Файл: Сибирский институт бизнеса и информационных технологий зачетная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Дисциплина Конституционное право. Проблемы переходного периода реформирования государственно-правовых институтов на основе демократических принципов их организации и деятельности.

Выполнил: Бочанцев Владимир Анатольевич

Группа:

Адрес:

Проверил: ________________________

Оценка: __________________________

Дата:

Омск-2022

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Конституционно-правовые институты: понятие, особенности и виды

6

Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства

10

Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

13

Заключение

17

Библиографический список

18









ВВЕДЕНИЕ
Учитывая развитие предпринимательства в Российской Федерации, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.

Саморегулирование – самостоятельное реагирование объекта управления на внешние воздействия (возмущения), нарушающие его нормальное функционирование.

В общем случае, чем меньше регламентирована программа и структура объекта управления, тем выше способность его приспособления к реальным условиям.

Однако любое саморегулирование не сможет справиться со всеми проблемами, возникающими из-за несовершенства рынка. Оно проявляется в том что:

  1. Рынок не способен противостоять монополизации экономики, ограничивающей свободу рыночной конкуренции. Монополисты для извлечения монопольных сверхприбылей диктуют цены, что вызывает необходимость регулирования государством цен на транспорт, услуги связи, электроэнергию, сырье.

  2. Рынок не заинтересован в производстве общественных благ, особенность которых состоит в том, что ими должны пользоваться все, но все обязаны за них платить.

  3. Рынок не обеспечивает социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов, не обеспечивает стабильную занятую трудоспособность населения. Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность

  4. Рынок не устраняет побочных эффектов, возникающих при росте производстве и увеличении общественного богатства. Чаще всего это связано с загрязнением окружающей среды и загрязнением экологии.

  5. Имеют место неполные рынки, например рынок пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка

  6. Несовершенство информации, представляющей собой общественное благо. Без вмешательства государства информация не может быть полноценной и достоверной


Все эти несовершенства рынка указывают на необходимость государственного регулирования и выполнения государством своих экономических функций.

Ключевым в исполнении государстве иной должности является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству. Поэтому, государственную службу следует рассматривать не только как управленческий социально-правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный генератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации сущностных потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных, экономических, политических, научно-технических и других.

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

Отсутствие единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затрудняет развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современным требованиями.

Именно государство посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных усилий возможную целенаправленность, согласованность и позитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовую урегулированность общественных связей, соблюдение законов.

Как показала практика, в любой системе управления должны быть четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого структурного подразделения

, а также порядок их взаимодействия. Этого же требуют научная организация и научное сопровождение кадровой работы в государственной службе, как в целом, так и на каждом рабочем месте. Необходимость решения этих проблем и определила выбор темы данного исследования1.

Конституционно-правовые институты: понятие, особенности и виды
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регу­лирующие относительно самостоятельные сферы конституцион­но-правовых отношений.

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института характерны два признака:

  • наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;

  • внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Каждый конституционно-правовой ин­ститут включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Кон­ституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти ‒ из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Система конституционного права объективно обусловлена са­мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института­ми ‒ напротив, создает принципы их взаимодействия между со­бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре­гулирования. Фундаментом высту­пают единые принципы конституционного права:

    • суверенитет на­рода;

    • естественное право;

    • приоритет охраны прав и свобод;

    • разде­ление властей;

    • независимое правосудие;

    • правовое государство2.

Первичное и самое общее деление правовых норм на институ­ты устанавливает Конституция. Ее разделы ‒ это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуют­ся подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конститу­ционного права полностью не совпадают, система конституцион­ного права при определенных условиях может сложиться и раз­виваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.


Система российского конституционного права включает сле­дующие основные правовые институты с их основными внутрен­ними подразделениями (подсистемами):

    1. основы конституционного строя;

    2. права и свободы человека и гражданина;

    3. федеративное устройство;

    4. избирательная система (избирательное право);

    5. президентская власть;

    6. законодательная власть;

    7. исполнительная власть;

    8. судебная власть;

    9. государственная власть в субъектах РФ;

    10. местное самоуправление;

    11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ3.

В конституционном праве выделяются три разновидности консти­туционных институтов:

  • головные;

  • сложные;

  • одноэлементные (простые).

Головные конституционные институты

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать­ся как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, феде­ральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объеди­нённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

Сложные конституционные институты

Сложные конституционные институты могут входить в состав го­ловных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ­тов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам отно­сятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные (простые) конституционные институты

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, от­личаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президен­та, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты мо­гут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от соци­ально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права 
частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др4.


Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства
Принципы организации и деятельности механизма государства - это те руководящие идеи, которые выражают социально-политическую сущность и предназначение указанного механизма и лежат в основе его формирования и функционирования. Будучи закреплены в Конституции и других источниках права, указанные принципы приобретают юридическое значение и выступают в качестве важнейших правовых требований, которым должна соответствовать организация и деятельность механизма государства.

Нужно иметь в виду, что принципы организации и деятельности государственного механизма существенно отличаются у разных государств в зависимости от их исторического типа, особенностей политического режима, специфики формы государственного устройства и тому подобных факторов. Так, например, свои принципы организации и деятельности присущи механизму демократического и тоталитарного, феодального и буржуазного, унитарного и федеративного государства. Поэтому в данной главе речь пойдет только о принципах организации и деятельности механизма государства в современном демократическом обществе.

Традиционно указанные принципы подразделяют на общие (т. е. те, которые характерны для государственного аппарата в целом) и частные (являющиеся специфичными для отдельных видов органов государства).

Среди общих принципов, в свою очередь, следует выделять те, которые выражают социально-политическую сущность механизма государства в демократическом обществе и особенности его государственного устройства (демократизм, законность, гуманизм, профессионализм, разделение властей, федерализм), и те, которые имеют преимущественно организационное значение, характерны для любого государства, ибо выражают, так сказать, технологию организации и деятельности госаппарата (субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоначалия и некоторые другие).

В числе ведущих принципов организации и деятельности механизма современного демократического государства можно выделить: демократизм, законность, гуманизм, разделение властей, профессионализм, федерализм (учитывая специфику Российского государства), а также сочетание коллегиальных и единоличных начал, субординация и координация и некоторые другие.

1. Демократизм. В самом широком значении