Файл: Исследование по выявлению уровня сформированности знаний младших дошкольников об окружающем мире. 19 Заключение 21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
Влияние обучающих игр на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста
по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования"
Выполнена студентом (кой) Порфирьевой Марии Ивановной
(Ф.И.О.)
специальности 44.02.01 Дошкольное образование
номер группы 136 - ДО 11/22 А-1
Руководитель Харланова Юлия Викторовна
(Ф.И.О.)
2023 г.
Содержание
Введение 3
1. Игра как способ познания окружающего мира младшими
дошкольниками. 5
-
Особенности познания окружающего мира детьми младшего
дошкольного возраста. 5
1.2 Игровая деятельность в условиях ФГОС ДО. 9
1.3. Основы формирования положительного отношения к
окружающему миру у ребёнка дошкольного возраста с помощью игр. 11
1.4 Педагогическое исследование по выявлению уровня
сформированности знаний младших дошкольников об окружающем мире. 19
Заключение 21
Библиография 22
Приложения
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Введение
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Ребенок учится действовать в задуманной ситуации, которая ему реально недоступна, например - «скакать» на лошади, «водить» машину, «лечить» животных или людей. Игра для детей - это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. В игре обучение дошкольника протекает легче и быстрее. Игра обогащает ребенка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию. Игра имеет большое значение для социализации ребенка, усвоения им нравственных норм, правил поведения в обществе. В игре происходит становление личности ребенка, развиваются черты его характера, формируется общительность, активность, инициативность. Ребенок познает окружающий мир через игру. Для него участие в игре очень важно. Игра позволяет ему проявлять свою любознательность, и вовлекает в активное освоение окружающего мира. Актуальность и теоретическая значимость данного вопроса обусловили выбор темы исследования «Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками».
Цель исследования: выявление положительного влияния игры на процесс познания младшими дошкольниками окружающего мира.
Объект исследования: процесс познания младшими дошкольниками окружающего мира.
Предмет исследования: игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме исследования;
-эмпирические: наблюдение.
Использованная база: МДОУ детский сад «Зёрнышко» по адресу: Новосибирская область, Сузунский район, р.п. Сузун, ул. Юбилейная, 9. В исследовании принимали участие 15 детей младшего дошкольного возраста.
Структура: работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии, приложения.
Основные понятия: Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культурыОбучающая функция игры – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие. Игровая деятельность - воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. Направлена на познание окружающей действительности и является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
1. Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно - образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Радость игры - это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. В основе понимания игры как способа познания окружающего мира а так же формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения. «Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства» [20].
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
-
Особенности познания окружающего мира детьми
младшего дошкольного возраста
Педагогический коллектив ДОУ работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Ведущие цели Программы – «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности» [3]. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе , других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках , о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира .
Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста: - дети очень наблюдательны. Порой можно удивиться тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. «Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир; - наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать, их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» [4]. Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. «Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера. На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают. Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления»[5].
Источником познавательной активности является познавательная потребность, которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте. Младший дошкольный возраст, а это примерно 3-4 год жизни, характерен наступлением нового этапа в жизни малыша. В ребенке наблюдается стремление к самостоятельности. Он испытывает гордость, когда у него что - то получается. Направленность интересов ребенка изменяется. Если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Ребенок начинает познавать социальную действительность. У детей в этом возрасте активно развивается речь. Их речь становится частью действия. В познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста также происходят существенные изменения. Они связаны с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. «Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает. Он учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно происходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что можно заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи» [14] . Малыш начинает познавать, совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что ребенок начинает мыслить, в его мозге возникают довольно сложные причинно - следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно. В этот период возрастает познавательная активность: развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. «От того, как сформировано у ребенка восприятие, наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления» [6]. У детей возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях, благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых вынужден применять все больше усилий. «К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов, знают различные качества и свойства. Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений» [11].
В младшем дошкольном возрасте можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:
-знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
- формирование положительного отношения к окружающему миру.
При этом критическое отношение к получаемому результату при этом отсутствует.
Однако достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать важный шаг в познавательном развитии - дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это - сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того малыш испытывает постоянное, неосознанное желание разобрать полученные сведения о мире, навести в них смысловой порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.
Итак, в процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. С одной стороны, формирование такой системы взглядов подчинено общим закономерностям, с другой, – отражает специфику реальной жизненной практики конкретного ребенка.
1.2 Игровая деятельность в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Игра - основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования «игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях» [1]. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории: младенческий этап (два месяца - один год) - предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными; раннее детство (один-три года) - игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых; дошкольный период (три - восемь лет) - более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил. Пункт 4.6 ФГОС ДО определяет цели и задачи игры, важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса: пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие; самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении,