Файл: Специфика советского фольклора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СПЕЦИФИКА СОВЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Понятие «фольклор в советскую эпоху» (или «современный фольклор») включает в себя все фольклорные произведения, бытующие в народе, а в понятие «советский фольклор» входят лишь произведения, созданные в советское время.
В советское время продолжают жить, обнаруживают довольно хорошую сохранность те традиционные фольклорные жанры и их конкретные произведения, которые в той или иной мере еще отвечают современным идейно-эстетическим потребностям советского народа; и наоборот, постепенно уходят из бытования жанры, не отвечающие этим потребностям, а иногда и прямо вступающие в противоречие с новым мировоззрением советского человека.
Жанр былины заметно угасал уже в эпоху капитализма. Эта тенденция еще более дала о себе знать в пооктябрьское время, хотя в ряде мест былина некоторое время еще продолжала жить. Экспедиции 20-х годов показали, что в северных районах в это время еще сохранилась живая традиция исполнения былин. Фольклористы обнаружили немало замечательных сказителей, обладающих значительным репертуаром. Так, от Г. А. Якушева было записано 37 былинных текстов, от Ф. А. Конашкова — 19, от А. Т. Артемьевой—18, от Н. С. Богдановой-Зиновьевой — 10, от И. И. Рябинина-Андреева —6. Вместе с тем в 20-е и 30-е годы собиратели и исследователи уже и в этих районах отмечают признаки угасания жизни былин, что проявилось в следующем: 1) заметно понизился интерес слушателей к былинам; 2) уменьшился круг сказителей; 3) значительно сократился их репертуар; большинство сказителей в это время знали лишь по 1—2 былине.
Эта тенденция еще более проявляется в последующие десятилетия. В послевоенное время жанр былины неуклонно идет к своему полному вымиранию. (Э. В. Померанцева) «Тексты послевоенного времени заставляют говорить уже не о деградации эпоса, а об его умирании».
Более жизненным в советских условиях оказался жанр сказки. В 20-е годы было записано более 2000 сказочных текстов. Были записаны сказки волшебные, социально-бытовые и сказки о животных. Многие из записанных сказок отличались хорошей сохранностью. Во время Великой Отечественной войны было отмечено исполнение народных сказок не только в тылу, но и на фронте.

Более или менее полноценной творческой жизнью народная сказка в настоящее время живет лишь в немногих отдаленных районах Севера. В большинстве же центральных и южных районов страны отмечается ослабление и затухание сказочной традиции, наблюдаются явления, которые ранее были характерны для умирающего жанра былин.
Несравненно меньшее распространение, чем сказка, в советское время получили предания, легенды и другие жанры несказочной прозы. Традиции исполнения этих жанров оказались более или менее жизненными главным образом на Урале и в Сибири.
Окончательно выходят из бытования народные драмы.В настоящее время текст народных драм с трудом припоминают лишь немногие лица, когда-то принимавшие участие в их разыгрывании.
Таким образом, в жизни традиционных эпических и драматических жанров в советское время отмечаются явления угасания. Что же касается жанров традиционной песенной лирики, то их судьбы сложились иначе. Одни жанры угасали и выходили из употребления, другие продолжали активно бытовать, а третьи даже получили дальнейшее развитие.
Как мы знаем, из русских народных песен самыми древними являются обрядовые календарные песни (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, троицкие и др.). Постепенно они отмирают, а вместе с ними выходят из употребления и сопровождающие их песни. Утратив свои первоначальные магические функции, некоторые календарные песни в отдельных случаях бытовали как песни свадебные, хороводные, детские, а потом и совсем вышли из употребления.
В связи с постепенным отмиранием свадебного обряда переставали бытовать и многие сопровождающие его песни. Однако некоторые свадебные песни исполняются и до сих пор. Во многих районах страны советскими фольклористами были записаны величальные песни. В целом свадебный обряд до нас не дошел, но свадьба и в наши дни —это праздник, веселье; осталась такая часть обряда, как свадебное застолье с его традицией поздравлять, величать молодых.

Значительно большую жизненность в советское время обнаружили различные необрядовые лирические песни. Так, например, во многих местах в пооктябрьское время были записаны такие необрядовые любовные песни

, («Молодка, молодка молоденькая») Нередко исполнялись песни и о семейной жизни(«Из-за лесу, лесу темного»).Все эти песни высокопоэтичны. Они несут в себе высокие идеи гуманизма, благородства, верности в любви и дружбе. Их отличает богатство выражаемых чувств и эмоций.
Во время Великой Отечественной войны нередко звучали песни, в которых рассказывалось о разлуке девушки с милым — солдатом, о ее письме любимому, песни, в которых говорилось о получении известия о гибели мужа, о том, как шумит сосна над убитым молодцем. Все это песни грустного лирического содержания.
В советское время бытуют также некоторые традиционные шуточные, плясовые, хороводные и игровые песни. Советских людей привлекают в этих песнях бодрые интонации, жизнерадостность содержания.
В послеоктябрьское время, особенно в первые годы Советской власти, среди некоторой части населения были распространены городские песни, или так называемые «мещанские романсы». Это «жестокие романсы» о разбитом сердце.