Файл: 1. Понятие о психологии воспитания Воспитание, наряду с обучением, является основным предметом изучения педагогической науки.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные направления в психологии личности: 1) Глубинная психология личности-Психоанализ З. Фрейда; Индивидуальная психология А. Адлера; Гуманистический психоанализ Э. Фромма; Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни; Аналитическая теория личности К. Г. Юнга; Эго-психоанализ Э. Эриксона; Трансакционный анализ Э. Берна; Гуманистическая психология- Гуманистическая теория личности А. Маслоу; Человеко-центрированный подход К. Роджерса; Экзистенциальная психология- Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса; Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.; Логотерапия В. Франкла; Экзистенциальный анализ А. Лэнгле; Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности-Теория личностных конструктов Дж. Келли; Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры; Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер; Бихевиориальная психология; Теория оперантного научения Б. Скиннера; Диспозициональное направление в теории личности-Диспозициональная теория личности Г. Олпорта; Структурная теория черт личности Р. Кэттелла; Психопатология личности; Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса; Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда; Патопсихология личности Б. В. Зейгарник; Клиническая психология личности П.С. Гуревич.
17. Практика, консультирование, кейс-методы
Кейс – технологии представляют собой методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций из практики профессиональной деятельности. В результате анализа ситуаций у студентов формируются и развиваются профессиональные компетенции, необходимые для успешного выполнения этой деятельности.
По словам И.В.Гладких, кейс-метод ориентирован не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на развитие способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации. Это позволяет не только научиться анализировать причинно-следственные связи, но и создавать готовый результат, нацеленный на будущее.[7]
В учебном процессе кейсы позволяют на реальных примерах «окунуться» в профессиональную среду: провести анализ ситуации (всех определяющих ее факторов), предложить возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.
Кейс методы сочетаются с различными методами обучения. Например:
Группы учебных кейсов (по И.В.Гладких):
-
Иллюстративные (описательные) – профессионально изложенные практические примеры. Они наглядно демонстрируют конкретные положения теории, удачные решения, примеры из бизнеса или практики деятельности и т.п. -
«Традиционные» учебные кейсы, ориентированные на поиск решения – предназначены для проведения обсуждений, самостоятельного анализа проблемы и поиска решения. Среди них выделяют:
а) Аналитические кейсы – они направлены на развитие навыков решения аналитических задач и анализа
б) Кейсы, направленные на принятие управленческих решений –содержат в себе вызов, требуют развернутого обсуждения, всестороннего анализа и оценки с целью принятия оптимального для данной ситуации решения.
Кейсы этого типа могут послужить основой для конструирования дискуссии, мозгового штурма (и, соответственно, модерации как управления дискуссией и мозговым штурмом), деловой (ролевой) игры, социально-психологического тренинга (или одного фрагмента этого тренинга).
Также можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
задачи:
-
Активизировать имеющиеся знания для решения конкретной практической ситуации профессиональной деятельности; -
Развитие умений работы с информацией (оценки, систематизации и применения информации); -
Формирование диалектического мышления (умения анализировать разные, противоречивые стороны явления), а также умения диагностировать ситуацию и прогнозировать возможные варианты ее развития; -
Развитие коммуникативной компетентности (умения донести информацию, убеждать, дискутировать, слушать и слышать других людей); -
Развитие как рационального, так и творческого мышления (умения формулировать неожиданные гипотезы и учиться подтверждать их, находя оригинальные решения); -
Формирование умений работать в команде.
Технология создания кейсов
-
Определение цели создания кейса. -
Проведение работы по поиску источников (интернет-сайты, публикации в печати, конкретные случаи из профессиональной деятельности) -
Написание кейса (подбор и компоновка материала, выделение проблемной ситуации, стимулирующей интеллектуальный поиск обучающихся). -
Апробация кейса в аудитории и в профессиональном сообществе коллег (своего рода проверка: насколько он интересен, вызывает ли дискуссию, стимулирует ли соответствующую активность в виде поиска вариантов) -
Коррекция кейса с учетом замечаний (если таковая требуется). -
Подготовка методических рекомендаций для преподавателей по использованию кейса.
Структура кейса
-
Аннотация – общее описание кейса. ключевая идея кейса (проблема, подлежащая обсуждению), обучающие цели и целевая аудитория. -
Текст кейса – его сюжетная структура. Она должна быть выполнена так, чтобы увлечь обучающихся. В тексте излагается сама проблема и определяется круг вопросов, которые следует решить. Если персонажем кейса является какое-то конкретное лицо, то его следует указать. -
Приложения – например, в виде таблиц, статистического материала, исторических справок, картинок, - если это является необходимым для уточнения каких-либо деталей. -
Вопросы для обсуждения – набор заданий по исследованию ситуации, заявленной в кейсе. -
Методические рекомендации для преподавателей по работе с кейсом – обязательная часть кейса. Помочь преподавателю организовать работу с кейсом, раскрыть возможности его использования.
Методические рекомендации должны содержать три смысловые части:
-
Презентационная часть – кратко информирует о содержании, предназначении и возможностях использования учебного материала. В ней указываются:
-
аудитория, для которой предназначен кейс; -
учебные курсы (дисциплины) и их конкретные этапы (разделы, темы), предполагающие использование данного кейса; -
обучающие цели кейса – какие знания он формирует, какие умения и навыки развивает, решению каких профессиональных задач способствует; -
центральная проблема (проблемная ситуация) – ориентирует преподавателей, задает направление деятельности (поиска решений).
2) Методическая часть, которая включает в себя:
-
общие рекомендации по работе с кейсом (как лучше организовать работу, на что обратить внимание, общие направления организации обсуждения) -
перечень вопросов, рекомендуемых для обсуждения: обычно 4-6 ключевых вопросов); -
комментарии к вопросам для обсуждения с вариантами ответов -
анализ возможных вариантов поиска решений
3) Опыт работы с кейсом – (чему следует уделить особое внимание, как распределить время и т.п.)
4) Дополнительная информация – строго обязательной не является. Например, информация о компании, о развитии ее деятельности после описываемых событий, дополнительно рекомендуемая литература, раздаточные материалы, слайды и т.п.