ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Регуляция процессов жизнедеятельности
Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.
Задачи:
-
обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого; -
развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное; -
воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Какие уровни организации жизни вы знаете (перечислить)?
2. Расскажите об особенностях атомно-молекулярного уровня.
3. Расскажите об особенностях клеточного уровня.
4. Расскажите об особенностях тканевого уровня.
5. Расскажите об особенностях органного уровня.
6. Расскажите об особенностях системного уровня.
7. Расскажите об особенностях организменного уровня.
II. Изучение нового материала
Учитель рассказывает (с элементами беседы), а учащиеся записывают следующее:
-
Гомеостаз – саморегуляция, способность всех структур организма сохранять постоянство его внутренней среды. -
Стресс – совокупность реакций, возникающих при нарушении гомеостаза. -
Согласованная работа организма управляется нейрогуморальной регуляторной системой (нервная система и железы внутренней секреции).
Далее учащиеся выполняют следующее задание:
Выполните задание:
-
Прочитайте текст («Регуляция жизнедеятельности») в учебнике на стр. 26 и заполните второй и третий столбики таблицы:
Регуляция | Механизм осуществляется | Отличительные особенности |
Нервная | Нервные импульсы (электрические сигналы) распространятся с огромной скоростью (до 100 м/с) | Краткосрочный эффект |
Гуморальная | Гормоны разносятся кровью к органам | Регуляция более медленная, но продолжительная |
Далее учитель рассказывает о нервной регуляции. Учащиеся записывают следующее:
-
Нервная регуляция осуществляется в соответствии с рефлекторным принципом:
Часть рефлекторной дуги | Функции |
Рецептор | «Улавливает» раздражение |
Чувствительный нейрон | Передает информацию о раздражении в центральную нервную систему (ЦНС) |
Вставочный нейрон | В ЦНС, обрабатывает информацию и передает дальше |
Исполнительный нейрон | Передают «приказ» из ЦНС в эффектор |
Эффектор (исполнительный орган) | Выполняет «приказ» (сокращение мышц, работа желез) |
2. Гуморальная регуляция.
Гуморальная регуляция (от лат. «гумор» - жидкость) – наиболее древняя форма регуляции процессов жизнедеятельности организма, осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые выделяются специальными железами в кровь, осуществляется медленно.
Гормоны - химические соединения, обладающие высокой биологической активностью и в малых дозах дающие значительный физиологический эффект.
Запись в словарь данных терминов.
-
Железы внешней, смешанной и внутренней секреции организма человека. Особенности их деятельности. (Беседа учителя с элементами рассказа. Заполнение таблицы «Эндокринная система человека».)
- В организме человека существует множество различных желез. Железы выделяют специальные вещества – секреты и делятся на несколько видов.
Выделяют следующие виды желез:
-
Железы внешней секреции (экзокринные) – эти железы выделяют секрет через специальные протоки на поверхность или в полость тела. (Слюнные, потовые, молочные железы, печень). -
Железы внутренней секреции (эндокринные) – эти железы не имеют выводных протоков и выделяют секрет (гормоны) в кровь. (Гипофиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, вилочковая железа, надпочечники). (демонстрация таблицы «Железы внутренней секреции»). Как же работают железы внутренней секреции? (показ анимации «Работа железы внутренней секреции» с http://school-collection.edu.ru/). Все эндокринные железы образуют эндокринную систему. почки -
Железы смешанной секреции – действуют одновременно как железы внешней и внутренней секреции. (Поджелудочная железа, половые железы).
Заполнение таблицы «Типы желез»
Типы желез | Особенности | Железы |
| | |
-
Гормоны, их свойства и роль в организме человека. (Беседа с элементами рассказа учителя; работа учащихся с учебником, заполнение таблицы; словарная работа.)
- Свойства гормонов:
1. Высокая биологическая активность .
2. Специфичность.
3. Действуют только на живые клетки.
4. Орган, на который действует гормон, может быть расположен далеко от желез.
Рассмотрим более подробно железы и их гормоны.
Заполнение таблицы в Рабочей тетради 38 – 39 с. 30 – 31, сообщения учащихся по теме «Гормон роста», «Щитовидная железа».
III. Рефлексия
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
IV. Домашнее задание
§ 6, учить записи в тетради.