Файл: Реферат Игра как средство развития личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Рощинский»

Искитимского района Новосибирской области

Реферат

«Игра как средство развития личности»

Исполнитель:

Щагина В.Г. учитель иностранного языка

2020 год

Оглавление

Введение2

Что такое «Игра»3

Роль игры в развитии ребенка6

Заключение13

Список литературы14

Введение

С «сотворения мира» человек играет. В игре проявляются все важнейшие черты личности. Игра – уникальна. Это феномен общечеловеческой культуры. В игре человек обнажает свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы. Играют все: взрослые и дети. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует и развлекает. Выдающийся нидерландский мыслитель Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждал, что понятие "человек играющий" выражает такую же существенную функцию, как "человек созидающий". Играя человек развивается.

Цель работы: определить влияние игры на процесс развития личности.

Не секрет, что игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Шляпникова О.А. утверждает, что «за формирование личности человека отвечают такие компоненты, как общение, игра, учение и труд. Можно утверждать, что процесс обучения равноправно включает в себя все эти виды деятельности.»

Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Что такое «Игра»

Игра – это особый вид деятельности человека. Обществу необходимо подготовить подрастающее поколение к жизни. Игра берет н себя эту функцию.

Игры становятся подлинными организаторами жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, только тогда, когда в практике воспитания существует богатство и разнообразие игр. Если дети будут иметь возможность играть в разные игры и постоянно пополнять свой игровой багаж, то детская жизнь может быть интересна и содержательна.

Дети очень изобретательны. Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети могут усложнить или упростить известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.


Русские и советские ученые (А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский) объясняют игру как подлинно человеческую деятельность.

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Особенности игры

- Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей, отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности;

- Игра имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей;

- игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

- игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

- игра представляет собой коллективную деятельность

- разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Виды игр

Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества. Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.

Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.



Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли.

Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В игре ребенок легко обучается.

Игровые формы обучения

Л.М. Козуб даёт следующую классификацию игровых форм обучения [2]:

1. Учебные игры дидактические (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).

2. Имитационные игры (имитация, машинные имитации, имитаторы), проблемные (эвристические), сюжетные (драматизация, инсценировки), ситуационные (манипулятивные и строительные), настольные, языковые, абстрактные.

3. Ролевые (организационные и функциональные) игры, военные (военные учения), деловые (управленческие, операционные и экономические), производственные (технологические, технические), спортивные (игры с правилами), формальные (формализованные).

4. Развлекательные игры, азартные, актёрские, индивидуальные (игры с природой), коллективные (командные), соревновательные (игры-состязания, результативные игры).

Игры, включаемые в учебно-воспитательный процесс, отличаются от развлекательных своей социальной направленностью и содержанием, особенностями целей и задач. По мнению Б.Г. Ананьева, игра занимает ведущее место в социальном формировании человека. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные ситуации, что необходимо для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков. В имитационных играх, в воображаемых условиях реализуется определённая деятельность, создаются представления о вымышленном персонаже, действующем по игровому сценарию. В каждой имитационной игре действует объект игрового моделирования.
Преимущество игрового метода в том, что для участия в игровом моделировании не требуется никаких репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что служит несомненным источником постоянного интереса школьников к событиям в игре и развития их разносторонности.

Роль игры в развитии ребенка

Дошкольный возраст
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, складываются в игре.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Дети, играя, лучше сосредотачиваются и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то его просто не берут в игру.

Игровая ситуация оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.


Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию и конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и она свободна от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.

Если по какой – то серьезной причине распадается совместная игра, процесс общения тоже рушится.

Игра, как и другие виды деятельности, требуют от дошкольника проявления определенных нравственно – волевых качеств, установления контактов со сверстниками.

Для того, чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениям она относила:

- умение действовать сообща,