Файл: Консультация для воспитателей Общение как социальнопсихологический феномен. Значение общения в жизни человека.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №66
Консультация для воспитателей
«Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»
Подготовила:
М.А.Потапова
п. Гарь-Покровское
2021г.
Содержание
-
Введение……………………………………………...........................3 -
Виды общения………………………………………..........................5 -
Значение общения в жизни человека…………….............................6 -
Заключение …………………………………………..........................7 -
Список литературы…………………………………..........................8
Введение
Тема “Общение как социально-психологический феномен” - одна
из интересных и важных тем. Тема, которая всегда является актуальной. Ведь человек живет в обществе, является членом его, человек, в отличие
от животного наделен речью – неотъемлемой частью общения человека
с человеком.
Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности
и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Социально-психологический феномен – общение дает возможность человеку контактировать друг с другом, обогащаясь новыми знаниями, дает человеку возможность осознания своей значимости в жизни, деятельности,
к этому изначально стремится человек.
Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо
в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека
с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми.
Частным случаем социального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение как целенаправленное взаимодействие,
при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения.
Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих
и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально-личностных целей. При этом общение может быть ориентировано на решек деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни деятельности людей: профессионально-деловой, общественной культурной (социально-бытовой, политической, религиозной, области искусства и т.п.), в сфере личностных отношений.
В психологии принято выделять следующие закономерности общения:
-наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;
-отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способности ее реализации;
-развитие, наращивание, совершенствование. Если этого не происходит,
то общение затухает и разрушается;
-позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так как понимание идущей
от такого партнера информации.
Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру:
1) восприятие людьми друг друга;
2) понимание людьми друг друга;
3) отношения людей друг к другу;
В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны
в общении:
-коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);
-перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);
-интерактивную (взаимовлияние партнеров).
В общении широко используются различные средства, знаков системы общения. Все их многообразие можно свести в три групп
1) вербальные (слово, речь);
2) невербальные (неречевые средства);
3) смешанные (сочетание вербальных и невербальных среде общения,
что обычно и бывает при вербальном общении).
Виды общения
Виды общения определяются в зависимости от содержания, цели и средств общения человека с человеком. По содержанию общение делится
на следующие виды:
-
Материальное, оно направлено на обмен предметами
и продуктами деятельности. Здесь участники, занятые индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые сами по себе являются средством удовлетворения их насущных потребностей. -
Когнитивное общение, которое предполагает обмен знаниями, что очень важно в жизни человека, в его социально-психологическом развитии. -
Кондиционное общение, что представляет собой обмен психическими или физиологическими состояниями, здесь человек
на человека оказывает такое влияние, которое рассчитано на то, чтобы привести того или иного человека в определенное психическое состояние. -
Мотивационное общение – это общение такого вида, которое предусматривает обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
Важное значение в социально-психологическом развитии личности имеет следующий вид общения – деятельностное общение, которое в основе своей содержит обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Вторую важную группу видов общения составляют общения, выделяемые по целям общения. Они следующие: биологическое и социальное
в соответствии с потребностями, которые лежат в их основе. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей, это общение, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, кроме этого – и на установление и развитие интерперсональных отношений и личностного роста индивида.
Межличностные контакты смогут принести обоюдную пользу людям только тогда, когда обе стороны будут поступать так, чтобы их поступки
в конечном счете и привели к ожидаемому положительному результату.
В зависимости от средств общения выделяют следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное. С помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение, а опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для труда.
Значение общения в жизни человека
Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.
Значение общения в жизни человека невозможно переоценить. Оно имеет огромное влияние на формирование человеческой психики, правильном
её развитии. Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенять опыт и поделиться своим. Общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете.
Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью
и постоянным нахождением в обществе, будь то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.
Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально,
но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине
мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.
Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение
в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.
Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:
1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.
Заключение
Основываясь на информации, изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение — это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность
и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.
В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.
Общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида
и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах
и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.
Список литературы
-
Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c. -
Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 335 c.