Файл: 1. Назовите хотя бы 3 причины, которые могут вызвать такое состояние.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ситуация 1.
В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…
1. Назовите хотя бы 3 причины, которые могут вызвать такое состояние (сын как нежеланный ребёнок, пониженная самооценка, враждебные семейные отношения, разрушение эмоциональных связей в семье из-за ссор, развода родителей и т.д., неуважение к личности ребёнка, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, неблагополучная атмосфера в классе т.д.
2.. Для определения причин и форм проявления агрессии предложите методику (Опросник Басса-Дарки, РНЖ, МСС, МИС, цветовой тест Люшера).
Ситуация 2. Родители хотят перевести семиклассника в другую школу по причине конфликтов с одноклассниками.
-
Какова основная задача беседы со школьником? (разобраться, в чем причина конфликтов с одноклассниками; помочь ребенку свыкнуться с переменами в его жизни и преодолеть трудности, связанные с переходом в другую школу; помочь ребенку преодолеть неприятности) -
На что должно быть направлена диагностика? (установить особенности поведения ребенка, уровень общительности и социальных навыков).
Ситуация 3.
Клиент – мужчина, 30 лет, имеет высшее образование (IT-технологии). Не испытывает удовлетворения в работе, постоянно меняет места работы, нигде не задерживается больше года.
-
На что должны быть направлены методы психологической диагностики для работы с клиентом, обратившимся в Психологическую консультацию? (диагностика степени удовлетворенности работой; диагностика мотивов профессиональной деятельности; диагностика ценностных ориентаций; диагностика уровня переживаний при стрессе). -
В чем вы видите причины частой смены работы? (проблема с коммуникацией, недобросовестность предыдущих работодателей, конфликтность или стремление к новым профессиональным высотам)
Ситуация 4.
В Психологическую службу обратился мужчина 42 лет, женат, состоит на государственной службе. По долгу службы часто бывает в командировках. Работа связана с организацией проектов в муниципальной сфере. В последнее время он постоянно чувствует усталость. Давно не был в отпуске. Жалуется на то, что раздражителен, срывается на подчиненных, ловит себя на мысли, что не видит смысла в своей работе. Дома отношения тоже часто заканчиваются конфликтами с женой и детьми. В свободное время не хочется ни с кем разговаривать.
-
Проанализируйте состояние клиента, определите его проблему. -
Определите причины такого состояния (переутомление, профессиональное выгорание, истощение личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника).
Ситуация 5.
Миша, учащийся средней общеобразовательной школы, в последнее время стал очень раздражительным. Может часами выполнять дело, которое его заинтересовало, затем внезапно сникает, становится вялым, безразличным ко всему. То эмоционален, расторможен, общителен, то робок, замкнут. Дружит с мальчиком, с которым живет в одном подъезде. В спонтанно возникающих в классе дискуссиях обычно участия не принимает, часто затрудняется ответить на шутки одноклассников в свой адрес. Общение с девочками вызывает стеснение. Увлекается авиамоделированием и коллекционированием марок. Любит помогать отцу при осуществлении ремонта автомобиля. В последнее время в ситуациях общения с родителями может проявлять демонстративное непослушание по типу «послушай и возрази».
-
Определить возраст учащегося. Найти в тексте и обозначить в психологических терминах проявления особенностей данного возраста. -
Подберите диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей общения детей указанного возраста.
Ситуация 6. К психологу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попытки вмешаться в конфликт. Ваня – единственный и желанный ребенок в полной семье, рожденный достаточно поздно. Он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстративности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным.
1.Сформулируйте проблему клиента (внезапные вспышки агрессии у мальчика).
2. Какие методики помогут составить целостный портрет данного ребенка, который будет полезен для дальнейшей психологической помощи (Рисунок семьи (изучение общего интеллектуального статуса и внутрисемейных отношений), тест Розенцвейга (детский вариант) – для определения причин агрессии, характеристика взаимодействия ребенка с окружающими, тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) – эмоциональная сфера).
Ситуация 7.
Ева Э., 7 лет, поступила в детское отделение. Отец – целеустремленный, честолюбивый человек, из-за напряженной работы воспитанию детей не уделяет никакого внимания. Мать – работник торговли, но не работает по специальности, так как целиком посвятила себя воспитанию троих детей и домашнему хозяйству. Ева в течение ряда лет жила то у бабушки с дедушкой, то у вернувшись к родителям, испытывала на себе совершенно разные воспитательные влияния. Дед и бабушка во всем девочке потакали, мать была строга, часто шлепала Еву. Однажды, разозлившись, Ева неделю не вставала с постели, не поднималась даже поесть. Поведенческие проблемы начались у Евы в 3-4 года и особенно ярко начали сказываться, когда родился младший братик. Ева с самого начала отнеслась к его появлению отрицательно, бросала разные предметы в колясочку, где он лежал. В игры с другими детьми включается с трудом.
-
Какие методики можно использовать для проведения дифференциального анализа для выявления особенностей личностного развития (методика исследования межличностных отношений ребенка). -
Предположите причины такого поведения (ревность к младшим братьям и сестрам; разные воспитательные требования со стороны близких).
Ситуация 8.
Саша всегда в движении, то тянет руку невпопад, то ущипнет соседа, стремглав вылетает из класса после звонка. Оля может часами сидеть не шелохнувшись, отвечает степенно, тянет руку лишь в том случае, когда уверена в правильности ответа, всегда посвящена в содержание вопроса, отвечает обстоятельно, всесторонне. Саша живо и быстро откликается на любое событие в классе. Оля по своей инициативе ни в одном «происшествии» не участвует. Саше присуща самоуверенность, не имеющая под собой никаких оснований. Оля обдумывает каждый свой шаг, соизмеряет его с обязательными для неё нормами поведения, хотя никогда не уверена, что поступает правильно.
-
Определить типы темперамента Саши и Оли (). -
Охарактеризовать диагностический комплекс (не менее 2 методик) для исследования темперамента и характера ().
Ситуация 9.
Ира Н., 8 лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она
теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.
-
Определить типы темперамента. -
Охарактеризовать диагностический комплекс (не менее 2 методик) для исследования темперамента и характера ().
Ситуация 10.
Лена, 2 класс. Девочка очень подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение весёлое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» - обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятёрки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, её легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.
1.На основании характеристики определите тип темперамента школьника (сангвиник).
2.Назовите 2 методики для диагностики типа темперамента ()
Ситуация 11.
Петя любит оживлённую суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.
-
Определите свойство темперамента у мальчиков: интроверсия-экстраверсия. Кто из мальчиков экстраверт, а кто интроверт. (Петя – экстраверт, а Ваня – интроверт). -
Какие методики применяют для диагностики свойств темперамента? ()
Ситуация 12.
До и после школы Петя часами играет в футбол и не успевает вовремя приготовить домашние задания. По дороге в школу Петя заходит в библиотеку и засиживается там.
-
На основании следующих фактов определите главный мотив, по которому Петя пропускал уроки в школе (отсутствия учебных интересов). -
Подберите 2 методики для диагностики причин такого поведения ().
Ситуация 13.
Десятиклассник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни.
-
Определите, какое проявление сторон личности представлено в поведении человека: направленность личности; интерес; особенности темперамента. (направленность личности). -
Предложите методики диагностики направленности личности.
Ситуация 14.
Витя, воспитанник приюта, – впечатлительный мальчик. Однажды он получил тройку по любимому предмету – истории – и очень опечалился. Вернувшись в приют, он ни о чём больше думать не мог, кроме этой злополучной тройки. На беду было организовано собрание воспитанников. На этом собрании Витя сидел и машинально складывал и раскладывал какую-то бумажку, а сам думал о случившейся неприятности. Воспитатель обратился к Вите, сделал ему замечание, сказав, что он стал плохо вести себя. Воспитатель, не обращая внимания на его протесты и неодобрительный шёпот всех воспитанников, вытолкал Витю за дверь.
1. Осуществить психологический анализ предложенной ситуации, оценив соблюдение педагогом правил поведения в предложенной конфликтной ситуации (мальчик расстроился из-за неудачи, а учитель был не прав, применив грубое насильное воздействие к ребёнку, не разобравшись в ситуации.).
2. Подберите 2 диагностические методики, направленные на изучение конфликта.
Ситуация 15.
Мама предложила Нине решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села 1 птичка. Сколько было деревьев?». Нина со слов мамы задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Теперь Нина решила задачу правильно.
-
Какие особенности мышления детей проявились в указанных ситуациях. Определить, почему для решения задачи девочке понадобились «вырезанные деревья». (У Нины преобладает наглядно-действенное мышление: ей легче оперировать конкретными предметами, а не их образами.) -
Охарактеризовать диагностический комплекс (не менее 3 методик) для исследования мышления и речи. ()
Ситуация 16.
Машина мама пришла в школу узнать, как учится и ведёт себя её дочь. Только она успела переступить порог учительской, как на неё обрушивается то один, то другой учитель: «Ваша дочь – законченная лентяйка. А, Машина мама, наконец-то... Хорошо, что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает ваша дочка на уроках, никакого сладу с ней нет». Мать то бледнеет, то краснеет, тяжело вздыхая. Но вот в учительской появляется психолог. Она берёт маму под руку, уводит в укромный уголок. И вот они уже разговаривают о чём-то то шепотом.