Файл: Требования по оформлению научной статьи (эссе) Формат текста текстовый редактор Word, файлы с расширением doc, docx. 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНОЙ СТАТЬИ (ЭССЕ)
1. Формат текста: текстовый редактор Word, файлы с расширением – doc, docx.
2. Максимальный объем статьи – 5-7 страниц. Формат страницы А4 (210х297).
3. Название статьи, фамилии и инициалы авторов, город, страна - строчными буквами (см. образец оформления).
4. При наборе текста использовать следующие установки:
- шрифт – Times New Roman Cyr;
- кегль шрифта – 12;
- интервал – одинарный;
- поля – все по 2 см;
- автоматическая расстановка переносов, ширина зоны переноса – 0,25 см с ограничением трех переносов подряд;
- выравнивание по ширине строки;
- абзац – отступ первой строки (1,25 см);
- все рисунки и схемы делать в виде рисунка (чтобы при верстке не допустить смещений);
- нумерацию страниц не использовать.
5. Сноски оформляются сплошной нумерацией по тексту в квадратных скобках –
[1], [2] и т.д. В конце статьи должен располагаться список литературы (см. образец оформления).
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНОЙ СТАТЬИ (ЭССЕ)
Информация и знания как стратегический актив и фактор международной
конкурентоспособности в условиях цифровизации
Паньшин Борис Николаевич,
магистрант экономического факультета
Российского университета транспорта (МИИТ),
г. Москва, Российская Федерация
Седых Евгений Михайлович,
магистрант экономического факультета
Российского университета транспорта (МИИТ),
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируется информатизации современного общества как
существенный ресурс и фактор конкурентоспобосного развития российского бизнеса. Сделан
вывод о необратимости конкурентных преимуществ тех стран, которые обладают
стратегическими активами в виде научно-технической информации и знаний.
Ключевые слова: информатизация; глобализация; информационные технологии;
международная конкурентоспособность.
Современное развитие мировой экономики и особенно процессы глобализации, формирование глобальных товарных и финансовых рынков привели к усилению интереса к проблеме международной конкурентоспособности. Сегодня у большинства специалистов не
вызывает сомнения, тот факт, что междародная конкуретоспобность есть производная от способности экономических институтов страны эффективно координировать хозяйственную деятельность в рамках глобальной экономики с целью обеспечения устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня своих граждан [4, С. 60].
Эффективность координации хозяйственной деятельности находиться в прямой зависимости от скорости прохождения управленческих решений на всех уровнях экономической иерархии, качества информационного обеспечения принятия управленческих решений.
Информация, как отмечает в своих исследованиях В.Л. Иноземцев [2] становится важнейшим ресурсом и фактором общественного развития, а сам процесс трансформации и приспособления под этот фактор производственных систем получил название информатизации.
Происходит переворот в производственно-экономических отношениях, в формах взаимосвязи экономических процессов и культурных традиций. Возникает, как отмечает аргентинский экономист Клаудио Саломон, «новое звено в производственной цепочке: человек – программа – машина – объект» [6, С. 107]. Механические производственные функции, сегодня, управляются определенной математической программой. Включение программного обеспечения в производственные процессы увеличило экономическое значение идеальных наукоемких элементов. «Переход от машины, перерабатывающей энергию, к машине, перерабатывающей информацию, заменяет энергию и материю знанием. Это оказывает и обратное воздействие, усиливает гуманитарный характер труда, определяемый символами и культурным смыслом» [6,
С. 107].
Информатизацию общества можно считать естественным следствием эволюции рыночной организации. Информационная индустрия становится важнейшим фактором экономического развития. Менее всего, в отличие от материального сектора, стесненная национальными границами, она сама становится транснациональной, придавая такой же характер информационным секторам экономики ведущих стран. Информационное общество этих стран, по определению, не может развиваться иначе, как в направлении общества глобальной мировой экономики, в которой другим странам по мере их информатизации еще предстоит найти свое место и свою роль[5; 6].
Информационный сектор в его современном понимании включает в себя передовые отрасли материального производства, обеспечивающие технологический прогресс, сферу, предлагающую услуги коммуникации и связи, производство информационных технологий и программного обеспечения, а также различные области образования. Информация и знания, понимаются не как субстанция, воплощенная в производственных процессах, а как непосредственная производительная сила, являющаяся важнейшим фактором современного хозяйства. «При прочих равных условиях роль знания как фактора тем больше, чем больше количественно и качественно само знание… Следовательно, тем более подчиненную роль играют другие факторы» – отмечал в свое время Питирим Сорокин [Цит. по: 3, С. 45].
Повышение экономической значимости научных и информационных продуктов создает асимметрию развития между США, Западной Европой, Японией и остальными странами мира.
Это обусловлено фундаментальными научными исследованиями, которые фактически ведутся только в этих трех эпицентрах, так как, там интеллектуальная научная собственность применяется в производственных процессах повсеместно. Только в этих эпицентрах вложение
1$ в НИОКР дает 4$ эффекта (в России, по опубликованным данным, 0,2-0,6$). В последние десятилетия, как отмечается специалистами[2; 6], уровень накопления, анализа и утилизации научно-технической информации прямо пропорционален уровню развития экономики каждой отдельной страны и следовательно её конкурентоспособности. Поражает и скорость накопления информации. По оценке отечественных исследователей - 90% накопленного на сегодня объема цифровой информации было сгенерировано за последние пять лет! [7, С. 47]
Вопреки общемировым тенденциям и подходам к управлению, российские компании тратят на инновации значительно меньше средств, чем их зарубежные конкуренты в соответствующих секторах. Сегодня разработку и внедрение технологических инноваций осуществляет не более 10% от общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8%), Бельгии (53,6%), Эстонии
(52,8%), Финляндии (52,5%) и Швеции (49,6%). Доля предприятий, инвестирующих в
Эффективность координации хозяйственной деятельности находиться в прямой зависимости от скорости прохождения управленческих решений на всех уровнях экономической иерархии, качества информационного обеспечения принятия управленческих решений.
Информация, как отмечает в своих исследованиях В.Л. Иноземцев [2] становится важнейшим ресурсом и фактором общественного развития, а сам процесс трансформации и приспособления под этот фактор производственных систем получил название информатизации.
Происходит переворот в производственно-экономических отношениях, в формах взаимосвязи экономических процессов и культурных традиций. Возникает, как отмечает аргентинский экономист Клаудио Саломон, «новое звено в производственной цепочке: человек – программа – машина – объект» [6, С. 107]. Механические производственные функции, сегодня, управляются определенной математической программой. Включение программного обеспечения в производственные процессы увеличило экономическое значение идеальных наукоемких элементов. «Переход от машины, перерабатывающей энергию, к машине, перерабатывающей информацию, заменяет энергию и материю знанием. Это оказывает и обратное воздействие, усиливает гуманитарный характер труда, определяемый символами и культурным смыслом» [6,
С. 107].
Информатизацию общества можно считать естественным следствием эволюции рыночной организации. Информационная индустрия становится важнейшим фактором экономического развития. Менее всего, в отличие от материального сектора, стесненная национальными границами, она сама становится транснациональной, придавая такой же характер информационным секторам экономики ведущих стран. Информационное общество этих стран, по определению, не может развиваться иначе, как в направлении общества глобальной мировой экономики, в которой другим странам по мере их информатизации еще предстоит найти свое место и свою роль[5; 6].
Информационный сектор в его современном понимании включает в себя передовые отрасли материального производства, обеспечивающие технологический прогресс, сферу, предлагающую услуги коммуникации и связи, производство информационных технологий и программного обеспечения, а также различные области образования. Информация и знания, понимаются не как субстанция, воплощенная в производственных процессах, а как непосредственная производительная сила, являющаяся важнейшим фактором современного хозяйства. «При прочих равных условиях роль знания как фактора тем больше, чем больше количественно и качественно само знание… Следовательно, тем более подчиненную роль играют другие факторы» – отмечал в свое время Питирим Сорокин [Цит. по: 3, С. 45].
Повышение экономической значимости научных и информационных продуктов создает асимметрию развития между США, Западной Европой, Японией и остальными странами мира.
Это обусловлено фундаментальными научными исследованиями, которые фактически ведутся только в этих трех эпицентрах, так как, там интеллектуальная научная собственность применяется в производственных процессах повсеместно. Только в этих эпицентрах вложение
1$ в НИОКР дает 4$ эффекта (в России, по опубликованным данным, 0,2-0,6$). В последние десятилетия, как отмечается специалистами[2; 6], уровень накопления, анализа и утилизации научно-технической информации прямо пропорционален уровню развития экономики каждой отдельной страны и следовательно её конкурентоспособности. Поражает и скорость накопления информации. По оценке отечественных исследователей - 90% накопленного на сегодня объема цифровой информации было сгенерировано за последние пять лет! [7, С. 47]
Вопреки общемировым тенденциям и подходам к управлению, российские компании тратят на инновации значительно меньше средств, чем их зарубежные конкуренты в соответствующих секторах. Сегодня разработку и внедрение технологических инноваций осуществляет не более 10% от общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8%), Бельгии (53,6%), Эстонии
(52,8%), Финляндии (52,5%) и Швеции (49,6%). Доля предприятий, инвестирующих в
приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8%. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9%
(аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4%, в Финляндии - 3,9%, в Германии - 3,4%)
[1, С. 9].
По мере развития информационного сектора становится все более очевидным, что знания и информация являются важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником нововведений, основой экономического и социального прогресса, иными словами
– принципиально новым ресурсом, к которому неприменимо традиционное понятие исчерпаемости. Его производство не наталкивается на ограниченность спроса ни внутри страны, ни за ее пределами, так как продукция информационного сектора становится все более дешевой, а с другой стороны – сама природа информации и знаний такова, что каждая удовлетворенная потребность в них тут же порождает множество новых.
В связи с этим можно говорить о необратимости конкурентных преимуществ тех стран, которые обладая стратегическим активом (информацией и знаниями) способны создавать, моделировать и передавать глобальные культурные стереотипы потребления, формируя в других странах выгодные для себя культурные ценности [6]. Новые технологии, играя центральную роль в росте эффективности производства и в формировании международной конкурентоспособности, сами по себе являются ее инструментом.
В современных условиях конкурентоное преимущество определяется не только самим по себе уровнем науки и образования в стране, но и сложным комплексом организационно- технологических условий, обеспечивающих эффективность сбора, обработки и использования информации, распространения знаний и применения их в целях совершенствования технологий.
Этот комплекс существенно влияет на скорость инновационных процессов, способствуя быстрому созданию заделов для разработки и повышения темпов реализации принципиально новых технологических решений. Отсюда следует еще одна важная характеристика современной конкурентоспособности – высока скорость протекающих в экономике процессов, в свою очередь, обеспечивающая высокую скорость оборота капитала и общий рост эффективности всей хозяйственной системы. Поэтому исключительно важны такие показатели, как насыщенность страны персональными компьютерами и электронными средствами связи, наличие и состояние информационной инфраструктуры, - словом, все элементы, свойственные современному информационному обществу.
Проведенный анализ процессов информатизации и конкурентоспособности может рассматриваться как своеобразная точка отсчета, закладывающая основу для последующего, более полного, исследования проблем конкурентоспособности экономики России. Поиск решений социально-экономических проблем в парадигме рассмотренных тенденций, открывает неограниченные возможности для разработки и успешной реализации стратегии конкурентоспособного развития российских предпритий.
Список литературы
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года /
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // www.consultant.ru
2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2000.
3. Охотников, И.В. Качество жизни как критерий национальной конкурентоспособности.
Монография. – М.: МАКС Пресс, 2006.
4. Охотников
И.В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны / И.В. Охотников // Проблемы безопасности российского общества. – 2014. – № 1.
5. Охотников, И.В., Сибирко, И.В. Локализация в условиях глобализации / И.В. Охотников,
И.В. Сибирко // Проблемы безопасности российского общества. – 2015. – № 3.
6. Саломон К. Культурная экспансия и экономическая глобализация / К. Саломон // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 1.
7. Шевчик А., Мусаев А. Тихая когнитивная революция // Эксперт. – 2016. - № 4. – С.45-51.
(аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4%, в Финляндии - 3,9%, в Германии - 3,4%)
[1, С. 9].
По мере развития информационного сектора становится все более очевидным, что знания и информация являются важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником нововведений, основой экономического и социального прогресса, иными словами
– принципиально новым ресурсом, к которому неприменимо традиционное понятие исчерпаемости. Его производство не наталкивается на ограниченность спроса ни внутри страны, ни за ее пределами, так как продукция информационного сектора становится все более дешевой, а с другой стороны – сама природа информации и знаний такова, что каждая удовлетворенная потребность в них тут же порождает множество новых.
В связи с этим можно говорить о необратимости конкурентных преимуществ тех стран, которые обладая стратегическим активом (информацией и знаниями) способны создавать, моделировать и передавать глобальные культурные стереотипы потребления, формируя в других странах выгодные для себя культурные ценности [6]. Новые технологии, играя центральную роль в росте эффективности производства и в формировании международной конкурентоспособности, сами по себе являются ее инструментом.
В современных условиях конкурентоное преимущество определяется не только самим по себе уровнем науки и образования в стране, но и сложным комплексом организационно- технологических условий, обеспечивающих эффективность сбора, обработки и использования информации, распространения знаний и применения их в целях совершенствования технологий.
Этот комплекс существенно влияет на скорость инновационных процессов, способствуя быстрому созданию заделов для разработки и повышения темпов реализации принципиально новых технологических решений. Отсюда следует еще одна важная характеристика современной конкурентоспособности – высока скорость протекающих в экономике процессов, в свою очередь, обеспечивающая высокую скорость оборота капитала и общий рост эффективности всей хозяйственной системы. Поэтому исключительно важны такие показатели, как насыщенность страны персональными компьютерами и электронными средствами связи, наличие и состояние информационной инфраструктуры, - словом, все элементы, свойственные современному информационному обществу.
Проведенный анализ процессов информатизации и конкурентоспособности может рассматриваться как своеобразная точка отсчета, закладывающая основу для последующего, более полного, исследования проблем конкурентоспособности экономики России. Поиск решений социально-экономических проблем в парадигме рассмотренных тенденций, открывает неограниченные возможности для разработки и успешной реализации стратегии конкурентоспособного развития российских предпритий.
Список литературы
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года /
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // www.consultant.ru
2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2000.
3. Охотников, И.В. Качество жизни как критерий национальной конкурентоспособности.
Монография. – М.: МАКС Пресс, 2006.
4. Охотников
И.В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны / И.В. Охотников // Проблемы безопасности российского общества. – 2014. – № 1.
5. Охотников, И.В., Сибирко, И.В. Локализация в условиях глобализации / И.В. Охотников,
И.В. Сибирко // Проблемы безопасности российского общества. – 2015. – № 3.
6. Саломон К. Культурная экспансия и экономическая глобализация / К. Саломон // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 1.
7. Шевчик А., Мусаев А. Тихая когнитивная революция // Эксперт. – 2016. - № 4. – С.45-51.