Файл: Рыночное равновесие в условиях монополии. Подготовил Даурбеков Сараждин.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рыночное равновесие в условиях монополии.
Подготовил: Даурбеков Сараждин
Равновесие монополии, максимизирующей общую прибыль, в коротком периоде
1)максимизация выручки от реализации
2) максимизация прибыли на единицу вложенного капитала
3)предотвращение входа на рынок новых игроков (усиление барьеров входа)
преодоление потенциальной конкуренции и др.
Равновесие монополии, максимизирующей общую прибыль, в кратком периоде
Рассматривая долгосрочное равновесие монополиста, необходимо учитывать:
1) долгосрочную цель деятельности монополиста
2) динамику долгосрочных средних издержек фирмы
Рыночное равновесие в условиях монополии.
Подготовил: Даурбеков Сараждин
ЧТО ТАКОЕ МОНОПОЛИЯ?
Монополия – условия рынка, когда некая фирма производит и продает продукцию, не производимую и не продаваемую никем более, и не существует товаров – близких субститутов данного продукта.
Равновесие монополии — ситуация, когда ее прибыль максимальна. Условие равновесия монополии, как и любой фирмы, состоит в равенстве предельных издержек и предельной выручки:
- MC=MR
ИСТОРИЯ МОНОПОЛИЙ
Монополии начинают активно развиваться в последней трети XIX столетия (1873 г. – время экономического кризиса).
Во второй половине XX века монополии выходят на международную арену, т. е. происходит превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК).
Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает, в середине 80-х годов их доля достигла одной трети валового продукта развитых стран, в мировом экспорте – 40 % и в обмене технологиями – 80 %.
ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
В зависимости от степени охвата рынка:
Чистые монополии – это организации, действующие в масштабах одной отрасли.
Абсолютная монополия – формируется в масштабе национальной экономики в целом.
ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
В зависимости от характера и причин возникновения :
Естественные – возникает тогда, когда субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства.
Технологические – сознательно поддерживаемые монополии.
Искусственные – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.
ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ
Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения.
Устойчивая – монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХХ века. (комбинированные тресты, концерны, конгломераты).
Всеобщая – объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.
Некоторые виды конкуренции воздействуют на поведение чистого монополиста:
потенциальная конкуренция - возможность появления в отрасли новых производителей, конкуренция нововведений, конкуренция со стороны товаров – заменителей, конкуренция со стороны импортных товаров.
Равновесие монополии, максимизирующей общую прибыль, в коротком периоде
Генеральная цель деятельности монополиста: максимизация общей прибыли (в коротком и длительном периодах)
Возможны альтернативные цели:
1)максимизация выручки от реализации
2) максимизация прибыли на единицу вложенного капитала
3)предотвращение входа на рынок новых игроков (усиление барьеров входа)
преодоление потенциальной конкуренции и др.
Равновесие монополии, максимизирующей общую прибыль, в кратком периоде
Максимизируя общую прибыль, монополист (этап I) выбирает объем выпуска (Q0) и (этап II) назначает цену на выпущенный объем (p0(Q0))
Для поиска оптимального объема выпуска ставится задача, для решения которой используются необходимое (F.O.C.) и достаточное (S.O.C.) условия
Рассматривая долгосрочное равновесие монополиста, необходимо учитывать:
1) долгосрочную цель деятельности монополиста
2) динамику долгосрочных средних издержек фирмы
3)возможности по стимулированию спроса
AC(Q0LR) > min ACL
Оптимальный выпуск обеспечивается на предприятии
, размер которого меньше оптимального размера предприятия в отрасли:
Q0LR < Q*
монополист не использует все возможности по снижению средних издержек не реализуются все преимущества крупномасштабного производстваВЫВОД: извлекаемая прибыль – меньше потенциально возможной
AC(Q0LR) = min ACL
Оптимальный выпуск обеспечивается на предприятии оптимального для данной отрасли размера при полной загрузке производственных мощностей:
Q0LR = Q*
Каждая единица продукта производится при минимально возможных средних издержкахВЫВОД: извлекаемая прибыль соответствует по величине потенциальной
Оптимальный выпуск обеспечивается на предприятии, размер которого больше оптимального размера предприятия в отрасли: Q0LR > Q*
Спрос на продукцию монополиста настолько велик, что фирма вынуждена чрезмерно интенсивно использовать производственные мощности предприятия:
AC(Q0LR) > min ACL
ВЫВОД: извлекаемая прибыль уменьшается. Монополия должна увеличить количество предприятий, каждое из которых имеет оптимальный размер. Монополия становится «многозаводской».СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) https://studopedia.ru/3_184018_tsenovaya-diskriminatsiya.html#::text=Рыночное%20равновесие%20в%20условиях%20монополии.,сравнению%20с%20условиями%20совершенной%20конкуренции
2) https://intuit.ru/studies/courses/3589/831/lecture/31064?page=2
3)