Файл: Теоретические аспекты управления доходами и расходами предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также необходимо рассказать про раскрытие информации о доходах и расходах согласно Приказу Минфина 66Н. Согласно нормативному акту информация о расходах и расходах компании подлежит указанию в отчете о финансовых результатах.

При организации процесса учета доходов и расходов используются следующие основные нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ(ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете». Здесь приводятся основные определения, которые используются в бухгалтерском учете финансовых результатов, состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая – четвертая).

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Налоговый кодекс определяет основные параметры расчета налога на прибыль, правила формирования налогооблагаемой базы, порядок признания в бухгалтерском учете доходов и расходов организации.

  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н; ред. от 06.04.2018).

  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н (ред. от 08.11.2010)).

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 года; ред. от. 07.02.2020) Здесь отражаются основные требования к раскрытию информации в учетной политике любой организации. Порядок отражения расходов по основным средствам, порядок начисления амортизации, правила формирования себестоимости продукции. Все эти моменты имеют прямое отношению к определению финансового результата организации.

  7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43-Н; ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) Приводится требования к правильному формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности, какие параметры она должна содержать.

Показатель условного расхода (дохода) по налогу на прибыль учитывается в бухгалтерском учете на одноименном субсчете, открывающемся к счету 99 «Прибыли и убытки».

Принципы формирования в бухгалтерском учете данных о доходах и затратах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установлены положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), которые утверждены приказами Минфина России от 06.05.99 № 32н и № 33н (ред. от 06.04.2015) соответственно.


В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами предприятия признается повышение экономических выгод по мере поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) оплаты обязательств, которые приводят к увеличению капитала данного предприятия, за исключением вкладов учредителей (собственников имущества)».

В бухгалтерском учете расходы учитываются по правилам, прописанными в ПБУ 10/99 «Расходы организации», где затратами предприятия признается снижение экономических выгод в итоге выбытия активов.


    1. Комплексный анализ доходов и расходов предприятия


Анализ доходов и расходов предприятия дает информацию о финансовом состоянии компании на данный момент, а также за определенный отрезок времени. Когда проводится анализ доходов и расходов то сразу видно, где компания понесла убыток, а где смогла заработать, получила доход. Так как анализ показывает слабые и сильные места компании, открываются новые перспективы в планировании деятельности, во время составления бизнес плана для компании можно будет учесть все сильные и слабые стороны и достичь еще больших высот или сохранить свое текущее положение на нестабильном рынке. Также информация по результатам анализа используется для моделирования возможных ситуаций на рынке.

Почти любая компания время от времени прибегает к финансовой помощи банков, которые выдают кредиты. Такие банки выдают кредиты не каждой компании. Существует ряд правил, есть такое правило, что банк неохотно выдает кредиты малым предприятиям, которые только начали свою деятельность, не проработавшим на рынке полгода. Банки, получая информацию о компании, смотрят на ее анализ доходов, расходов предприятия, только после этого, оценив возможности компании, нынешнее ее финансовое состояния, изучив бизнес, план на будущее принимают решение.

Анализ доходов и расходов организации проводится по данным Отчета о прибылях и убытках. В ней содержится информация о всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды в поквартальном, полугодовом, девятимесячном и годовом разрезах.

Таблица 1.1

строки

Наименование

Содержание

2100

Валовая прибыль

Разница между выручкой и себестоимостью

2200

Прибыль (убыток) от продаж

Показатель основной деятельности предприятия, т.е. деятельности по производству и реализации продукции – валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов.

2300

Прибыль (убыток) до налогообложения

Характеризует общий финансовый результат, полученный от всех видов деятельности и операций - Прибыль от продаж + Доходы от участия в других организациях + Проценты к получению – Проценты к уплате + Прочие доходы – Прочие расходы.

2400

Чистая прибыль (убыток)

Характеризует величину прибыли, остающейся в распоряжении собственника организации, т.е. конечный финансовый результат деятельности - Прибыль до налогообложения – Текущий налог на прибыль – Изменение отложенных налоговых обязательств + Изменение отложенных налоговых активов + (–) Прочее


Основной целью анализа доходов и расходов организации является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния экономического субъекта, изменений в структуре доходов и расходов, его прибылей и убытков. [9]

Для анализа доходов и расходов могут быть использованы методы, аналогичные методам анализа бухгалтерского баланса: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный и факторный методы. При горизонтальном анализе доходов и расходов изучаются абсолютные изменения объемов доходов и расходов, темпы роста показателей, анализируются причины изменений с помощью качественных методов экономического анализа.

Проведение анализа динамики, состава и структуры доходов и расходов организации углубляется с помощью коэффициентных методов, характеризующих степень эффективности использования (расходования) этих средств, исходя из данных.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом и доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике, и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих (таблица 1.2):

  • окупаемость затрат;

  • прибыльность продаж;

  • доходность капитала и его частей.



Таблица 1.2

Показатели, характеризующие рентабельность

Наименование показателя

Расчет

Пояснения

Рентабельность продаж

Р1 = прибыль от продаж / выручка от продаж *100%

Количество прибыли на единицу реализованной продукции

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

Р2 = прибыль от обычной деятельности / выручка от продаж *100%

Уровень прибыли после выплаты налога

Чистая рентабельность

Р3 = чистая прибыль / выручка от продаж *100%

Количество чистой прибыли на единицу выручки

Рентабельность собственного капитала

Р5 = чистая прибыль / средняя стоимость всего капитала * 100%

Эффективность использования собственного капитала

Валовая рентабельность

Р6 = прибыль валовая / выручка от продаж * 100%

Количество валовой прибыли на единицу выручки

Затратоотдача

Р7 = прибыль от продаж / затраты на производство и реализацию продукции *100%

Количество прибыли от продажи, приходящейся на 1 тыс. руб. затрат



Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово – хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:

  • долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;

  • предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;

  • расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, результат неточный. Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие. [19]


  1. Анализ доходов и расходов на предприятии ОАО «Радиодеталь»

    1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Радиодеталь»


Общество создано в 1994 году путем преобразования Государственного Зубово-Полянского завода радиодеталей Министерства электронной промышленности, зарегистрированного решением исполкома Зубово-Полянского Райсовета от 20 ноября 1991 года под номером 616, является его правопреемником, несет права и обязанности, возникшие у указанного завода до момента его преобразования в акционерное общество «Радиодеталь». Открытое акционерное общество «Радиодеталь» зарегистрировано 19 декабря 2002 года

К основным видам деятельности Общества относятся:

- Производство и реализация установочных и коммутационных изделий электронной промышленности;

- Производство и реализация выключателей и переключателей автомобильной промышленности.

По данным РОССТАТА в результате анализа ключевых финансовых показателей Организации установлено следующее. Финансовое состояние ОАО «Радиодеталь» на 31.12.2022 значительно лучше финансового состояния половины всех малых предприятий, занимающихся видом деятельности производство частей электронных ламп, трубок и прочих электронных компонентов, не включенных в другие группировки (код по ОКВЭД 26.11.9). При этом в 2022 году финансовое состояние Организации существенно не изменилось.

Этот вывод подтверждает и результат сравнения финансовых показателей организации со средними общероссийскими показателями. Финансовое положение ОАО «Радиодеталь» значительно лучше, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций Российской Федерации, отчетность которых содержится в информационной базе Росстата и удовлетворяет указанным выше критериям.


В приведенной ниже таблице обобщены показатели деятельности предприятия ОАО «Радиодеталь» за период 2021-2022 г.

Таблица 1.3

Основные экономические показатели ОАО «Радиодеталь»

за 2021 – 2022гг., тыс. руб.

Показатель

2021 г

2022 г

Отклонения, +/-

Темп роста, %

Выручка от продаж

158 044

169 538

+11 494

107,27

Себестоимость продаж

148 256

149 554

+1 298

100,87

Чистая прибыль

4 891

15 994

+11 103

204,17

Основные средства

14 131

11 528

-2 603

81,58

Численность рабочих, чел.

225

221

-4

400


За весь анализируемый период годовая выручка от деятельности фирмы в 2022 г. составила 169 538 тыс. руб. и по сравнению с фактом 2021 г. увеличилась на 11 494 тыс. руб. (+107,27%).

Себестоимость оказанных услуг потребителям в 2022 г. составила 149 554 тыс. руб. и по сравнению с фактом 2021 г. увеличилась на 1 298 тыс. руб. (+100,87%).

Чистая прибыль в 2022 г. по сравнению с 2021 резко возросла на 11 103 тыс. руб. (+204,17%).

На покупку основных средств бюджет был уменьшен на 2 603 тыс. руб. (-81,58%).

Среднесписочная численность персонала составила в 2022 году 225 человек (-4 человека к 2021 году).

По итогам показателей деятельности можно сделать вывод, что ОАО «Радиодеталь» находится в стабильном состоянии. Финансовое положение предприятия значительно лучше, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций Российской Федерации, отчетность которых содержится в информационной базе Росстата и удовлетворяет указанным критериям.

Организационная структура ОАО «Радиодеталь» является линейно-функциональной.

Линейные звенья управления наделены принципами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные оказывают помощь линейным, но свое непосредственное воздействие на нижестоящие звенья осуществляют только после согласования с вышестоящими.