Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы детской психологии по направлению 440301 Педагогическое образование профиль Дошкольное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем:

- В соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее.

- Порядок в отношении людей к предметам.

И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т. д.

2) Порядок во времени.

Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.

В частности, родители, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.

3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

- Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения.

- Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок мог действовать самостоятельно.


- Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

В данном случае «подготовленная среда» (по Монтессори) служит наиболее эффективным решением, поскольку она изначально предназначена для развития ребенка в разные сензитивные периоды

В процессе формирования такой подготовленной среды важно учитывать как периоды сензитивности ребенка, так и особенности каждого ребенка для обеспечения эффективности развивающего процесса, так и для обеспечения безопасности и гигиены.

Заключение

Сензитивные периоды одновременно являются универсальными явлениями психического развития и индивидуальны для каждого конкретно взятого ребенка. Именно поэтому важно наблюдать за развитием ребенка, вовремя замечая смену сензитивных периодов и соответственно корректируя воспитательные методики.

Необходимо отметить, что именно совпадение соответствующего сензитивного периода и развивающей деятельности, характерной для этого периода дает самые лучшие результаты.
Список литературы:

  1. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2006.

  2. Мои дети [Электронный ресур]: Режим доступа: http://www.moideti.com/

  3. Психология развития : учеб. для вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005.

  4. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: Полный курс психологии развития: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. А.А. Реана. - 3-е изд. - СПб.; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2005.