ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО УрГУПС)
кафедра «Управление персоналом и социология»
Эссе по учебной дисциплине «Управление персоналом и групповое поведение в коллективе»
Тема:
«Формирование лидерского потенциала руководителя»
Работа проверена на сайте https://www.antiplagiat.ru/ и имеет 70.2% оригинальности
| |
Проверил: | Выполнил: студент группы |
Екатеринбург
2019
«Формирование лидерского потенциала руководителя»
Феномен лидерства привлекал внимание исследователей на протяжении всего ХХ века. Однако проблема лидерства сохраняет актуальность и в настоящее время. В современной научной литературе подробно описаны роли, задачи и функции как лидера, так и руководителя. В самом общем виде основные задачи лидера традиционно определяются как постановка социально привлекательной для последователей цели и ведение их к ней, а руководителя – как рациональная организация деятельности подчиненных по достижению поставленной цели.
В современных условиях требования, предъявляемые к руководителю, не только распространяются на выполнение им традиционных управленческих функций (планирование, организация, стимулирование и контроль), но и обязывают к осуществлению лидерских функций (эмоционально-регулятивной, нормообразующей, мировоззренческо-формирующей и т.п.), исполнение которых сложно, а порой и невозможно обеспечить исключительно административными средствами.
Как показывает практика руководитель, являющийся лидером для подчиненных, пользующийся уважением и авторитетом и выступающий для них образцом поведения и профессиональных ценностей, способен конструктивно влиять на социально - психологическую атмосферу в коллективе и формировать желательные профессиональные и морально этические нормы поведения сотрудников. К тому же только в лидерской роли руководителю удается выступать агентом изменений и преобразований. Управление на основе лидерства позволяет сформировать у сотрудников видение будущего и задать фокус приложения сил, создать необходимый уровень энергии и мобилизации сотрудников и условия, в которых сотрудники хотят быть частью профессиональной системы (культуры), а не просто работать на эту систему.
Можно утверждать, что все функции руководителя опираются на искусство лидерства и их успешное выполнение зависит от овладения руководителем методами и навыками лидерства. К тому же в деятельности любого руководителя присутствует психологическое, в том числе лидерское, начало, которое преломляет все инструкции и алгоритмы взаимодействия с подчиненными.
Как отмечает У. Бланк, большинство руководителей, стремящихся к лидерству, изначально задают себе неверные вопросы: «Как я осуществляю руководство?» или «Что нужно мне для того, чтобы стать лидером?». Правильные же вопросы таковы: «Как обрести союзников?», «Каковы нужды и интересы других?», «Как заинтересовать других следовать за мной?». В соответствии с этим важными в обретении руководителем последователей являются организация им эффективного взаимодействия с сотрудниками и совершение «актов лидерства», направленных на формирование и закрепление его лидерского образа в восприятии последователей. При этом следует понимать, что потенциальные последователи могут замечать лишь проявленное поведение руководителя (как реальное, так и документально-информационное), в котором должно быть различимо проявление его лидерских качеств, формирующих образ лидера в их восприятии. А для этого необходимо изучить факторы, которые члены группы рассматривают, когда воспринимают определенное поведение именно как лидерское.
Вежевич Т.В. отмечает, что общие черты в функциях лидера и руководителя часто приводят к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель может быть не только формальным лидером, но и неформальным, что значительно повышает эффективность руководства.
Руководитель обладает следующими индивидуально - личностными качествами:
-
Хорошо знает себя, умеет прислушиваться к себе, своим чувствам и эмоциям; -
Решительность в критических ситуациях и помогают при необходимости идти на риск; -
Уверенность в себе позволяет раздвигать границы своих возможностей и приобретать новый опыт. -
Активная жизненная позиция позволяет лидеру быть в центре событий, что необходимо для адекватной ориентации в ситуации; -
Обладает особой чувствительностью к ситуации и способностью быстро в ней ориентироваться.
Наконец, неотъемлемыми качествами руководителя тактического плана являются: соблюдение правил служебного этикета, вежливость, умение себя подать (установить товарищеские отношения, не допуская панибратства),
способность убеждать и объяснять, правильная речь и опрятная внешность.
Наличие профессиональных знаний - это одно из главных условий эффективной управленческой деятельности в дальнейшем, но не являющееся единственным. Для эффективной управленческой деятельности необходим лидерский компонент, входящий в структуру модели лидерского потенциала руководителя и раскрывающий его личностные лидерские способности. Современные руководители, кроме высокого уровня профессиональной грамотности, обладают выраженными способностями к лидерству. Успешность становления руководителя в качестве организационного лидера зависит от соответствия его образа.
ОАО РЖД имеет более трёхсот молодых руководителей, чьему развитию уделяется особое внимание, поскольку из их числа будет сформировано высшее руководство компании в будущем. Их состав ежегодно изменяется: не оправдавшие надежд удаляются из списка (но не из компании), их места занимают другие руководители.
Особое внимание уделяется пониманию потенциальными лидерами специфики организации и ее культуры, формированию корпоративного духа и развитию чувства преданности организации. Руководство стремится познакомить сотрудников организации с потенциалом, с различными сторонами управления организацией, представить им возможность поработать в различных подразделениях, функциональных областях, географических регионах. Еще один важный аспект подготовки этой категории резерва – предоставление возможности постоянного обновления управленческих знаний за счет посещения семинаров, курсов повышения квалификации и т.д. При подготовке используются все доступные методы профессионального развития, от инструктажа на рабочем месте до ротации и обучения с отрывом от производства.
Отбор молодых сотрудников с потенциалом является наиболее сложным этапом в работе с этой группой резерва, поскольку на основании анализа сегодняшней ситуации необходимо оценить, что произойдет с человеком через 10 или 20 лет.
На мой взгляд, развитие лидерского потенциала руководителя как организационного лидера должно быть связано не просто с развитием лидерских умений и навыков, но и с формированием лидерской Я- концепции и профессионально-управленческого мировоззрения, обеспечивающих проявление соответствующего лидерского поведения в определенных ситуациях.
Таким образом важной задачей развития лидерского потенциала руководителя становится формирование его лидерского мировоззрения, адекватной самооценки, мотивации успеха, уверенности в себе, самостимулирование лидерской активности и т. д. Наиболее эффективными в плане развития лидерского потенциала признаны курсы повышения квалификации, участие в различных формах интерактивной деятельности, самообразование и др. Успешность процесса развития лидерского потенциала будет зависеть от четкой его организации и планирования, и стремления руководителя организации к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.
Список литературы
-
Волкогонова О. Д. Управленческая психология : учеб. / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. – М. : Издательский Дом "ФОРУМ", 2013. – URL : http://znanium.com/go.php?id=373216 -
Дуракова, И.Б. Управление персоналом: Уч. / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева. - М.: Инфра-М, 2019. - 384 c. -
Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография / О.В. Евтихов. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2011. – 288 с. -
Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Мас лова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 492 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс. -
Кибанов А. Я., Ивановская Л. В., Баткаева И. А. Управление персоналом организации: Учебник. – Москва: ООО "Научно- издательский центр ИНФРАМ", 2017. http://znanium.com/go.php? id=7395. -
Управление персоналом на производстве : учебник / под ред. д-ра социол. наук, профессора Н. И. Шаталовой; д-ра техн. наук, профессора А. Г. Галкина. - Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2013. - 557