 решение задач
V. Оптика, 10 ч
25
Изучение законов отражения. 1 лекция, дем. экспери мент
26
Экспериментальная работа № 4 «Наблюдение отражения и преломления света».
На базе Центра "Точка Роста"
1 экспери мент
Осветитель с источником света на 3,5
В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафраг-ма, полуцилиндр, планшет на плотном листе с
круговым транспортиром
27
Экспериментальная работа № 5 «Изображения в линзах».
На базе Центра "Точка Роста"
1 экспери мент
Осветитель с источником света на 3,5
В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафраг-ма, экран стальной, направляющая с измерительной шкалой, собирающие линзы, рассеивающая линза, слайд «Модель предмета» в рейтере
28
Экспериментальная работа № 6 «Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы».
1 экспери мент
29
Экспериментальная работа № 7 «Наблюдение интерференции и дифракции света».
1 экспери мент
30
Решение задач на преломление света.
1 решение задач
31
Экспериментальная работа № 8 «Наблюдение полного отражения света».
1 экспери мент
32
Решение качественных задач на отражение света.
1 решение задач
33
Защита проектов. Проекты.
1 исследов ания
34
Урок обобщения
1 дидакти ческое задание
9 класс
Содержание
Кол-во
часов
Форма
занятия
Использование
оборудования «Точка
роста»
Дата
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
1 беседа
I. Магнетизм
9 ч
2
Экспериментальная работа № 1
«Компас. Принцип работы».
1 эксперим ент
3
Практическая работа № 2
«Ориентирование с помощью компаса».
1 практиче ская работа
4
Магниты. Действие магнитов.
Решение задач
1 наблюде ние, решение задач
5
Экспериментальная работа № 3
«Занимательные опыты с магнитами».
1 эксперим ент