Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- устанавливать связи с другими детьми,
- умение найти свое место среди играющих,
- проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру приняли,
- быть внимательным к сверстникам,
- умение не только оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.
В игре при решении коммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими.
В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, которые они замещают.
Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и используя их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по – другому.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия – способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образа поведения, которым следует ребенок, и контроля. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник « входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Младшие школьники
К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение, образы становятся более обобщенными. К моменту поступления в школу дети способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам. В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей. У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов.
В игре развиваются мотивы ребенка и потребности. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими людьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то постороннее.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Старшие школьники
Особенностями игровой деятельности в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевое взаимодействие. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
В старшей школе широко используется деловая игра для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления старого материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
- имитационные,
- операционные,
- ролевые игры,
-деловой театр,
- психо - и социодрама.
Имитационные игры на уроках являются одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся. На таких уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, совета директоров, отдела, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Наиболее приемлема для старшеклассников деловая игра. Отношение к будущей семье, профессии, общественной деятельности. Все это может стать содержанием деловых игр для старшеклассников.
Речевая деятельность вызывает особое внимание в юношеском возрасте. Те, кто недостаточно ею владеют, испытывают неудовлетворенность. Старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию, игры, которые обучают дискуссии. Например:
- "Ролевое рассуждение". Руководить собранием, обсуждением, дискуссией - особое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:
быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;
владеть аудиторией, вниманием слушателей;
ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;
четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.
В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии.
Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях. Например: "философ", "дипломат", "активный общественник" и т.д. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других. Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль оставалась неузнанной, считался не выполнившим задачу.
- "Конкурс ораторов". Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Этот конкурс предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 2-3 минуты на любую заданную группой тему. Если участники игры доверяют друг-другу, то можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности. "Что мне принесло шестнадцатилетние?", "Как я понимаю честность?" и др.
Заключение
Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Таким образом, игра снимает психологические барьеры, оказывает положительное влияние на формирование взаимоотношения детей, вселяет уверенность в собственных силах, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми. Детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника. Ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка.
Г. Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой – личностными отношениями детей. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. Игра - это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания. Играя человек развивается. Влияние игры на процесс развития личности колоссально.
Список литературы
Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школе с игрой: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1991 – 96 с.
Козуб Л.М. К вопросу о методике организации и проведения деловых игр по основам маркетинга // Технологическое образование и предпринимательство. Брянск: БГПУ, 1997. С. 70-73.
Кулагина И. Е. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.:РОУ,1996 – 180 с.
Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971 – 415 с.
Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для средних учебных заведений. – М.: Академия, 2006 – 368 с.
Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994 – 239 с.
Шляпникова, Ольга Алексеевна. Мотивация образовательной деятельности : учебное пособие / О. А. Шляпникова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2014. – 124 с.
Эльконин Д. Б. Э53. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.