Файл: Белгородский государственный институт искусств и культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Факультет социально-культурной и библиотечно-информационной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности и туризма

Шарикова Дарья Сергеевна


Социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства

(на примере социально-культурных учреждений Волоконовского района)
Выпускная квалификационная работа

обучающегося 33 М группы заочной формы обучения

направление подготовки

51.04.03 Социально-культурная деятельность

основная профессиональная образовательная программа

«Менеджмент социально-культурной деятельности»


Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры социально-

культурной деятельности и

туризма

Ефремова Нина Владимировна

Рецензент:

……..


Белгород 2018
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…...


12

1.1

Сущность, содержание, пути развития социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства...


12

1.2

Нормативно-правовая основа реализации предпринимательства в социально-культурной деятельности



26

ГЛАВА 2.

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ……………………………..


42

2.1

Характеристика особенностей социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства (на примере Волоконовского района Белгородской области)



42

2.2

Разработка мероприятий, направленных на оптимизацию социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства………………………………………….



55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...

78

ПРИЛОЖЕНИЯ






ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях - условиях активного развития предпринимательства со всех сферах жизнедеятельности, в том числе и социально-культурной, является достаточно актуальным. Это обусловлено тем, что проблемы социального и культурного развития (культура, образование, туризм, спорт) в значительной степени связаны с совершенствованием их организационнческого-экономической составляющей.

Проводимые в стране экономическая преобразования, наличие разных форм собственности, в том числе в секторах «культура» и «образование», укрепление автономии в экономической деятельности социальных и культурных учреждений, изменение системы ценностей, норм, идей актуализируют преобразования в социально-культурной сфере, как в творческом, так и в организационно-экономическом плане.

Сегодня государственная политика современной России в области социально-культурной деятельности предлагает для реализации множество культурных и целевых программ, например: совершенствуется нормативная база, как на уровне страны, так и на уровне субъекта Федерации и муниципалитета, региональная и муниципальная культурная политика являются предпочтительными; достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах и в общественной жизни в целом. Центральным звеном этого процесса является региональная культурная политика, основная роль которой определяется как стимулирующий фактор самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального баланса традиционных и инновационных составляющих культуры посредством использования экономических механизмов: материальных, финансовых, кадровых, современных технологий управления.

Социально-культурная деятельность осуществляется организациями, предприятиями, учреждениями различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Для учреждений культуры, являющихся собственностью предприятий, общественно-добровольных формирований, индивидуальных предпринимателей источниками финансирования является прибыль их учредителей. Безусловно, первое, ведущее место, отводится бюджетному финансированию на самом различном уровне – федеральном, субъекта федерации, муниципальном. Но в этом секторе уже идет конкуренция среди учреждений культуры за получение средств из бюджета. Основой конкуренции являются Комплексные целевые социально-культурные программы и Социально значимые культурные проекты. Большое значение в формировании материально-экономической базы учреждений культуры и оплаты труда специалистов отводится привлечению внебюджетных средств, полученных от оказания платных услуг населению, от участия в реализации государственных региональных, муниципальных целевых социокультурных программ и грантов, полученных за участие в разработке социально значимых проектов. Деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров – меценатов, попечителей, спонсоров, благотворителей, патроната – чаще всего это тоже в счет оказанных услуг культурно-досуговым учреждениям.



К сожалению, приходится признавать, что утрачивают свое значение меценатство и благотворительность и превращаются все равно в категорию «мы – вам, а вы – нам» или наоборот. Работа по привлечению дополнительных финансовых средств в социально-культурной сфере «для учреждений культуры, осуществляющих свою деятельность за счет бюджетных средств, определяются законодательством как предпринимательская, доходы от которой не могут быть инвестируемыми».

Степень научной разработанности проблемы. Систему управления деятельностью учреждений клубного типа рассматривали такие авторы, как Кибанов А.Я., Герчикова И.Н., Р.Ж Сираждинов и ряд других авторов. Также базой исследования послужили работы ведущих специалистов: Л.Е. Басовского, Г.П. Зинченко, Л.И. Меньшикова и др. Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес английский экономист Адам Смит (1723 - 1790). Он анализировал важнейшие проблемы развития экономики, считая, что экономика это система, в которой действуют объективные экономические законы, поддающиеся познанию. Важное значение имеет учение Смита о разделении труда, о трудовой теории стоимости, о личном интересе индивидуума. Ученый предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства.

По мнению американского ученого Роберта Хизрича предпринимательство - это «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью». Большой вклад в развитие теории предпринимательства внесли российские ученые А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, Ю.М. Осипов и другие.

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Проблема исследования. Данная дипломная работа по теме «Социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства (на примере социально-культурных учреждений Волоконовского района)» рассматривает проблемы, которые учреждения культуры данной территории могут и вынуждены, решать, пусть и не в полном объеме, за счет предпринимательской деятельности.


Объект исследования: социально-культурная деятельность.

Предмет исследования – социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства.

Целью исследования: оптимизация социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства (на примере деятельности учреждений культуры Волоконовского района).

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть теоретические составляющие социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства;

– изучить нормативно-правовую базу социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства;

– выявить сущность, специфику, пути развития социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства;

– проанализировать условия и факторы предпринимательства в социально-культурной деятельности;

– разработать мероприятия, направленные на совершенствование социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства (на примере деятельности учреждений культуры Волоконовского района).

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что реализация элементов предпринимательства в социально-культурной деятельности будет эффективной если:

– организационно-экономический потенциал будет рассматриваться как один из основных ресурсов социально-культурной деятельности;

– созданы необходимые условия для использования элементов предпринимательства в социально-культурной деятельности как фактора ее развития.

Для проверки вакцинировать и решения сигналист задач использовались обманувметоды выжимавший методы системного подхода, сравнительно-сопоставительные методы, статистические методы количественных показателей.

Теоретико-методологическая основа. Общую методологическую базу работы составляют философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также о социальной, деятельностной и творческой сущности личности, многофакторном характере ее развития. В качестве специальной методологии выступает системно-целостный подход к познанию и преобразованию социально-экономической действительности, в частности, используются объективирующие его диалектические принципы единства теории и практики, историзма, конкретности, учета всесторонних связей и др.

Особый интерес представляла специфика функционирования учреждений социально-культурной сферы в новых условиях хозяйствования, изложенная в трудах авторов: JI.B. Камушкиной, Г. Кафарова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова, Т.Н. Куракина, О.В. Мааун, С.П. Шпилько, M.JI. Макальской, Л.A. Меркушевой, В.Е. Новаторова, Ф.Ф. Рыбакова, С.Ю. Филягиной, C.B. Шишкина. В контексте изучения профессиональных качеств менеджера-предпринимателя значимы труды М. Вудкока, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, Н. Иосефовича, P.JI. Кричевского, В.И. Курбанова, К. Миллера, E.B. Руденского, Д. Френсиса, П. Хегедапь, Г. П. Черникова, Б. Яковлева, H.H. Ярошенко и др.


Вопросы предпринимательства в социально-культурной сфере изучены слабо. Затруднителен поиск литературы. Основная опора на такие источники, как журналы, законодательные Акты РФ в области культуры, предпринимательства, финансирования социальных направлений деятельности, документы, регламентирующие деятельность учреждений культуры РФ и находящихся на территории Волоконовского района, локальные Акты, документы и материалы учреждений культуры.

Опытно-экспериментальная база. Социально-культурные учреждения Волоконовского района.

Научная новизна исследования. Общая теория социально-культурных организаций базируется не только на результатах научных исследований, но также на обобщении, анализе практических средств и методов эффективной деятельности социально-культурных организаций в условиях предпринимательства.

Практическая значимость исследования. Проблема настоящего исследования является актуальной для целого ряда организаций и учреждений социально-культурной направленности, в том числе учреждений и организаций Волоконовского района как фактор адаптации и эффективной деятельности в современных условиях.

Основные этапы Первый этап – изучение и систематизация теоретико-методологического материала, являющегося основой.

Второй этап – анализ социальных условий и факторов формирования социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства.

Третий этап – разработка мероприятий, направленных на совершенствование социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства (на примере деятельности учреждений культуры Волоконовского района).

Краткое содержание радиопромышленность

Глава 1. Теоретические составляющие предпринимательства как фактора развития социально-культурной деятельности в современных условиях.

1. Сущность, содержание, пути развития социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства. Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

2. Нормативно-правовая основа реализации предпринимательства в социально-культурной деятельности. Предпринимательская деятельность является одним из источников финансирования учреждений культуры. Учреждение культуры, призванное осуществлять функции некоммерческого характера, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит т достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям