Файл: Урок 39 класс 10а,б Тема урока Ткани. Органы. Системы органов. Цели урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДАТА 01.02.17 УРОК № 39 КЛАСС 10а,б
Тема урока: Ткани. Органы. Системы органов.
Цели урока:
Образовательные:
помочь учащимся приобрести знания о тканях; межклеточном веществе; органах и системах органов.
Развивающие:
работать с микроскопом и фиксировать результаты наблюдений,
привлекать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, рассказывать по рисунку и таблице, делать выводы.
Воспитательные:
сформированные чувства бережного отношения к своему организму.
Вид и форма урока: комбинированный
Оборудование к уроку: презентация Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствия на уроке и готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания
А). Устно:
1.Задача. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него… перочинным ножом. Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на предметное стекло…, стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами... Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень мелких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками». Кому принадлежат эти слова?
2. Объясните, как вы понимаете выражение:
«Клетка – это наименьшая, структурная и функциональная единица живого»?
3. Объясните, почему митохондрии называют «силовыми» или «энергетическими» станциями клетки?
4. Сравните функции митохондрии и рибосом. В чём заключается противоположность функций этих органоидов клетки. Докажите?
5.Каково строение и функции эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом?
6.Объясните, может ли клетка существовать без ядра? Ответ обоснуйте.
Б). У доски:
Заполните в тетради схему:
Химический состав клетки
3.Актуализация знаний
Прием «горячий стул»: ученик сидит спиной к доске, одноклассники дают определение термина написанным на доске, задача ученика – их угадать. Термины: двойное оплодотворение, бесполое размножение, интерфаза, профаза I, бластула, зигота.
4.Изучение нового материала
У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные
ткани, выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.
Ткань — это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.
Эпителиальные ткани (эпителии) образуют внешние покровы животных, снаружи защищая тело от механических повреждений, от проникновения вредных и ненужных веществ и паразитов. Они состоят из одного или нескольких слоёв плотно прилегающих друг к другу клеток. Эпителиями покрыты полости разных внутренних органов, например полости желудка, кишечника, поэтому они выполняют не только защитную, но и многие другие функции.
Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.
У многих животных эпителиальные ткани формируют железы — небольшие органы, которые выделяют во внешнюю среду различные вещества. Образование выделяемых веществ происходит в эпителиальных клетках.
В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей — выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.
Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь, участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань, в которой запасаются питательные вещества (жир).
Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При
сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.
Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.
2. Органы и системы органов
Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.
Орган — это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.
Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов, которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.
Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная— за газообмен, выделительная — за выведение ненужных веществ из организма, половая — за размножение.
Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.
Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.
Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (эндокринная система, иммунная система).
Если тело животного, ведущего подвижный образ жизни, мысленно разделить вдоль, то две части будут зеркальным отражением друг друга: левая и правая половины тела симметричны. Такой тип симметриихарактерен для активно передвигающихся животных, и многие органы у них парные, например, парные глаза — левый и правый, парные конечности — левые и правые, парные лёгкие — левое и правое. Однако точное соответствие левой и правой сторон тела — чрезвычайно редкое явление в живой природе. Небольшие отклонения от идеальной двусторонней симметрии — это норма.
У животных, ведущих неподвижный образ жизни или медленно плавающих в толще воды, часто встречается другой тип симметрии — радиальная симметрия.
4.Систематизация знаний:
Сформулируйте основные выводы темы.
1. Организм — биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
2. Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани - органы, органы - системы органов, а те - организм в целом.
3. Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма.
4. Орган - часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.
5. Функции - реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней.
6. Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.
7. Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.
Тестирование
ответы
б
в
в
а
б
г
а
самооценка5.Подведение итогов:
* общие выводы - учащиеся формулируют выводы урока по вопросам
Что такое кровеносная система, какие сосуды участвуют в работе ссс.
* оценки – выставление оценок
6.Рефлексия: -Что вы узнали нового на уроке?
- Чему научились, изучая основы экологии?
- Где можно применить полученные вами знания, умения и навыки?
7.Домашнее задание: Изучить материал параграфа - для всех учащихся класса;