Файл: Лес стойкий защитник окружающей среды нуждается в защите сам и прежде всего от такого стихийного бедствия, каким являются лесные пожары.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лес - стойкий защитник окружающей среды — нуждается в защите сам и прежде всего от такого стихийного бедствия, каким являются лесные пожары.

Около 75% площади государственного лесного фонда занято наиболее ценными хвойными породами, сосной, елью, кедром, лиственницей и пихтой. Но эта особенность наших лесов порождает другую — высокую восприимчивость их к огню.

Лесные пожары оказывают большое влияние на санитарное состояние, возобновление и формирование наших лесов. Однако не все хвойные леса одинаково опасны в пожарном отношении. На горимость лесов, с одной стороны, сильно влияют физико-географические условия района, обусловливающие распространение огня по территории, а также породный состав, тип леса, состояние насаждений и их возраст, характер лесовосстановительных процессов, рельеф местности и т. д.

С другой стороны, частота пожаров и размер площади лесов, пройденной огнем, зависит от социально-экономических условий, главным образом от плотности населения, степени хозяйственного освоения лесов и уровня охраны.

В соответствии со шкалой природной пожарной опасности насаждений вся лесная площадь дифференцирована на пять классов. Шкала указывает степень опасности возникновения пожаров на лесных участках, обусловленную самой природой насаждений, поэтому часто ее называют шкалой природной пожарной опасности.

Примером площадей с очень высокой степенью природной пожарной опасности могут служить хвойные молодняки, сплошные вырубки, сосняки лишайниковые и верещатники. Здесь пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона.

Типы леса кисличники и черничники характеризуются умеренной степенью пожарной опасности (III класс), а сфагновые, приручейные и долгомошники низкой и наиболее низкой (IV—V класс).

Отнесение площади гослесфонда к тому или иному классу показало, что участки с высокой и очень высокой степенью пожарной опасности (I—II классы) составляют 28,2%, со средней степенью (III класс) — 35,3% и низкой и очень низкой (IV—V классы) — 36,5% общей лесной площади. Таким образом, средний класс пожарной опасности наших лесов равен III. Однако было бы ошибочным считать в основном все леса умеренно опасными.

Формирование лесов и их пространственное распределение по поверхности Земли происходило с учетом физико-географических условий, главным образом характера почв, гидрологии, рельефа местности и особенно климата. Это обстоятельство объясняет приуроченность крупных массивов определенных типов леса к определенным географическим районам. Например, большие площади чистых сосновых лесов находятся на севере европейской части СССР, в Алтайском крае (ленточные боры), в Приангарье, Бурятии и редко встречаются на Дальнем Востоке. Такое расположение лесов позволяет относить тот или иной район к различным классам природной пожарной опасности и планировать соответствующие этому классу противопожарные мероприятия.


Значение шкалы природной пожарной опасности трудно переоценить; она явилась теоретической основой при разработке мероприятий профилактического характера, направленных главным образом на предупреждение возникновения лесных пожаров и распространения их по площади. Шкала не может быть универсальной для всей лесной зоны СССР, поэтому в дальнейшем ее необходимо уточнять в соответствии с лесорастительными и климатическими особенностями каждого лесного района страны.

Возможность возникновения и развития пожаров в лесу определяется в первую очередь условиями погоды: ветром, температурой, влажностью воздуха и количеством осадков.

Изучение динамики горимости лесных горючих материалов в зависимости от их влажности, на которую воздействует весь комплекс элементов погоды, имеет огромное значение для практики.

В целях оценки степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды разрабатывались и разрабатываются в настоящее время различные показатели горимости лесных горючих материалов. Разработан метод определения загораемости напочвенного покрова (класса активных горючих материалов) в зависимости от комплексного влияния на его влажность температуры и дефицита влажности воздуха за весь предшествующий бездождный период.

Достоинством этого метода является прежде всего то, что лесхозы и лесничества могут получать исходные данные для расчета показателя горимости от местных метеорологических станций или сами определять его с помощью несложных приборов.

Большое многообразие климатических и лесорастительных условий не позволяет разработать единую шкалу пожарной опасности по условиям погоды для всей территории гослесфонда СССР, поэтому наукой и практикой доказано, что для резко выраженных лесорастительных районов необходима разработка местных шкал пожарной опасности по условиям погоды.

Местные шкалы должны быть дифференцированы по лесорастительным зонам и периодам пожароопасного сезона.

Вред, причиняемый пожарами лесу, в первую очередь зависит от вида этого пожара, что очень важно при оценке ущерба, а также планировании мероприятий по ликвидации его последствий. Кроме того, каждый вид пожара требует своей техники и тактики подавления.

По классификации, принятой практикой, все лесные пожары разделяются на три основных вида, генетически связанных между собой: низовой, верховой и подземный (торфяной). Кроме того, первые два вида лесных пожаров подразделяются на беглые и устойчивые. Дальнейшие попытки дифференцировать эту классификацию с учетом вида горючего материала и характера распространения огня по лесной территории натолкнулись на трудности выделения этих видов и форм пожара на практике. Даже различное сочетание трех основных видов пожаров часто ставит в затруднительное положение людей, описывающих их в натуре.



За последние 15 лет из общего числа пожаров, причины возникновения которых были установлены, 56% возникло в результате неосторожного обращения с огнем людей в лесу, 12% — по вине лесозаготовителей, 9,4% — от сельскохозяйственных палов, 7,5% — от искр паровозов, около 6% — от молний, 4,6% — по вине экспедиций и 1,3% — от прочих причин. Знание причин возникновения пожаров позволяет направить усилия по противопожарной пропаганде и проведению других предупредительных мероприятий на устранение этих причин.

Средняя площадь одного пожара в 1957—1961 гг. резко снизилась. Объясняется это качественным и количественным ростом всей государственной лесной охраны и особенно авиационной. Внедрение новых, более эффективных технических средств и способов борьбы с лесными пожарами предъявляло новые требования к уровню квалификации работников государственной лесной охраны. Отсутствие у лесников и особенно у объездчиков необходимой технической подготовки явилось тормозом технического роста не только охраны лесов, но и всего лесохозяйственного производства. В связи с этим в 1957 г. Должность объездчика была упразднена и вместо нее введена должность участкового техника-лесовода. Все это способствовало повышению эффективности охраны лесов и в конечном итоге снижению горимости лесов.

В годы деятельности Главлесоохраны был принят ряд законодательных актов и проведены крупные мероприятия по развитию форм наземной и авиационной охраны лесов. Так, новой организационной формой борьбы с лесными пожарами явилось создание пожарно-химических станций, а противопожарное устройство лесов стало проводиться на основе соответствующих планов.

В послевоенный восстановительный период не раз рассматривались вопросы борьбы с лесными пожарами. Был принят ряд постановлений по вопросам охраны, а в 1949 г. разработаны «Правила пожарной безопасности в лесах СССР», впервые определившие четкие требования пожарной безопасности ко всем гражданам, находящимся в лесу, а также к лесозаготовительным и другим предприятиям, работающим на лесной территории. Эти правила сыграли большую роль в укреплении противопожарной дисциплины и предупреждении лесных пожаров.

В настоящее время вся территория гослесфонда разделена на районы активной наземной и авиационной охраны лесов за исключением защитных полос притундровых лесов, наиболее удаленных лесных районов Сибири и Дальнего Востока и труднодоступных горных лесов. Основой разделения территории служили хозяйственная освоенность районов (главным образом густота дорожной сети) и технические возможности наземной и авиационной охраны лесов.


Наземная охрана может быть эффективна при условии, если доставка сил и средств к местам лесных пожаров будет обеспечена не позже чем через 2 ч после его обнаружения. Это условие можно выполнить, если протяженность дорожной сети на охраняемой территории будет не менее 1 км на 1000 га.

В настоящее время наземная охрана лесов осуществляется на площади 270 млн. га, и по мере вовлечения новых лесных районов в интенсивное лесное хозяйство она непрерывно увеличивается.

Предприятиями лесного хозяйства и фондодержателями ежегодно выполняются мероприятия по ограничению распространения возможных пожаров на охраняемой территории: устройство противопожарных разрывов и барьеров, прокладка минерализованных полос и уход за ними, уборка валежа и хлама и т. д. Достаточно отметить, что только создание минерализованных полос и канав, а также их подновление в 1976 г. достигло почти 1 млн. км.

Если раньше эту операцию выполняли в основном тракторными плутами, то в настоящее время все шире применяют принципиально новое орудие — фрезерный полосопрокладыватель ПФ-1. При тех же энергетических затратах полоса, созданная с помощью этого полосопрокладывателя, получается в 2—3 раза шире, чем проложенная плутом, а травмирование корневой системы снижается в несколько раз.

Значительные объемы предупредительных мероприятий связаны с большими затратами труда и средств, поэтому их необходимо научно и экономически обосновывать. Некоторые из действующих в настоящее время нормативов, например ширина противопожарных разрывов, густота сети противопожарных минерализованных полос, протяженность дорог противопожарного назначения и др., установлены исходя из практики 30-х годов, когда эффективные средства тушения пожаров почти отсутствовали. Накопленные наукой и практикой знания о природе лесных пожаров позволяют не только уточнить эти нормативы, но и судить об эффективности как отдельного противопожарного мероприятия, так и всей системы в целом.

Одним из основных критериев успешного функционирования охраны лесов является своевременное обнаружение лесных пожаров, т. е. начальной стадии их возникновения и развития.

Обнаружение лесных пожаров в зоне наземной охраны лесов в основном осуществляется при патрулировании лесной охраны по дорогам, тропам, особенно в местах, наиболее посещаемых людьми. В качестве технических средств при патрулировании используются мотоциклы, мопеды, автомобили, а при патрулировании вдоль береговой линии рек и озер — моторные лодки и катера.


В малоосвоенных районах, где сеть дорог в лесу еще недостаточна, в помощь наземному обнаружению ведется авпапатрулирование.

Несмотря на ограниченный обзор при наземном патрулировании и его периодичность, эффективность этого мероприятия очень высока, так как около 70% пожаров в зоне наземной охраны лесов возникает в полосе вдоль дорог, а совмещение функций обнаружения и ликвидации пожаров патрулем позволяет ликвидировать загорания на предельно малых площадях. Возникающие в стороне от дорог, внутри лесного массива, пожары могут остаться незамеченными.

Принято считать, что наиболее эффективной системой обнаружения пожаров является та, при которой функции обнаружения выполняет дозорно-сторожевая служба, использующая сеть пожарно-наблюдательных вышек, пожарно-наблюдательных мачт или специальных наблюдательных пунктов, оснащенных средствами связи. В данном случае обеспечивается непрерывность наблюдения за лесом и, следовательно, своевременность обнаружения всех пожаров.

Несмотря на кажущуюся эффективность, этот способ обнаружения не нашел широкого распространения по двум причинам. Первая — это необходимая приуроченность строительства наблюдательных пунктов вблизи населенных пунктов, часто вне пределов лесных массивов; вторая — трудности с подбором сезонных наблюдателей, не страдающих высотобоязнью. Кроме того, несмотря на кажущуюся простоту, труд наблюдателя весьма утомителен из-за своего однообразия и отсутствия элементарного комфорта на рабочем месте (вышке или мачте).

Попытки решить эту проблему привели к созданию специальных телевизионных установок с радиусом уверенного обнаружения 12—15 км.

Приемно-передающая камера монтируется на верхней площадке вышки или мачты, а телеэкран, по которому ведется наблюдение за лесом, устанавливается в конторе лесничества или лесхоза. Управление поворотом камеры и смена светофильтров для увеличения оптического контраста между дымом лесного пожара и фоном (небом или пологом леса) осуществляется дистанционно с пульта оператора. Дальнейшее совершенствование телевизионного метода обнаружения пожаров заключается в создании системы из нескольких автономных телекамер, устанавливаемых на всей площади лесхоза или крупного лесничества и управляемых дистанционно по радиоканалу из одного диспетчерского пункта.