Файл: Практическое задание 3, Модуль Основные типы девиантного поведения слушатель Серова Валерия Сергеевна Преподаватель Губарева Наталия Владимировна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1746
Скачиваний: 83
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840 ч)
Дисциплина: Девиантология. Психология девиантного поведения
Практическое задание 3, Модуль 3. Основные типы девиантного поведения
Выполнил:
слушатель Серова Валерия Сергеевна
Преподаватель:
Губарева Наталия Владимировна
г. Москва – 2023
1. Прочитайте описания поведения героев. Определите, какой тип или типы девиантного поведения можно выделить у данных персонажей (согласно типологии В. Д. Менделевича).
Укажите найденные типы для каждого героя и обоснуйте свой выбор (какое поведение и характеристики героя позволяют отнести его к выбранному(ым) типу(ам).
Кейс 1: Герой фильма «Человек-паук» – Норман Озборн.
Был ориентированным на карьере, науке и успехе человеком. Будучи одаренным ученым и главой корпорации, разрабатывал суперсыворотку. Затем в стремлении удовлетворить свои амбиции и поправить финансовое положение компании, стал проводить эксперименты на себе. Появились галлюцинации, изменение мышления. В результате «родилась» вторая личность Нормана, которая проявляла безудержное стремление к власти, успеху, контролю и ненависти к любому, кто мог этому помешать. Он получил сверхчеловеческую силу, но потерял рассудок, став жестоким психопатом и амбициозным маньяком. Ставит себя выше обычных людей. Не придает никакой ценности человеческой жизни. Получив уникальные суперспособности, потерял связь с реальным миром. Стал одержимым идеей всеобщего могущества злодеем.
Ответ: Психопатологический тип личности:
Отклоняющееся поведение может иметь место в силу нарушений восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, пациент затыкает уши или к чему-то прислушивается, ищет несуществующий объект, разговаривает сам с собой), нарушений мышления (высказывает, отстаивает и пытается добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивает сферы общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), нарушений волевой активности (совершает нелепые и понятные поступки или месяцами бездействует, делает стереотипные вычурные движения или надолго застывает в однообразной позе).
Разновидность патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения — саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается как что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также
Кейс 2: Мужчина, 28 лет.
Высокий, астенического телосложения, сухощав и жилист. Коротко стриженные волосы. Пирсинг в носу, в губе и в обоих ушах. На теле множество татуировок – на руках, спине, плечах. Движения порывистые, энергичные. Речь импульсивная. Слушает агрессивную музыку. Работает промышленным альпинистом. Увлекается экстремальными видами спорта – с подросткового возраста катается на сноуборде. Предпочитает дикие (черные) трассы. Агрессивно управляет автомобилем, несколько раз попадал в ДТП по своей вине. Поведение неуравновешенное, частая смена настроения, склонен к аффективным вспышкам. Плохо контролирует гнев и ярость. Легко вступает в драку. В школе и техникуме учился средне, имел проблемы с поведением. С родителями живет отдельно. Супруга говорит, что иногда он настолько зол, что в данном состоянии ломал стены и мебель, бил посуду неоднократно. В такие моменты она его боится.
Ответ: Делинквентный/ Аддиктивный типы личности
Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворенность действительностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарности поступков (в том числе сексуальных), заполненности времени событиями.
Делинквентный тип подразумевает агрессивность, склонность конкретного человека проявлять агрессию в форме конкретных внутренних и внешних действий. Агрессивное поведение по степени выраженности активное.
В содержательном плане это:
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).
Кейс 3: Элизабет из сериала «Ход Королевы».
Талантливая в шахматах 9-летняя Бэт Хармон становится зависимой от успокоительных таблеток, которые дают всем детям 60-х в приюте сирот. Чтобы лучше разобраться в игре и обыграть уборщика, девочка увеличивает дозу транквилизаторов перед сном. Это помогает видеть шахматную доску на потолке и тренироваться ночами. Когда таблетки резко запрещают выдавать детям, Бэт чувствует физическую зависимость. Планирует и совершает кражу запасов из медицинского пункта. Съедает сразу сверхдозу и попадается администрации приюта.
Посещая соревнования по шахматам в 17 лет, Бэт продолжает употреблять таблетки или алкоголь в больших количествах накануне. Когда на соревнованиях проигрывает главному советскому сопернику Виктору Богрову, уходит в запой. В своём доме в одиночку каждый день выпивает огромное количество алкоголя до полной отключки. Пока друзья детства и коллеги по игре не возвращают ее в реальность. И обратно в игру.
Бэт была очень холодна к людям, и ее мало интересовали социальные взаимодействия. Все, что не имело отношения к шахматам, казалось ей чепухой, не стоящей внимания.
Ответ: Аддиктивный/ Основанный на гиперспособностях типы личности
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которая проявляется в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность
Формирование стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут иметь оттенок чудаковатости.
Кейс 4: Говард Хьюз – фильм «Авиатор»
Окружающие всегда считали его чудаком. Он мог пропасть, никого не предупредив, на несколько недель или месяцев. Прихватив сотню долларов отправиться путешествовать по стране, перебиваясь случайными заработками. Или устроиться под чужим именем на работу.
Он несколько месяцев жил в кинозале. Приказал доставить ему туда его белое кожаное кресло, в котором он постоянно сидел. Его нахождение там в круглосуточном режиме сопровождали помощники, охранники и киномеханики. Каждый день он ел одну и ту же еду, которую просил подавать ему в ритаульной форме в коричневом бумажном пакете. По сигналу Хьюза помощник входил в студию и спускался по правой стороне от кресла мистера Хьюза и вставал рядом со стулом. Он оставался там до тех пор, пока мистер Хьюз не оглядывался и не узнавал его или не говорил ему что-нибудь. В этот момент он подходил и становился перед Хьюзом, откидывал внешние края сумки, наклонялся и держал сумку примерно под углом 45 градусов от своего тела, а в это время Хьюз брал салфетку Kleenex, залезал в сумку и вытаскивал содержимое один за другим. Этот ритуал соблюдался всегда. Говард часто мыл руки и боялся пыли.
Ответ: Патохарактерологический тип личности
Расстройство личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера. Отклонения поведения на базе невротических расстройств и невротических развитий личности. Истерические расстройства личности (истерическая психопатия).
У возбудимых психопатов (эмоционально-неустойчивых) – реализация завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. У лиц с истерическими наклонностями – эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка, стремление манипулировать и контролировать. У лиц с ананкастным и тревожным расстройством личности – сохранение привычного стереотипа действий, уход от напряжений и стрессов, нежелательных контактов, сохранение личной независимости. Вследствие ранимости, низкой толерантности к стрессу и отсутствия подкрепления эти люди при столкновении с трудностями чувствуют себя обиженными, преследуемыми. Обсессивно-компульсивные личности (ананкастные) могут проявлять навязчивые действия, ритуалы, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека (гиперопека, приведение в порядок, перепроверки).
Кейс 5: Джон Нэш – фильм «Игры разума».
Когда Джон Нэш учился в школе, то считал математику скучной. Нэш много читал, играл в шахматы, а также знал все мелодии Баха. «Джон всегда искал другой способ сделать что-либо. Он находил способы решения проблем, которые отличались от способов его учителей».
Чуть позже Джон занялся теорией игр и увлекся математикой. Впоследствии Джон стал Лауреатом Нобелевской премии по экономике и Абелевской премии (высшей наградой в среде математиков). Нэш – единственный человек в истории, которому удалось получить обе эти награды.
Джон говорил о себе в третьем лице, постоянно чего-то боялся, звонил бывшим сотрудникам, писал какие-то бессмысленные письма. Он не стриг ногти и не следил за своей внешностью, а при разговоре с собеседником не выдерживал прямого взгляда. Но можно было наблюдать, как он останавливался среди улицы и разговаривал с кем-то, кого не видели другие люди.
Ответ: Основанный на гиперспособностях тип личности
Проявление одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из видов деятельности человека. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут иметь оттенок чудаковатости.