Файл: 4. Блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом в Процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3. Задачи и задания

№1.

Потребитель тратит 20 ден. ед. на масло и мясо. Предельная полезность масла равна: 20-3Х (Х- количество масла, кг), предельная полезность мяса: 8 - Y (Y - количество мяса, кг). Цена масла – 2 ден. ед., цена мяса – 10 ден. ед. Какое количество масла и мяса купит рациональный потребитель?
Ответ:5 кг масла и 1 кг мяса Рациональный потребитель в первую очередь покупает то, что приносит ему большую предельную полезность.
№2

В таблице представлены данные об индивидуальном спросе трех покупателей на товар А. Найдите рыночный спрос и отложив на горизонтальной оси количество продукта, на который предъявляется спрос, а на вертикальной - цену, начертите кривую спроса.


Цена

Индивидуальный спрос

Рыночный

спрос

1-ого покуп.

2-ого покуп.

3-его покуп.

11

0

0

2




6

0

6

7




5

1

8

9




3

3

10

12




1

4

12

16





№3

  1. Дано:

Цена , ден.ед.:

2

4

5

8

11

Объем предложения, ед.:

8

14

18

24

32

Объем спроса, ед.

34

24

18

8

2

На основании приведенных данных начертите на одном графике кривые спроса и предложения.

а) Каковы параметры равновесия?

б) В каком состоянии будет рынок, если цена установится на уровне 8 ден. ед.?

в) В каком состоянии будет рынок, если цена установится на уровне 4 ден. ед.?


Проанализируйте ситуацию возникновения излишка и дефицита и механизм восстановления рыночного равновесия
№4

Спрос описывается уравнением QD = 200 - 5Р, а предложение уравнением:

QS = 50+ Р.

Определите параметры равновесия.
Ответ: QD = QS
200 - 5Р = 50+ Р
6Р = 150
Р = 25д.е
QD = 50+25 = 75 д.е
25д.е. и 75 д.е – это параметры равновесия .
№5

Спрос описывается уравнением QD = 14 - 2Р, а предложение уравнением :

QS = - 4 + 2Р.

Определите:

а) параметры равновесия и объем продаж в денежном выражении;

б) в каком состоянии будет рынок, если на рынке установится цена, равная 3 ден. ед.?

Ответ : 1. Параметры равновесия :
QD = 14 - 2Р = QS = -4 + 2Р
14 +4 = 2Р +2Р
18 = 4Р
Р = 4.5 д.е.
2. Обьем продаж в денежном выражении :
QD = QS
QD = 14 -2 *4.5 = 5
QS = -4 + 2*4.5 = 5
Q равн. = 5 (равновесный обьем )
W=P*Q=4.5*5=22.5д.е. – доход продавца
При фиксированной цене товара на уровне 6 ден.ед. обьем спроса составит:
QD=14-2*6=2
Обьем предложения:
QD=14-2*6=8
Расчитав обьем спроса и предложения делаем выводы что обьем
предложения будет выше обьема спроса . Образуется излишек товара в
размере: 8-2 = 6
№6

Кривые рыночного спроса и предложения имеют вид: Qd=120-P, Qs=-30+2P. Государство, желая изменить объем производства данного товара, вводит налог на производителя в размере 15 руб. за единицу выпуска. Определите, на какую величину изменится объем продаваемого товара.
Ответ : Qd=120-P = Qs=-30+2P
120+30 = 2Р+Р
150 = 3Р
Р = 50д.е
Q = 120-50 = -30+2*50 =70 д.е
Расчет с налогом 15р.
120-Р = -30 + 2 *(Р -15)
Р =60д.е
Q= 60д.е
Изменение обьема продаж = 60 -70 =-10, снизиться на 10

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема 3 «Конкуренция и монополия»

1. Основные термины и понятия

Каждому из приведенных положений, отмеченных цифрами, найдите

соответствующий термин или понятие, отмеченный буквами


  1. Соперничество производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции г




  1. Конкуренция в условиях превышения предложения над спросом д




  1. Конкурентное поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками н




  1. Снижение цены товара в целях укрепления конкурентного положения на рынке на основе сокращения издержек

Производства о




  1. Создание товаров-заменителей к




  1. Конкуренция, ведущая к выигрышу покупателя а




  1. Фирма, которая доминирует на рынке и имеет полный контроль над ним з




  1. Цена, устанавливаемая продавцом выше цены равновесия, путем сокращения объема предложения и




  1. Монополия, возникающая в результате поглощений, слияний, заключения соглашений в




  1. Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции б




  1. Рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции м




  1. Рынок, на котором потребитель теряет часть потребительского излишка ж




  1. Сумма квадратов долей отдельных фирм в общем объеме рыночного оборота е




  1. добросовестная конкуренция

  2. естественная монополия

  3. искусственная монополия,

  4. конкуренция

  5. конкуренция продавцов

  6. коэффициент рыночной концентрации

  7. монополизированный рынок

  8. монополия

  9. монопольно высокая цена,

  10. неценовая конкуренция

  11. олигополия

  12. рынок несовершенной конкуренции

  13. созидательное конкурентное поведение,

  14. ценовая конкуренция,



( Здесь и далее среди терминов и понятий имеется дистрактор - излишнее понятие или термин)


  1. Верно/неверно




  1. Конкуренция между покупателями в условиях рынка невозможна

Неверно

  1. Конкуренция между производителями является следствием ограниченности ресурсов общества

Верно

  1. В результате конкуренции выигрывают только некоторые производители

Неверно

  1. Следствием конкуренции является неэффективное распределение ресурсов

Верно

  1. Снижение цены как метод конкурентной борьбы может происходить не только на основе снижения издержек производства

Верно

  1. Послепродажное обслуживание относится к методам недобросовестной конкуренции

Неверно

  1. На рынке совершенной конкуренции действует ограниченное число продавцов

Неверно

  1. Вход на рынок совершенной конкуренции свободен

Верно

  1. Совершенная конкуренция обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов общества

Верно

  1. Современное государство борется с конкуренцией

Неверно

  1. Если фирма сама может устанавливать цены на свою продукцию, то она обладает монопольной властью

Верно

  1. Монополия не противоречит конкуренции

Неверно

  1. Крупное предприятие всегда является монополистом

Неверно

  1. Обладание исключительными правами всегда порождает монополию

Верно

  1. Монополия всегда неэффективна

Неверно

  1. Монопольно высокая цена – это любая цена выше цены рыночного равновесия

Верно

  1. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают

Верно

  1. Олигополия и монополистическая конкуренция отличаются лишь числом продавцов на рынке

Неверно

  1. Чем ниже значение коэффициента рыночной концентрации (ИХХ), тем ниже степень монополизации рынка

Верно

  1. Монополизация рынков ведет к чистым потерям общества

Верно



Задача

На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-ой приходится 70% продаж, на долю 2-ой – 30%.

1) Определить индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ),

2) Как изменится индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ), если

а) объемы продаж 1-ой фирмы увеличится на 10%?

б) две фирмы объединятся?

в) вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемом продаж в 50 и 20%?

1)Ответ:
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-:
HHI = S21 + S22 + .+ S2n
для наших данных:
HHI = 702 + 302 = 5800
Поскольку HHI > 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая).
Слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (dHHI=Hновый-Hпрежний ≤ 50); если индекс dHHI увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если dHHI более 100 - слияние запрещается.
2) Ответ:
а) объемы продаж 1-ой фирмы увеличится на 10%?
Объем продаж фирмы вырастет на 10 % , то у второй фирмы объем продаж упадет на 10.
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
HHI = S21 + S22 + .+ S2n
для наших данных:
HHI = 802 + 202 = 6800
Поскольку HHI > 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая).
Слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (dHHI=Hновый-Hпрежний ≤ 50); если индекс dHHI увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если dHHI более 100 - слияние запрещается.
б) две фирмы объединятся?
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
HHI = S21 + S22 + .+ S2n
для наших данных:
HHI = 1002 = 10000
Поскольку HHI > 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая).
Слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (dHHI=Hновый-Hпрежний ≤ 50); если индекс dHHI увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если dHHI более 100 - слияние запрещается.
в) вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемом продаж в 50 и 20%?
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
HHI = S21 + S22 + .+ S2n
для наших данных:
HHI = 502 + 202 + 302 = 3800