Файл: Тема Феномен и сущность культуры Задание к каким культурологическим подходам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Феномен и сущность культуры
Задание 1. К каким культурологическим подходам, рассмотренным в лекции, относятся следующие определения культуры?
-
Культура – совокупность высказываний (например, произведений), символических рядов, служащих целям коммуникации (например, ритуалов), и средств коммуникации (языков, знаков) - Деятельностный подход.
-
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, созданные и приобретенные человеком как членом общества - Антропологический подход.
-
Культура – это мир ценностей как трансцендентных сущностей и их воплощений в сфере человеческого творчества - Аксиологический подход.
-
Культура – это система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом - Знаково-символический подход.
Задание 2. О каких функциях культуры (из рассмотренных в лекции) идет речь в следующих высказываниях (объясните свой ответ):
-
«Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием» (Бернар Шартрский). - Коммуникативная функция – культура выступает основным средством общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и позиции отдельных субъектов. Культура и существует именно как акт коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые.
-
«Культура с течением времени приспосабливается к географической среде, что было убедительно показано антропогеографами; вместе с тем влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития… И наконец, культура имеет тенденцию приспосабливаться к биологическим и психологическим потребностям человеческого организма» (Дж.П. Мёрдок). - Познавательная (гносеологическая) функция – культура формирует средства и модели человеческого познания. Мышление человека осуществляется в языковой форме, постижение окружающего мира происходит в рамках культурно обусловленных моделей и технологий деятельности (хозяйственной, научной, технической).
-
«Если молодой человек приносит цветы девушке на свидание, он предполагает, что она будет рада. Культура дает нам символические образы того, как порадовать, огорчить или обидеть человека, как сгладить конфликт и т.д., модели жестов, поступков, реакций на них и чувств по их поводу» (А. Зорин). - Аксиологическая (ценностная) функция: под ценностью понимается свойство предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивидов или общества в целом, порождающее воображаемую, идеальную модель этого предмета или явления (справедливость, благо, красота, успех и т.д.).