Файл: Организация и проведение соревнований по лыжному спорту.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 692
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
комфортабельных условий проживания и питания, транспортировки до места проведения соревнования и обратно, а также учебных условий во время возможных перерывов между этапами.
В.М. Асмолов (автор книги "Организация и проведение массовых соревнований"): считает, что при организации соревнований по лыжному спорту не менее важным явется привлечение как можно большего количества участников из разных групп населения, включая людей с ограниченными возможностями, ветеранов и детей. Для этого необходимо проводить массовые мероприятия, включая занятия по скандиной ходьбе, организацию мастер-классов и спортивных фестивалей.
Кроме того, все авторы сходятся во мнении, что организация и проведение соревнований по лыжному спорту требует профессиональной подготовки ответственных лиц, которые грамотно и качественно могут решать возникающие вопросы, а также учитывать множество факторов влияющих на различные аспекты мероприятия.
Выбор и подготовка современных трасс гонок и слалома требует много времени и труда. Поэтому начинать это лучше летом -удобнее провести расчистку намеченных трасс слалома от кустарника, камней и пней, выровнять глубокие ямы и канавы. Для усложнения трассы можно оставить некоторые неровности и небольшие бугры. Желательно привлекать к работе лыжников во время летних и осенних тренировок на местности.
Выбором трасс для гонок руководит будущий начальник дистанции. Он должен сочетать в себе качества опытного лыжника и судьи, хорошо знать местность. Трудность трассы должна соответствовать спортивной квалификации участников, причем самая сложная трасса должна быть не опасной. Трассу точно промеряют.
Все дистанции начинаются в стартовом городке, расположенном вблизи места размещения участников. Если нет постоянного специально оборудованного городка, то необходимо подобрать ровную площадку, по возможности закрытую от ветра: длиной 100-150 метров, шириной 50-60 метров. Такие размеры позволяют проложить три стартовые и три финишные лыжни и давать одновременный старт 25-30 участникам эстафет.
Для поддержания порядка и удобства работы судей стартовый городок ограждают канатами. Его оформляют флагами, спортивными знаменами, лозунгами. У входа в городок желательно поставить контроллеров, которые пропускали бы лишь очередных стартующих участников и судей. Коридоры, по которым проходят лыжни, ограждают флагами на древках метровой высоты--на них можно натянуть бечевку с маленькими флажками.
На линии старта и финиша устанавливают стойки с плакатами «СТАРТ» и «ФИНИШ». Перед началом соревнований на стойках «СТАРТ» навешивают фанерные щитки размером 50Х30 см с четкими надписями, например: «Старт женщин- 5 км», «Старт мужчин-30 км», «Старт юношей- 10 км». Перед линией старта, ближе к выходу, устанавливают постоянную или переносную отопляемую будку с окнами на три стороны, позволяющие информатору наблюдать за положением во всех коридорах. В этой же будке располагается секретариат, который обрабатывает материалы, поступившие с финиша. Расположение мест старта и финиша внутри городка зависит от формы и направления дистанций, необходимости перехода участников с одного круга на другой. Дистанция может иметь форму круга или овала. Либо составляться из нескольких петель. При сравнительно ограниченной площади для прокладки дистанции малый круг может проходить внутри большого или даже два круга- средний и малый--внутри большого. Тогда при наличии шести коридоров, считая слева направо, можно будет расположить старты и финиши следующим образом:
1. Большой круг 15 км (мужчины)- старт- первая дорожка, финиш- шестая
2 Круг 5 км (женщины)- старт- третья дорожка, финиш- четвертая
3 Круг 10 км (юноши)-старт-вторая дорожка, финиш-пятая.
Все старты-на левой половине городка, все финиши-на правой. Участники идут по своему кругу один раз, что позволяет свободно давать старт любому количеству спортсменов.
Простейшая форма трассы, удобная для проведения небольших соревнований (внутри цеха, внутриклассных состязаний в школе), - прямая дистанция с одним поворотом и возвращением по параллельной лыжне. Дистанцию промеряют в одном направлении; обслуживает ее один контроллер.
Приступая к подготовке дистанций, начальник трассы знакомится с районом соревнований по карте и на местности. Затем, составив наметки расположения отдельных кругов, промеряют трассу, избегая пересечения или чрезмерного сближения отдельных дистанций, проезжих дорог, мест, где может выступить вода (болото, ручьи). Измерения проводят стальным тросом или мягким телефонным проводом длиной 50 м. Иногда дистанциомер, но его можно применять лишь на подготовленной, достаточно плотной лыжне. Промерять трассу можно вдвоем или втроем. Начальник дистанции идет впереди, руководствуясь намеченными им ориентирами.
Промер начинают с линии старта. Измерительный тросс прикрепляют к нижнему концу лыжной палки идущего первым лыжника. Двигаясь во лыжне, прокладываемой начальником дистанции, он останавливается по сигналу идущего сзади, когда трос полностью натянется. На уровне переднего конца троса сбоку от лыжни он делает зарубку на снегу, втыкает флажок разметки и пишет на снегу цифру «1». Движение продолжается. Идущий сзади лыжник, дойди до отметки «1», снова подает сигнал и идущий первым опять делает зарубку и пишет цифру. Пройдя 20 отрезков лыжни, ставят особую отметку, означающую конец первого километра. На месте таких отметок во время соревнований размещают указатели километража, которые показывают, сколько километров пройдено [9].
Промеряя трассу, начальник выбирает места для расстановки контролеров, пунктов питания и медицинской помощи, расположения связистов с полевыми телефонами или рациями. Намечают схему возможной эвакуации пострадавших лыжников.
Контролеров расставляют в местах, по возможности укрытых от ветра, на дальних концах петель дистанции, в местах больших скоплений лыжников. Контролер обязан не только записывать номера проходящих лыжников, но и поддерживать порядок на определенном участке лыжни, наблюдать за сохранностью разметки, оказывать первую помощь пострадавшим участникам. В помощь контролерам можно назначить так называемых скользящих контролеров и общественные патрули[9].
Параллельно двум размеченным лыжням метрах в трех-четырех от них хорошо проложить третью лыжню, поставив на ней указатели «Лыжня для зрителей». Подготовка такой лыжни несомненно создает дополнительные хлопоты. Однако «гуляющие» лыжники на дистанции стали настоящим бедствием. Желание зрителей наблюдать за соревнованиями на разных участках дистанции вполне естественно. Прокладка специальной лыжни для них -это в определенной степени выход из положения.
Может оказать, что промеренный круг длиннее или короче, чем намечалось. Тогда от какой-либо километровой отметки изменяют длину ближайшей петли. Затем соответственно передвигают другие указатели километров.
О промерах всех дистанций нужно составить акт за подписью начальника трасс. Во время соревнований его в увеличенном виде вывешивают на большом щите. Схемы дистанций на большом щите желательно рисовать разными цветами, а трассы обозначать цветными цифрами, соответствующими разметке данных дистанций. Рядом со схемой желательно вывесить профили всех трасс. На них наносят в соответствующем масштабе длину всех отрезков равнины, подъемов и спусков с указанием крутизны. Эти данные начальник дистанции определяет во время промера. Крутизна склона измеряется с помощью угломера, состоящего из самодельного транспортира с отвесом. Все результаты измерений наносят на миллиметровую бумагу, сохраняя соответствующий масштаб.
За два-три дня до начала соревнований готовят лыжню. Лучше делать это с помощью специальной машины, если ее нет, то к подготовке привлекают достаточное число опытных лыжников. Если снег глубокий и рыхлый, то для уплотнения лыжни необходимо провести 15-20 человек. Рекомендуется утрамбовать и место упора палками. для этого группе лыжников придется пройти несколько впереди, а средняя колонна пройдет несколько сзади, чтобы привести лыжню в полный порядок. Таким же образом готовят и вторую лыжню. Склоны подъемов и спусков должны быть достаточно широкими, а снежный покров плотно утоптан.
Особенно уплотнены должны быть склоны спусков, где участникам придется выполнять повороты на скорости. Предварительная, не очень частая разметка может быть проведена за 2-3 дня до начала гонок, чтобы иногородние участники могли ознакомиться с дистанциями. Окончательная разметка делается утром в день соревнований. Выполняют ее контролеры вод руководством начальника трасс и его помощников. Каждый контролер получает нагрудный номер, фанерную доску с контрольными листами, запас разметки, несколько указателей километража и индивидуальный медицинский пакет.
Флажки разметки ставят в 1 м от лыжни с внутренней стороны трассы, а на поворотах - снаружи. Если трасс несколько, их размечают флажками разных, достаточно ярких цветов (красный, оранжевый, желтый, голубой). На флажках фабричного изготовления указывается длина дистанции -5, 10, 15, 30 и 50 км. На прямых участках, на открытых местах флажки ставят через 10-15 м, а в лесу при поворотах - чаще. Все лыжни, пересекающие трассу, отходящие от нее в сторону, засыпают снегом и затаптывают, перегораживают ветками деревьев. Перед опасными местами, крутыми спуска, неожиданными поворотами ставят специальные, заранее оговоренные знаки (большой флаг, круг желтого цвета). За 500 м до финиша устанавливают указатель Осталось 500 м.
Одновременно с контролерами на трассе занимают свои места связисты с полевыми телефонами или рациями. Целесообразнее всего располагать их у километровых указателей, чтобы информатор мог сообщить результаты, показанные участниками на отрезках 5, 10, 15, 20 км и т. д.
Вся подготовка трассы должна быть закончена с таким расчетом, чтобы начальник дистанции не позднее, чем за полчаса до первого старта, мог доложить главному судье о готовности [2].
Судейскую коллегию назначает президиум городской коллегии судей, при ведомственных соревнованиях - коллегия ведомства или ДСО, при соревнованиях коллектива физкультуры - судейская коллегия данной организации. На всесоюзные соревнования главный судья может быть назначен Всесоюзной коллегией судей или руководством всесоюзной организации, разыгрывающей свое первенство. Остальные судьи назначаются местной коллегией.
Численный состав судейской коллегии, проводящей соревнование, определяется масштабом соревнования, количеством видов лыжного спорта
, включенных в программу.
Главный судья, его заместители, главный секретарь, начальник дистанции гонок, начальник горнолыжных трасс приступают к работе с момента их назначения. Остальной состав включается в работу с первого заседания судейской коллегии с представителями участвующих организаций, разбора поступивших заявок и проведения жеребьевки. Главный секретарь подготавливает всю документацию к первому заседанию.
При проведении крупных соревнований, в программе которых несколько видов лыжного спорта, рекомендуется создавать главную судейскую коллегию. Сюда входят главный судья, главный секретарь, заместители главного судьи и главного секретаря по видам. Она руководит работой судейских коллегий по отдельным видам.
На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьевка. Жеребьевка может быть общей для всех участников или групповой, при которой спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов. Разбивает на группы авторитетная организация, например, тренерский совет или сами представители участвующих организаций. Очередность старта каждой из групп определяется главным судьей до начала жеребьевки, порядок же старта участников внутри групп выявляется жеребьевкой.
Проводить жеребьевку лучше всего, использую дополнительные карточки участников. Секретарь соревнований, проверив карточки на одну из дистанций и убедившись, что ни один из участников не пропущен, тщательно перемешивает их. Главный судья предлагает представителям выделить кого-либо для проведения жеребьевки или поручает одному из судей участвовать в жеребьевке. При групповой жеребьевке сначала выявляют порядок старта участников группы, стартующей первой.
Если в группе 30 человек, им достаются номера с 1 по 30. Идущие следом участники группы сильнейших получают номера с 31 и т.д. Во время жеребьевки в карточку каждого участника заносится доставшийся ему номер, а после нее - стартовое время спортсмена. В начале заседания объявляется порядок старта и интервал. При одиночном старте интервал 30 секунд, парами-1 мин. Второй вариант значительно облегчает работу секретариата и радиокомментатора при подсчете результатов. Карточка участника и финишные листки с порядком прихода участников и их результатами являются основными рабочими документами. В них запрещается вносить какие-либо исправления.
Судейская коллегия должна пользоваться бланками общепринятой формы, имеющейся в правилах соревнований.
В.М. Асмолов (автор книги "Организация и проведение массовых соревнований"): считает, что при организации соревнований по лыжному спорту не менее важным явется привлечение как можно большего количества участников из разных групп населения, включая людей с ограниченными возможностями, ветеранов и детей. Для этого необходимо проводить массовые мероприятия, включая занятия по скандиной ходьбе, организацию мастер-классов и спортивных фестивалей.
Кроме того, все авторы сходятся во мнении, что организация и проведение соревнований по лыжному спорту требует профессиональной подготовки ответственных лиц, которые грамотно и качественно могут решать возникающие вопросы, а также учитывать множество факторов влияющих на различные аспекты мероприятия.
1.4. Подготовка мест соревнований
Выбор и подготовка современных трасс гонок и слалома требует много времени и труда. Поэтому начинать это лучше летом -удобнее провести расчистку намеченных трасс слалома от кустарника, камней и пней, выровнять глубокие ямы и канавы. Для усложнения трассы можно оставить некоторые неровности и небольшие бугры. Желательно привлекать к работе лыжников во время летних и осенних тренировок на местности.
Выбором трасс для гонок руководит будущий начальник дистанции. Он должен сочетать в себе качества опытного лыжника и судьи, хорошо знать местность. Трудность трассы должна соответствовать спортивной квалификации участников, причем самая сложная трасса должна быть не опасной. Трассу точно промеряют.
Все дистанции начинаются в стартовом городке, расположенном вблизи места размещения участников. Если нет постоянного специально оборудованного городка, то необходимо подобрать ровную площадку, по возможности закрытую от ветра: длиной 100-150 метров, шириной 50-60 метров. Такие размеры позволяют проложить три стартовые и три финишные лыжни и давать одновременный старт 25-30 участникам эстафет.
Для поддержания порядка и удобства работы судей стартовый городок ограждают канатами. Его оформляют флагами, спортивными знаменами, лозунгами. У входа в городок желательно поставить контроллеров, которые пропускали бы лишь очередных стартующих участников и судей. Коридоры, по которым проходят лыжни, ограждают флагами на древках метровой высоты--на них можно натянуть бечевку с маленькими флажками.
На линии старта и финиша устанавливают стойки с плакатами «СТАРТ» и «ФИНИШ». Перед началом соревнований на стойках «СТАРТ» навешивают фанерные щитки размером 50Х30 см с четкими надписями, например: «Старт женщин- 5 км», «Старт мужчин-30 км», «Старт юношей- 10 км». Перед линией старта, ближе к выходу, устанавливают постоянную или переносную отопляемую будку с окнами на три стороны, позволяющие информатору наблюдать за положением во всех коридорах. В этой же будке располагается секретариат, который обрабатывает материалы, поступившие с финиша. Расположение мест старта и финиша внутри городка зависит от формы и направления дистанций, необходимости перехода участников с одного круга на другой. Дистанция может иметь форму круга или овала. Либо составляться из нескольких петель. При сравнительно ограниченной площади для прокладки дистанции малый круг может проходить внутри большого или даже два круга- средний и малый--внутри большого. Тогда при наличии шести коридоров, считая слева направо, можно будет расположить старты и финиши следующим образом:
1. Большой круг 15 км (мужчины)- старт- первая дорожка, финиш- шестая
2 Круг 5 км (женщины)- старт- третья дорожка, финиш- четвертая
3 Круг 10 км (юноши)-старт-вторая дорожка, финиш-пятая.
Все старты-на левой половине городка, все финиши-на правой. Участники идут по своему кругу один раз, что позволяет свободно давать старт любому количеству спортсменов.
Простейшая форма трассы, удобная для проведения небольших соревнований (внутри цеха, внутриклассных состязаний в школе), - прямая дистанция с одним поворотом и возвращением по параллельной лыжне. Дистанцию промеряют в одном направлении; обслуживает ее один контроллер.
Приступая к подготовке дистанций, начальник трассы знакомится с районом соревнований по карте и на местности. Затем, составив наметки расположения отдельных кругов, промеряют трассу, избегая пересечения или чрезмерного сближения отдельных дистанций, проезжих дорог, мест, где может выступить вода (болото, ручьи). Измерения проводят стальным тросом или мягким телефонным проводом длиной 50 м. Иногда дистанциомер, но его можно применять лишь на подготовленной, достаточно плотной лыжне. Промерять трассу можно вдвоем или втроем. Начальник дистанции идет впереди, руководствуясь намеченными им ориентирами.
Промер начинают с линии старта. Измерительный тросс прикрепляют к нижнему концу лыжной палки идущего первым лыжника. Двигаясь во лыжне, прокладываемой начальником дистанции, он останавливается по сигналу идущего сзади, когда трос полностью натянется. На уровне переднего конца троса сбоку от лыжни он делает зарубку на снегу, втыкает флажок разметки и пишет на снегу цифру «1». Движение продолжается. Идущий сзади лыжник, дойди до отметки «1», снова подает сигнал и идущий первым опять делает зарубку и пишет цифру. Пройдя 20 отрезков лыжни, ставят особую отметку, означающую конец первого километра. На месте таких отметок во время соревнований размещают указатели километража, которые показывают, сколько километров пройдено [9].
Промеряя трассу, начальник выбирает места для расстановки контролеров, пунктов питания и медицинской помощи, расположения связистов с полевыми телефонами или рациями. Намечают схему возможной эвакуации пострадавших лыжников.
Контролеров расставляют в местах, по возможности укрытых от ветра, на дальних концах петель дистанции, в местах больших скоплений лыжников. Контролер обязан не только записывать номера проходящих лыжников, но и поддерживать порядок на определенном участке лыжни, наблюдать за сохранностью разметки, оказывать первую помощь пострадавшим участникам. В помощь контролерам можно назначить так называемых скользящих контролеров и общественные патрули[9].
Параллельно двум размеченным лыжням метрах в трех-четырех от них хорошо проложить третью лыжню, поставив на ней указатели «Лыжня для зрителей». Подготовка такой лыжни несомненно создает дополнительные хлопоты. Однако «гуляющие» лыжники на дистанции стали настоящим бедствием. Желание зрителей наблюдать за соревнованиями на разных участках дистанции вполне естественно. Прокладка специальной лыжни для них -это в определенной степени выход из положения.
Может оказать, что промеренный круг длиннее или короче, чем намечалось. Тогда от какой-либо километровой отметки изменяют длину ближайшей петли. Затем соответственно передвигают другие указатели километров.
О промерах всех дистанций нужно составить акт за подписью начальника трасс. Во время соревнований его в увеличенном виде вывешивают на большом щите. Схемы дистанций на большом щите желательно рисовать разными цветами, а трассы обозначать цветными цифрами, соответствующими разметке данных дистанций. Рядом со схемой желательно вывесить профили всех трасс. На них наносят в соответствующем масштабе длину всех отрезков равнины, подъемов и спусков с указанием крутизны. Эти данные начальник дистанции определяет во время промера. Крутизна склона измеряется с помощью угломера, состоящего из самодельного транспортира с отвесом. Все результаты измерений наносят на миллиметровую бумагу, сохраняя соответствующий масштаб.
За два-три дня до начала соревнований готовят лыжню. Лучше делать это с помощью специальной машины, если ее нет, то к подготовке привлекают достаточное число опытных лыжников. Если снег глубокий и рыхлый, то для уплотнения лыжни необходимо провести 15-20 человек. Рекомендуется утрамбовать и место упора палками. для этого группе лыжников придется пройти несколько впереди, а средняя колонна пройдет несколько сзади, чтобы привести лыжню в полный порядок. Таким же образом готовят и вторую лыжню. Склоны подъемов и спусков должны быть достаточно широкими, а снежный покров плотно утоптан.
Особенно уплотнены должны быть склоны спусков, где участникам придется выполнять повороты на скорости. Предварительная, не очень частая разметка может быть проведена за 2-3 дня до начала гонок, чтобы иногородние участники могли ознакомиться с дистанциями. Окончательная разметка делается утром в день соревнований. Выполняют ее контролеры вод руководством начальника трасс и его помощников. Каждый контролер получает нагрудный номер, фанерную доску с контрольными листами, запас разметки, несколько указателей километража и индивидуальный медицинский пакет.
Флажки разметки ставят в 1 м от лыжни с внутренней стороны трассы, а на поворотах - снаружи. Если трасс несколько, их размечают флажками разных, достаточно ярких цветов (красный, оранжевый, желтый, голубой). На флажках фабричного изготовления указывается длина дистанции -5, 10, 15, 30 и 50 км. На прямых участках, на открытых местах флажки ставят через 10-15 м, а в лесу при поворотах - чаще. Все лыжни, пересекающие трассу, отходящие от нее в сторону, засыпают снегом и затаптывают, перегораживают ветками деревьев. Перед опасными местами, крутыми спуска, неожиданными поворотами ставят специальные, заранее оговоренные знаки (большой флаг, круг желтого цвета). За 500 м до финиша устанавливают указатель Осталось 500 м.
Одновременно с контролерами на трассе занимают свои места связисты с полевыми телефонами или рациями. Целесообразнее всего располагать их у километровых указателей, чтобы информатор мог сообщить результаты, показанные участниками на отрезках 5, 10, 15, 20 км и т. д.
Вся подготовка трассы должна быть закончена с таким расчетом, чтобы начальник дистанции не позднее, чем за полчаса до первого старта, мог доложить главному судье о готовности [2].
1.5. Работа судейской коллегии
Судейскую коллегию назначает президиум городской коллегии судей, при ведомственных соревнованиях - коллегия ведомства или ДСО, при соревнованиях коллектива физкультуры - судейская коллегия данной организации. На всесоюзные соревнования главный судья может быть назначен Всесоюзной коллегией судей или руководством всесоюзной организации, разыгрывающей свое первенство. Остальные судьи назначаются местной коллегией.
Численный состав судейской коллегии, проводящей соревнование, определяется масштабом соревнования, количеством видов лыжного спорта
, включенных в программу.
Главный судья, его заместители, главный секретарь, начальник дистанции гонок, начальник горнолыжных трасс приступают к работе с момента их назначения. Остальной состав включается в работу с первого заседания судейской коллегии с представителями участвующих организаций, разбора поступивших заявок и проведения жеребьевки. Главный секретарь подготавливает всю документацию к первому заседанию.
При проведении крупных соревнований, в программе которых несколько видов лыжного спорта, рекомендуется создавать главную судейскую коллегию. Сюда входят главный судья, главный секретарь, заместители главного судьи и главного секретаря по видам. Она руководит работой судейских коллегий по отдельным видам.
На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьевка. Жеребьевка может быть общей для всех участников или групповой, при которой спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов. Разбивает на группы авторитетная организация, например, тренерский совет или сами представители участвующих организаций. Очередность старта каждой из групп определяется главным судьей до начала жеребьевки, порядок же старта участников внутри групп выявляется жеребьевкой.
Проводить жеребьевку лучше всего, использую дополнительные карточки участников. Секретарь соревнований, проверив карточки на одну из дистанций и убедившись, что ни один из участников не пропущен, тщательно перемешивает их. Главный судья предлагает представителям выделить кого-либо для проведения жеребьевки или поручает одному из судей участвовать в жеребьевке. При групповой жеребьевке сначала выявляют порядок старта участников группы, стартующей первой.
Если в группе 30 человек, им достаются номера с 1 по 30. Идущие следом участники группы сильнейших получают номера с 31 и т.д. Во время жеребьевки в карточку каждого участника заносится доставшийся ему номер, а после нее - стартовое время спортсмена. В начале заседания объявляется порядок старта и интервал. При одиночном старте интервал 30 секунд, парами-1 мин. Второй вариант значительно облегчает работу секретариата и радиокомментатора при подсчете результатов. Карточка участника и финишные листки с порядком прихода участников и их результатами являются основными рабочими документами. В них запрещается вносить какие-либо исправления.
Судейская коллегия должна пользоваться бланками общепринятой формы, имеющейся в правилах соревнований.