Файл: 1. Предмет, объекты, задачи социальной психологии как фундаментального научного направления. Разделы и отрасли социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

18. Плюсы и минусы группового принятия решения.

Кого необходимо привлекать к процессу принятия управленческих решений : тех, кто готовил информацию; тех, чьи интересы затрагиваются; тех, кто может стать непосредственным исполнителем

От чего зависит эффективность группового принятия решений:

1.Организационный контекст – структура, культура, система вознаграждения

2.Компетенции участников группы

3.Социальное и психологическое разнообразие участников группы

4.Сложность задачи

Участие в групповом принятии решения является преимуществом для участников группы:

1.Удовлетворение потребности в признании

2.Развитие Я-концепции за счет определения своей роли в организации

3.Обеспечение внутреннего вознаграждения за счет участия в группе

Уязвимые аспекты группового принятия решения:

1.Размывание ответственности

2.Компромиссность решений

3.Нежелание достигать согласия

4.Внутригрупповые конфликты

5.Ролевые конфликты

6.Чрезмерная конформность

7.Уступчивость

22. Преимущества и недостатки группового принятия решения.

26. Теории лидерства в социальной психологии.

29. Психологические эффекты формирования суждений о других людях.

31. Социальная перцепция.

35. Категоризация как один из процессов социального познания.

38. Предрассудки – природа и источники.

40. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела, основные постулаты и концепты.

42. Ингруппа и аутгруппа. Феномен межгрупповой дифференциации.

44. Теория социального доминирования, основные постулаты.

46. Авторитаризм как социально-психологический феномен. Авторитаризм правого толка.

1. Предмет, объекты, задачи социальной психологии как фундаментального научного направления. Разделы и отрасли социальной психологии.


Предмет социальной психологии:

Социальная психология – наука, изучающая

1) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы;

2) психологические характеристики самих групп

Иными словами: социальная психология изучает человека как социальное существо; взаимодействие между людьми; отношения между людьми; восприятие людьми других людей и групп; трактовки людьми тех или иных событий и других людей и их закономерности; социальное познание; особенности групп; психологию обществ

Объекты социальной психологии: личность, межличностные отношения, малые группы, большие группы, межгрупповые отношения

Задачи социальной психологии как фундаментального научного направления:

  • поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений;

  • классификация этих явлений с уточнением специфики тех из них, которые включаются в ту или иную классификационную группу;

  • научное объяснение природы соответствующих явлений;

  • изучение происхождения (генезиса) соответствующих явлений;

  • исследование динамики этих явлений, в том числе, их формирования и изменения в процессе развития;

  • выяснение связей, существующих между различными явлениями, как социально-психологическими, так и не психологическими

Разделы и отрасли социальной психологии

  1. этническая психология – изучает особенности людей как представителей различных этнических общностей (национальное сознание, национальный характер, национальное самосознание, этническая идентификация и другие феномены);

  2. психология масс — отрасль социальной психологии, изучающая массовые коммуникационные процессы, воздействие рекламы, особенности поведения людей в толпе, психологические особенности функционирования слухов и мифов

  3. политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей;

  4. экономическая психология – изучает человека и его поведение в контексте экономических отношений;

  5. психология управления – изучает круг проблем, связанных с влиянием на людей и группы, психологических механизмов руководства и лидерства;

  6. психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами;

  7. психология конфликтных отношений (конфликтология) – изучает психологические закономерности развития и протекания конфликтов, факторы и обстоятельства их возможного разрешения

2. Деиндивидуализация как феномен.


Деиндивидуализация — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы. Возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Фокус внимания направляется на саму группу, при этом сами ее члены остаются вне фокуса, в том числе и их моральные качества. Поэтому деиндивидуализация способствует вовлечению человека в противоправные и антисоциальные действия, которое обычно сдерживается моральными запретами и нормами.

Иными словами, деиндивидуализация - это утрата человеком самосознания и боязни оценки.

Причины деиндивидуализации:

  1. нахождение индивида в группе (из-за чувства вовлеченности)

  2. численность группы (чем более многочисленна группа, тем заметнее снижения уровня самосознания и повышение готовности совершать противоправные действия)

  3. физическая анонимность

  4. возбуждающие и отвлекающие действия (агрессивному поведению предшествует ситуация, в которой агрессия могла проявиться, но в небольшой мере. Например, это могут быть крики, хлопанье в ладоши и т. д. Эксперимент Динера показал, что совместные действия членов группы становятся предпосылками к более масштабным действиям)

  5. ослабленное самосознание (самосознание противоположно деиндивидуализации; Коллективный опыт ослабляет не только самосознание, но и связь между поведением и установками человека. Результаты экспериментов Динера, Прентис-Данна и Роджерса показывают, что деиндивидуализированные люди менее сдержанные, более склонные к необдуманным действиям)

Формы деиндивидуализации:

  1. постоянная (если человек утратил или не развил навык самосознания и самоидентификации)

  2. кризисная (в условиях кризиса ослабляется осознанность и человек становится уязвим; иногда связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом)

  3. ситуативная (проявляется при провоцирующих условиях: большая группа, анонимность, ослабленное самосознание и др. Чувство стада приводит к тому что человек практически перестает разделять собственное "я" и некое аморфное и абстрактное "мы" толпы, он как будто растворился внутри ее)

  4. ярлыковая (замена или навязывание псевдоиндивидуальных характеристик, вроде «патриот», “герой компании”)

Результатом деиндивидуализации являются действия, варьирующиеся от легкого нарушения запретов до импульсивного самовыражения и даже до разрушительных социальных актов (групповой вандализм, уличные беспорядки, линчевание).

3. Этапы и виды валидности социально-психологического исследования.


Этапы социально-психологического исследования

1. Формулировка проблемы; 2. Выдвижение гипотез;

3. Проверка гипотез; 4. Интерпретация результатов исследования.
Основное требование социально-психологического исследования: валидность (адекватность и обоснованность исследовательского инструментария)

Виды валидности

Валидность статистических выводов

Корректность использования статистических методов и адекватность выводов: 1.надежность измерений,

2. правильный выбор метода,

3. полнота трактовки. Методы обработки результатов планируются на этапе создания дизайна исследования.

Внутренняя валидность

Степень влияния независимой переменной на зависимую: результаты, полученные измерением непосредственно связаны с влиянием независимой переменной.

Конструктная валидность

Корректность выбора исследовательских методов:

1.Действительно ли измеряется изучаемый конструкт (гипотетический); 2.Соответствует ли конструкт феномену.

Внешняя валидность

Возможность генерализации (переноса) результатов измерений на различные типы выборок и социальных групп, другие условия и другое время.

4. Групповая поляризация как феномен.


Групповая поляризация- социально-психологический феномен расхождения по разным полюсам мнений участников дискуссии во время принятия группового решения.

В результате групповой поляризации группа не сближается, а расходится на две противостоящие друг другу половины, что приводит к трудноразрешимым конфликтам и противоречиям

Концепция групповой поляризации заключается том, что человек в группе во время коллективной дискуссии склонен к чрезвычайно резкому определению своего мнения (не предполагающего компромисса), чем оно могло бы звучать изначально. Этот феномен возникает, когда обсуждение приводит участников к принятию установок или действий, являющихся более сложными, чем они были первоначально.

Среди нескольких предложенных теорий групповой поляризации только две выдержали научную проверку. В одной речь идет об аргументах, приводимых во время обсуждения, в другой — о том, как члены группы видят себя vis-a-vis с другими. Первая теория основана на идее информационного влияния (влияния, основанного на восприятии реальных фактов); вторая — на идее нормативного влияния (влияния, основанного на желании человека быть принятым и одобренным остальными членами группы).

Критерии появления групповой поляризации:

1) Участники дискуссии имеют одинаковые социальные статусы и одинаковое влияние на других членов.

2) Обсуждаемый объект неважен/неизвестен большинству участников.

3) Участники не дискутируют по теме вопроса, либо не имеют определенного мнения насчет объекта обсуждения.

Информационное влияние предполагает закладывание общего банка идей. Идеи, входящие в базовый запас знаний членов группы, часто будут высказываться во время обсуждения — более того, даже не будучи упомянутыми, они так или иначе все равно повлияют на результаты обсуждения.
Нормативное влияние предполагает сравнение своих убеждений и способностей с чужими. Наибольшее влияние оказывают представители той группы, к которой мы себя относим. Например, изменение характера дискуссии после слов одного из участников “Честно говоря, я считаю…”

5. Методы сбора эмпирических данных в социальной психологии.


Методы сбора эмпирических данных: наблюдение (включенное и невключенное), опрос (интервью (структурированное, неструктурированное); анкетирование), психологические методики (психодиагностика, личностные опросники), анализ документов (как носителя социально-психологической информации), социометрия (Дж.Морено)

1)Наблюдение - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Невключенное наблюдение регистрирует события “со стороны”, без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой.

Если хочется поумничать:

Методика Р. Бейлза (R. Bales), являясь классическим и наиболее известным вариантом наблюдения в социальной психологии, применима для целей как полевого, так и лабораторного наблюдения. Ее особенностью является то, что наблюдение ведется за группой в целом и позволяет регистрировать различные виды взаимодействий в группе по единому плану.
2)Опрос - получение информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых.

а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);

Основные виды интервью - стандартизированное и нестандартизированное интервью.

Стандартизированное интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не может их изменить. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах.

б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) респондентами.

3)Психологические методики - методики исследования личности и ее когнитивных процессов

Психодиагностика - используется для проверки гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками.

Психодиагностика – это область психологии, которая отвечает за разработку теории, методов и измерение индивидуальных психологических особенностей личности.

Личностные тесты - это методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности: установки, отношения, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные особенности, а также типичные формы поведения.

4)Анализ документов - в основе данного метода лежит специфическая обработка информации, представленной в каких-либо документах (рукописном или печатном текстах, рисунках, кинопленке и т. д)

Используется для исследования социально-психологических особенностей коммуникаторов.

5)Социометрия - изучает типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации.

Социометрия начинается с вопроса (критерия выбора): «С кем бы Вы хотели участвовать в той или иной деятельности?» и «С кем бы Вы не хотели участвовать...?»; «Кого бы Вы выбрали для...?» «Кого бы Вы не выбрали для...?». Данная методика представляет собой способ количественной оценки межличностных отношений индивидов в группе, причем предполагается три типа ответов испытуемого: а) выбор; б) отклонение и в) отсутствие выбора или отклонения.

6. Виды психологического влияния, параметры его конструктивности/ деструктивности.



Психологическое влияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных (фонационные, кинестетические). Виды психологического влияния:

1) Убеждение - Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

2) Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определённым действиям.

3) Заражение – передача своего эмоционального состояния или своих установок другим людям. Самый яркий пример – смех. Есть даже выражение «заразительный смех». Но это работает и с другими состояниями. Например, если человек долго находится в обществе, которое имеет определённое убеждение, то со временем он тоже его перенимает, «заражается» им.

4) Самопродвижение – это открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в отборе кандидатов, назначении на должность и т.п.

5) Пробуждение импульса к подражанию - это способность вызывать у другого человека желания быть похожим на вас. Вы ведёте себя таким образом, чтобы тот, на кого вы хотите повлиять, начал подражать вам. Допустим, вы создаёте себе образ успешного человека, вас берут в пример, на вас ориентируются. Тогда вы можете что угодно выдать за причину своего успеха и люди будут делать это, то есть подвергнутся влиянию.

6) Формирование благосклонности - развитие у адресата положительного отношения к себе. Например, вы можете оказать ему услугу, дать ценный совет или просто дружелюбно общаться. Какой способ влияния вы бы не выбрали для использование, формирование благосклонности всегда вам поможет.

7) Принуждение - влияние с использованием угроз, психологического давления и т.п. В том числе это шантаж и обещание каких-либо благ за подчинение вашей воле.

8) Просьба - Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора влияния.

9) Деструктивная критика - высказывание негативных суждений в адрес того, на кого вы хотите повлиять. Также это может быть осмеивание, осуждение или ругань. Подобное отнимает у человека веру в себя, заставляет его тратить большое количество сил на борьбу с отрицательными эмоциями, делает его более уязвимым.

10) Манипуляция - это скрытое воздействие. Это определённые приёмы, целый арсенал техник, которые помогают влиять на волю, психическое и эмоциональное состояние человека.

Параметры конструктивности/деструктивности психологического влияния:

1) Конструктивное влияние соответствует правилам поведения, этикета, принятым в обществе, и субъективным критериям нравственности, справедливости, благородства конкретного человека. Оно осуществляется на основе законов уважения, внимания и почтения к другим людям, поэтому требует высокого уровня психологической культуры. Конструктивное влияние – это влияние прежде всего словом, открытое и открыто адресованное интеллектуальным возможностям человека. Конструктивное влияние способствует сохранению и развитию дела, деловых отношений, личностной целостности участников. Это влияние свободно от силовых и обманных приёмов, поэтому не вызывает у людей эмоциональных всплесков, волнений и страха. Особенностью конструктивного влияния является то, что оно строится на основе добровольного согласия.

2) Деструктивное влияние – влияние, предполагающее взаимодействие на позициях неравенства партнёров, отношение к другим людям как к объектам воздействия, на которых можно влиять силой или хитростью с целью достижения только собственной выгоды. Ограничение личной свободы и ущемление достоинства приводит к разрушению отношений и нарушению развития личности. Деструктивное влияние может быть разрушающим для личности: лишить человека возможности выбирать, принимать на себя ответственность, планировать, рассчитывать на свои усилия, творить новое.




7. Качественные методы в социальной психологии: специфика методов и принципы исследования.


Качественное исследование в социальной психологии позволяет исследовать субъективный смысл, отношение обследуемого к содержанию. Качественное исследование предназначено для описания жизненных миров «изнутри» с точки зрения действующих людей. Оно делает вклад в лучшее понимание социальной действительности (-тей) и внимание его сосредотачивается на протекании каких-либо процессов, на объяснительных образцах, используемых людьми, а также на различных структурных признаках. Виды качественных методов: наблюдение, групповые качественные методы (фокус-групповое интервью; расширенные креативные группы); глубинные индивидуальные интервью; проективные методы.

ü Качественные методы не опираются на статистические процедуры, имеют нестандартизированный характер

ü Качественные исследования нацелены на объяснение намерений и причин поведения. Эта цель реализуется с помощью интерпретации

ü Качественные методы позволяют раскрыть неосознаваемые факторы в формировании отношения, мнения

ü Качественные методы направлены на исследование различных феноменологических аспектов изучаемого явления (например, причинно-следственные связи, процессуальные характеристики явления), что позволяет анализировать внутреннюю структуру явления

ü Качественные методы позволяют раскрывать некоторые закономерности восприятия социальной информации

ü При использовании качественных методов важна «живая» ситуация исследования, эффект коммуникации является методическим инструментом

Основные принципы качественного социального исследования (по З. Ламнеку).

1. Открытость. Главная цель – как можно более открыто и широко подойти к объекту исследования, чтобы получить неожидаемую и неожиданную информацию. Подразумевается открытость: по отношению к исследуемым (респондентам) со всеми присущими им индивидуальными особенностями; по отношению к ситуации исследования; к отдельным используемым методам.

2. Исследование как коммуникация. В первую очередь коммуникация и интеракция между исследуемым и исследователем, т.к. она понимается как важнейшая конституирующая составная часть процесса исследования.

3. Процессуальный характер исследования и предмета. Качественное исследование в первую очередь интересуется объяснительными и поведенческими образцами, которые обладают определенной коллективностью. Коллективно разделяемые образцы поведения и интерпретации не рассматриваются как раз сформировавшиеся и остающиеся в дальнейшем без изменений.

4. Рефлексивность к предмету и анализу. Реализация принципа рефлексивности на всех этапах исследования – практически основное требование. Особенно при анализе эмпирических данных.

5. Экспликация (разъяснение). Подразумевается, что исследователь будет стремиться на всех этапах исследования делать максимально открытыми все отдельные исследовательские шаги.

6. Гибкость. И на качественно ориентированную методологию распространяется требование, что выбор инструментария и его применение должны быть ориентированы на постановку проблемы и социальную реальность (а не наоборот).

Система признаков качественного социально-психологического исследования (Уве Флик):

1. Соразмерность методов и теорий предмету. Часто бывает так, что стоящая перед исследователем проблема оказывается комплекснее, чем привычные, находящиеся в распоряжении методы. Методам необходимо попытаться придать такую открытую форму, чтобы они смогли соответствовать комплексности предмета. Именно предмет должен детерминировать выбор метода/ов, а не наоборот.

2. Перспективы участников и их множественность. Качественное исследование ориентировано более подробно на субъективные и социальные значения, связываемые с предметом. Оно может дать информацию о различиях в перспективах, взглядах на предмет. В качественном исследовании анализируются знания и действия участвующих, интерпретируются относящиеся сюда интеракции и способы обращения с феноменом.

3. Рефлексивность исследователя. «Субъективность исследуемого и исследователя станут составной частью процесса исследования. Рефлексия исследователя о его собственных действиях и наблюдениях в поле, его впечатления, раздражения, влияния, чувства и т. д. будут задокументированы и включены в интерпретации».

4. Спектр начал и методов качественного исследования. Исходный пункт – это субъективный способ видения; второе направление исследования касается установления и протекания интеракции; цель третьего направления исследования – реконструкция структур в социальных полях и латентных смыслов действий.

5. Понимание как принцип познания. Качественное исследование нацелено на понимание исследуемых феноменов и соответствующих событий «из себя самих». Понят должен быть вид субъекта (субъектов), перспективы, разделяемые в социальных группах, протекание социальных ситуаций (разговоры, дискурсы, производственный процесс).

6. «Анализ случаев» как исходный пункт. Флик говорит о том, что качественное исследование, прежде всего, устанавливает единичный случай. Сначала реконструируется единичная субъективная теория, единичный разговор, случай. Только потом можно развить типологию (различных субъективных теорий, разговоров, случаев).

7. Конструирование действительности как основа исследования. Исследуемая в качественном исследовании действительность не дана, она будет конструироваться на основе различных источников в процессе интеракции.

8. Текст как эмпирический материал. Продуцируемые в процессе реконструкции случаев тексты необходимо анализировать. Точки зрения субъекта реконструируются, формулируются как субъективная теория. Протекание интеракции будет записано и транскрибировано. Эти тексты станут основой реконструкции и интерпретации.

Качественные методы в социальной психологии – стратегии валидизации качественного исследования (Мельникова, Хорошилов):

1) «Ведение рефлексивного журнала» —Записываются наблюдения, размышления и впечатления, возникающие в ходе анализа, в специально отведенный для этих целей журнал или дневник. Описаны требования к заметкам.

2) «Аудит исследования» — это максимально подробная документация исследования, которая включает описание программы, выборки, методов сбора и анализа данных, решения по этическим дилеммам, иллюстрации и выдержки из данных (цитат из интервью или из полевых заметок).

3) «Партнерский дебрифинг» — обсуждение программы, данных и результатов исследования с коллегами и экспертами.

4) «Проверка участниками» — именуемая различными авторами также коммуникативной валидизацией или валидизацией респондентами.

5) «Теоретическая выборка» — стратегия, заимствованная из метода «обоснованной теории», предполагающая гибкое вариативное изменение выборки в процессе исследования путем привлечения новых людей и информации.

6) «Анализ негативных случаев» — обращение к новым данным и случаям, которые не соответствуют получаемым результатам, которые не вписываются в интерпретации и могут потенциально опровергнуть их.

7)«Аналитическая индукция» — эта стратегия, предложенная социологами Ф. Знанецким и А. Линдсмитом, заключается в том, что рабочие гипотезы перепроверяются новыми данными.

8) «Ссылочная адекватность» — при использовании этой стратегии валидизации часть собранных данных откладывается в «архив», который какое-то время оставляется в стороне и не анализируется.

9) «Длительное погружение» — стратегия, как и ведение рефлексивного журнала, заимствована из этнографии и предполагает долгое пребывание в исследуемой культуре или окружении, что делает возможным глубокое «погружение» и ознакомление с традициями и обычаями.

10) «Стабильное наблюдение» — стратегия, как видно уже из названия, тесно связана с предыдущей и отчасти дополняет ее: если длительное вхождение обеспечивает охват, то стабильное наблюдение — глубину анализа

11) «Структурные связи» — это стратегия аналитического письма, предполагающая выстраивание логической последовательности и завершенности исследования как сбалансированного и целостного «хорошего гештальта»

12) «Триангуляция» — это вспомогательная стратегия качественного исследования, позволяющая рассмотреть изучаемый предмет с нескольких точек зрения.

8. Малая группа в социальной психологии, ее особенности и характеристики.


Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Ранние исследования малых групп – 20-е гг. ХХ века в США, феномены социальной фасилитации и социальной ингибиции. Дальнейшие исследования (европейская традиция) – характеристики группы: структура, типы взаимодействия индивидов в группе, общая деятельность группы.

Что дает человеку членство в малой группе:

— достижение цели, которая требует совместных усилий нескольких человек;

— поддержка в трудных ситуациях;

— повышение самооценки, формирование позитивного представления о себе;

— удовлетворение потребности в близких отношениях, избегание одиночества;

— ощущение безопасности, преодоление страха.

Характеристики малой группы (Донцов А.И.):

1. Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников.

2. Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.

3. Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников.

4. Общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения.

5. Чувства солидарности членов группы друг с другом и признательности группе.

6. Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге.

7. Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы.

8. Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Особенности малой группы:

• члены группы обладают чувством «мы», воспринимают себя как представителей одного сообщества (социальная идентичность);

• они связаны между собой (групповая сплоченность);

• находясь в группе, ее члены следуют определенным правилам (групповые нормы);

• своими действиями члены группы вносят вклад в решение общих задач (групповые задачи);

• выполняя задания, члены группы подвергаются воздействию одногруппников (социальная фасилитация — ингибиция, социальная леность — работоспособность);

• малые группы структурированы (роль, статус, коммуникативные сети);

• во главе малой группы стоит лидер (лидерство и руководство);

• малые группы проходят цикл развития от рождения до смерти (групповое развитие);

• человек входит в малую группу постепенно и так же постепенно покидает ее (групповая социализация).

Структура малой группы:

Формальная – Неформальная (статусно-ролевое и коммуникативное измерения)

Ролевая структура (функции в процессе решения задач). Роль – устойчивый паттерн поведения, принятый в группе. Принимая роль, человек выполняет ее требования и ведет себя в соответствии с ней. Функции роли: распределение обязанностей, взаимные ожидания, понимание своего места в группе.

Статусная структура – иерархия внутри группы

Коммуникативная структура. Коммуникативные сети – сложившаяся в группе система каналов коммуникации, оцениваемых в том числе в контексте централизации-децентрализации.








9. Экспериментальное исследование в социальной психологии.


​​Экспериментальное исследование (лабораторные методы) - исследование, которое выявляет информацию о причинно-следственных связях, манипулируя одним или несколькими факторами (независимыми переменными) и контролируя другие (зависимые переменные)

Экспериментальное исследование - Поиск причины и следствия посредством конструирования имитационной действительности (социальных ситуаций)

В эксперименте рассматривается независимая переменная (та, которой манипулирует экспериментатор) и зависимая переменная (та, которую измеряют); при построении эксперимента учитывается влияние субъективных переменных

Независимые переменные бывают: ситуативными (выполнение задания в разных ситуациях), инструктивными (разные способы выполнения задания); есть воздействие/ нет воздействия

Важные условия эксперимента: наличие экспериментального реализма (испытуемые не знают цели и задач эксперимента; участники не знают, какое поведение от них «ожидается», если какое-либо действие имитируется, участники об этом также не знают)

¾ социально-психологических исследований проводились в лаборатории!

Виды экспериментального исследования

По характеру задач:

- Ориентирующие (исследуют малоизвестные ситуации, ставят новые проблемы)

- Критические (проверка гипотез, отталкивающихся от эксплицитной теории)

Эксперименты вне стен лаборатории:

-Естественный эксперимент

- Формирующий эксперимент

Трудности эксперимента:

- «Экологическая валидность»: обеспечение корректного переноса экспериментальных данных на практику

- Риск ошибочной интерпретации (зависимость поведения испытуемых от желания получить высокую оценку экспериментатора)

- Толерантность экспериментальной методики к воздействию внешних факторов

Как преодолевать?

- Корректное формирование выборки

- Корректное инструктирование участников

- Обеспечение «включенности» участников в эксперимент (мотивы принятия экспериментального задания, интерес при выполнении задания и другие)

Трудности эксперимента:

«Эффект предубежденности экспериментатора» (Розенталь):

1.Ожидания экспериментатора определяют характер получаемых ими данных

2.Осознание своей склонности к предубежденности заставляет искать столь же предубежденно иные факты

3.Получение хороших данных в начале способствует «улучшению» в дальнейшем и, наоборот, получение «плохих» способствует «ухудшению» дальнейших

4.Эффект предубежденности проявляется в неосознанном подкреплении экспериментатором определенных видов поведения испытуемых

5.Предубежденность может передаваться интонацией или визуально

6.Эффект предубежденности сильнее у экспериментаторов для которых характерны дружественное и заинтересованное отношение к испытуемым

7.Эффект экспериментатора выражен сильнее, когда экспериментатор и испытуемый знакомы

8.Эффект экспериментатора выражен сильнее у экспериментаторов-женщин

Типология испытуемых: «услужливые», «осторожные», «определенные», «прозрачные», «эгоисты», «подозрительные»

Этические принципы эксперимента.

Разработаны Американской психологической ассоциацией и Британским психологическим обществом(Д.Майерс):

1.Достаточно полно информировать участников и получить согласие

2.Быть правдивыми. Исключение – обман, продиктованный значимой целью и отсутствие альтернатив

3.Защищать людей от травм и значительного дискомфорта

4.Использовать информацию о каждом участнике конфиденциально

5.После завершения эксперимента полностью рассказать участникам о целях и структуре. Исключение – случаи, когда обратная связь расстроит людей

Примеры классических экспериментов: (ссылки)

  1. Социальная фасилитация. Эксперимент Нормана Триплетта (1898)

  2. Хоторнский эксперимент (1924-1932)

  3. Парадокс Лапьера

  4. Эксперименты Музафера Шерифа (1935, 1937)

  5. Эксперимент Соломона Аша

  6. Эксперимент Сержа Московичи

  7. Эксперимент Ч. Немет и Г. Вахтлер

  8. Эксперимент Стэнли Милграма (1963)

Социальное поведение и эффект свидетеля. Дж. Дарли и Б. Латане

10. Стадии группового развития малой группы. Социализация в малой группе.


Групповое развитие (Б.Такмен)

1) Первая стадия — зависимость и включение. Вхождение в группу, неуверенность, стремление к избеганию конфликтов, ориентация на лидера.

2) Вторая стадия — противоречие и борьба. Распределение ролей, выбор способа решения задачи, меньшее влияние лидера, борьба за статус, формирование коммуникативных сетей, формирование взаимного доверия.

3) Третья стадия — доверие и формирование структуры. Формирование норм и структуры группы. Если группа успешно прошла предыдущую стадию, ее члены начинают доверять друг другу, вступают в кооперацию между собой, становятся более открытыми и ориентированными на решение задачи.

4) Четвертая стадия — плодотворная деятельность. На этой стадии члены группы активно работают над решением групповой задачи и добиваются значительных успехов.

5) Пятая стадия – прекращение деятельности. Члены группы вновь вступают в конфликт между собой. Как следствие, ухудшение взаимоотношений и снижение эффективности решения групповой задачи. Если конфликт преодолевается, группа начинает существовать в новом качестве. Если не преодолевается, группа распадается.

Групповая социализация (модель Р. Морленд и Д. Ливайн).

Основа модели – двусторонний обмен между группой и человеком, заключающийся в трех процессах:

1) Первый процесс — это оценка вознаграждений. И перед вхождением в группу, и все время существования в ней человек оценивает прошлое, текущее и будущее вознаграждение с тем вознаграждением, которое он хотел бы получить, или с тем, которое может получить в других группах. Человек входит в группу и продолжает свое членство в ней, если реальное вознаграждение больше или равно ожидаемому. Соответственно, другие члены группы сравнивают пользу, которую принес, приносит или может принести каждый участник, с тем, что они хотели бы видеть.

2) Второй процесс — включение в группу. От того, насколько полезной человек считает группу, зависит принятие им групповых целей и ценностей, позитивность отношений с одногруппниками, готовность работать на благо своего сообщества. Чем полезнее группа, тем больше он нуждается в ней, тем сильнее включается в групповую жизнь. Аналогично полезность конкретного человека оказывает влияние на заинтересованность группы в нем.

3) Третий процесс — смена ролей. Участвуя в жизни группы, человек время от времени меняет статус и роль. Авторы модели выделили три основные позиции: «не-член» группы — человек, который еще не вступил в сообщество или уже покинул его; «квазичлен» — человек, который только вошел в группу и еще не обладает всеми правами и обязанностями, или тот, кто потерял статус полноправного члена; «полный член» группы — человек, обладающий всеми правами и обязанностями.

Процесс социализации

1) Стадия исследования – знакомство и квазичленство

2) Стадия вхождения – знакомство с нормами, целями и ценностями группы

3) Стадия сохранения – обсуждение и принятие (или непринятие своей роли в группе)

4) Стадия расхождения – при существенном расхождении между реальным и ожидаемым положением дел переход к квазичленству и либо принятие новой роли, либо выход из группы

5) Стадия воспоминания – воспоминания и ностальгия после ухода из группы

11. Специфика опросных методов в социальной психологии.


Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов: 1) интервьюирование; 2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:

1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:

а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:

– клинические – направлены на выявление акцентуаций;

– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;

– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;

б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;

в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;

2) по степени формализации: а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);

б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;

в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при: 1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам; 2) необходимости опросить большое число людей.

Способы анкетирования: 1) рассылка анкет по почте; 2) распространение анкет в СМИ; 3) вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

13. Качественные методы в социальной психологии: виды проективных методов.


Проективные методы

Проективный метод – диагностические средства, позволяющие при помощи создания определенных ситуаций вызвать реакции, связанные с личностным значением, которое придает испытуемый смыслу стимула.

Принцип проекции: восприятие социальных объектов характеризуется избирательностью и неосознанностью. Проективный метод направлен на изучение бессознательных слоев психики и, таким образом, позволяет выявлять неосознанный опыт, субъективное отношение, мотивы.

Личность – относительно устойчивая система динамических взаимосвязанных процессов. Основа – потребности, эмоции, индивидуальный опыт.

Характерные особенности проективных методов:

  1. Отсутствие ограничений при выполнении задания для испытуемого

  2. Нейтральная направленность заданий

  3. Неопределенный характер заданий

  4. Отсутствие однозначной шкалы нормативов при оценке задания

  5. Многозначность каждого показателя, интерпретация с опорой на совокупность показателей

  6. Опора на понятие «проекция»


Классификация проективных методов:

  1. Ассоциативные методы

Вербальные ассоциации. Стимульный материал – слова, числа, бессмысленные слоги, незнакомые слова, рисунки, чернильные пятна и т.д.

Свободные ассоциации

Направленные ассоциации

Невербальные ассоциации

Образные: выбор испытуемыми картинок, слов, выражающих чувства к объекту исследования, которые сложно выразить словами, затем респонденты объясняют свой выбор; «невербальная персонификация» – нарисовать то, с чем ассоциируется объект исследования. Уместна для изучения личных или тревожащих тем.

Коллаж: респондентам раздают иллюстрированные журналы и просят выбрать иллюстрации, соответствующие представлениям о теме, затем участники группы выполняют «контрастные» задания. Метод хорошо раскрывает общие темы, например, «Я в мире информации», «Образ современной женщины», «Мое будущее»

  1. Процедуры завершения

Завершение предложений Предлагается фраза по исследуемой теме, которую

необходимо завершить. Уместно в анкетных опросах, полуструктурированных интервью. Метод позволяет получить более глубокие сведения

Завершение истории - предлагается история, объяснение, разговор, которые необходимо завершить. Широко используются для диагностики целей, уместно совмещать с персонификацией

Модификация ТАТ (тематический апперцептивный тест) Предъявляется ситуация, респондента просят рассказать о событиях, предшествовавших изображенной ситуации и тех событиях, которые последуют за ней. Метод позволяет выявить мотивы выбора или поведения

  1. Процедуры конструкции

Проективные вопросы например: «Как Вы думаете, о чем беспокоится среднестатистический человек, просящий в долг». Ответы обычно отражают собственные тревоги человека

Стереотипы Респондентам предлагают карточки с описанием нескольких стереотипных, например, работников. Под описанием респонденты составляют типичный список исследуемых аспектов поведения. Используется для определения отношения к особенностям, например, организационной культуры

Рисунки «Bubbles» Реплики одного человека, реплики нескольких людей в ситуациях (испытуемым прописывается «что думают», «что говорят о себе», фигурки раскрашиваются). На рисунки проецируется система ценностей, внутренние противоречия

Изобразительные методы Респондентам предлагают нарисовать, например, метафору исследуемого явления или дерево, несуществующее животное и т.д. Метод выявляет большое количество разнообразной информации как о неосознанном отношении, личностных особенностях

и ее курса в направлении целей группы.

12. Групповые нормы в малой группе, виды и функции.


Групповые нормы - правила, стандарты поведения, выработанные группой, принятые большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Групповые нормы - консервативный механизм регуляции поведения членов группы.

За невыполнение норм предусмотрены санкции.

Виды социальных норм в малых группах (по М. Аргайлу):

а) нормы относительно задачи (например, метод, скорость и стандарт работы в рабочей группе);.

б) нормы, регулирующие взаимодействие в группе, т.е. прогнозирующие поведение других, предотвращающие конфликты и гарантирующие справедливое распределение вознаграждений;

в) нормы относительно установок и убеждений (принимаются взгляды экспертов группы, происходит сверка мнения других членов группы с ними, а не с реальностью).
Групповые нормы определяют предписанные правила поведения и приемлемые вариации допустимого поведения, не являясь жесткими стандартами. Гибкость норм и вариабельность допускаемого поведения могут быть довольно значительными в пределах одной и той же группы. Более того, вариабельность предписанных норм бывает шире для индивидов, имеющих высокий статус в группе, по сравнению с теми, чей статус ниже. Наличие высокого статуса того или иного члена группы предоставляет ему, в соответствии с концепцией Э. Холландера, «идиосинкразический кредит»
Функции норм - поддержка внутренней структуры группы и ее курса в направлении целей группы.



14. Механизмы и факторы группового решения.


Механизмы вынесения группового решения:

1.Индивидуальные, которые определяют избирательность восприятия, интерпретации, запоминания и воспроизведения информации. Важный фактор доверия к информации – ее согласованность с имеющейся информацией и собственная когнитивная работа в ее формировании.

2.Групповые, которые могут как активизировать, так и затормаживать активность индивида в принятии решения

Факторы группового принятия решения:

1.Характер координации усилий (взаимная поддержка или блокирование усилий друг друга)

2.Изменение чувства ответственности (как его активизация, так и диффузия)

3.Социальное сравнение (чем выше «планка», тем активнее участие индивида в групповой работе)

4.Информационное влияние (наличие информации от членов группы в условиях неопределенности)

5.Нормативное влияние (отказ от своей позиции под страхом санкций со стороны членов группы)

На процесс групповой работы влияют как индивидуальные, так и групповые факторы.

К групповым факторам относят: гомогенность/гетерогенность; стабильность состава; добровольность участия; взаимозависимость; соблюдение норм справедливости; коллективная эффективность

Кого необходимо привлекать к процессу принятия управленческих решений : тех, кто готовил информацию; тех, чьи интересы затрагиваются; тех, кто может стать непосредственным исполнителем

От чего зависит эффективность группового принятия решений:

  1. Организационный контекст – структура, культура, система вознаграждения

  2. Компетенции участников группы

  3. Социальное и психологическое разнообразие участников группы

  4. Сложность задачи

Участие в групповом принятии решения является преимуществом для участников группы:

  1. Удовлетворение потребности в признании

  2. Развитие Я-концепции за счет определения своей роли в организации

  3. Обеспечение внутреннего вознаграждения за счет участия в группе

Уязвимые аспекты группового принятия решения:

  1. Размывание ответственности

  2. Компромиссность решений

  3. Нежелание достигать согласия

  4. Внутригрупповые конфликты

  5. Ролевые конфликты

  6. Чрезмерная конформность

  7. Уступчивость

15. Психологическая установка: понятие, структура, функции.


Установка – психологический процесс, индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности

Установка – оценочная реакция, выражающаяся в чувствах, мнениях и целенаправленном поведении

Однако! Феномен Р.Ла-Пьера, поставивший вопрос о прямом влиянии установок на поведение

  1. Необходимо учитывать силу влияния различных факторов, в том числе, ситуативных и общественных

  2. Необходимо измерять «истинные» установки, которые могут существенно отличаться от заявляемых (в том числе, характерные для поведения человека)

  3. Необходимо измерять силу установки (закрепленную опытом)

Прошлое человека формирует в нем предрасположенность действовать в настоящем определенным образом. Эта психологическая готовность и является социальной установкой (Г.Олпорт)

Установка обладает динамическим потенциалом, т.е. установка опосредует вновь поступающую информацию, определяет отношение к ней и регулирует поведение

3-компонентная структура:

  1. Когнитивный компонент – информационное содержание, временная перспектива, центральность-переферийность (осознание объекта установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на соц. стереотипе)

  2. Аффективный – направленность, интенсивность (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему)

  3. Поведенческий – объективность, ситуативность (потенциальная готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту)

Функции установок (Катц):

1) познавательная (установки помогаю человеку узнавать соц. мир, в котором он живет, путем структурирования и орг-ции полученной инф-ции);

2) утилитарная (установки помогают чел-ку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому чел-к имеет положительные установки к таким предметам уст-к, которые соответствуют его целям и отрицательные - к предметам, которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей;

3)ценностно-экспрессивная (установки служат пониманию чел-ком того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а также постоянные нормы и ориентации).

4) Эго-защитная (в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).

А также приспособительная; функция организации знаний; выражение ценностей; защита (разрешение внутренних конфликтов личности.)


18. Плюсы и минусы группового принятия решения.

Кого необходимо привлекать к процессу принятия управленческих решений : тех, кто готовил информацию; тех, чьи интересы затрагиваются; тех, кто может стать непосредственным исполнителем

От чего зависит эффективность группового принятия решений:

1.Организационный контекст – структура, культура, система вознаграждения

2.Компетенции участников группы

3.Социальное и психологическое разнообразие участников группы

4.Сложность задачи


Участие в групповом принятии решения является преимуществом для участников группы:

1.Удовлетворение потребности в признании

2.Развитие Я-концепции за счет определения своей роли в организации

3.Обеспечение внутреннего вознаграждения за счет участия в группе


Уязвимые аспекты группового принятия решения:

1.Размывание ответственности

2.Компромиссность решений

3.Нежелание достигать согласия

4.Внутригрупповые конфликты

5.Ролевые конфликты

6.Чрезмерная конформность

7.Уступчивость


22. Преимущества и недостатки группового принятия решения.


Групповое принятие решений – ситуация, в которой люди коллективно делают выбор из альтернатив перед ними. Выбор не относится к отдельному члену группы, тк все индивиды и процессы в социальных группах, такие как социальное влияние, вносят свой вклад в результат решения.

Индивидуальные факторы принятия решения:

Перцепция, тк она определяет наше восприятие окружающего мира когнитивное восприятие других: через жесты, мимику.

Групповые факторы принятия решения:

Относят: гомогенность/гетерогенность; стабильность состава; добровольность участия; взаимозависимость; соблюдение норм справедливости; коллективная эффективность.

От чего зависит эффективность группового принятия решений:

- Организационный контекст (структура, культура, система вознаграждения)

- Компетенции участников группы

- Социальное и психологическое разнообразие участников группы

- Сложность задачи

Преимущества для участников: а) удовлетворение потребности в признании; б) развитие Я-концепции за счет определения своей роли в организации; в) обеспечение внутреннего вознаграждения за счет участия в группе.

Уязвимые аспекты: а) размывание ответственности; б) компромиссность решений; нежелание достигать согласия; внутригрупповые конфликты; в) ролевые конфликты; г) чрезмерная конформность; д) уступчивость