Файл: 1. Понятие о психологии воспитания Воспитание, наряду с обучением, является основным предметом изучения педагогической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные направления в психологии личности: 1) Глубинная психология личности-Психоанализ З. ФрейдаИндивидуальная психология А. АдлераГуманистический психоанализ Э. ФроммаПсихоаналитическая теория невротических конфликтов К. ХорниАналитическая теория личности К. Г. ЮнгаЭго-психоанализ Э. ЭриксонаТрансакционный анализ Э. Берна; Гуманистическая психология- Гуманистическая теория личности А. МаслоуЧеловеко-центрированный подход К. Роджерса; Экзистенциальная психология- Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. БоссаАмериканская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.Логотерапия В. ФранклаЭкзистенциальный анализ А. Лэнгле; Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности-Теория личностных конструктов Дж. КеллиСоциально-когнитивная теория личности А.БандурыСоциально-когнитивная теория личности Дж. РоттерБихевиориальная психологияТеория оперантного научения Б. Скиннера; Диспозициональное направление в теории личности-Диспозициональная теория личности Г. ОлпортаСтруктурная теория черт личности Р. КэттеллаПсихопатология личностиТеория психопатологии душевной жизни К. ЯсперсаТеория личностных акцентуаций К. ЛеонгардаПатопсихология личности Б. В. ЗейгарникКлиническая психология личности П.С. Гуревич.

17. Практика, консультирование, кейс-методы
Кейс – технологии представляют собой методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций из практики профессиональной деятельности. В результате анализа ситуаций у студентов формируются и развиваются профессиональные компетенции, необходимые для успешного выполнения этой деятельности.

По словам И.В.Гладких, кейс-метод ориентирован не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на развитие способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации. Это позволяет не только научиться анализировать причинно-следственные связи, но и создавать готовый результат, нацеленный на будущее.[7]

В учебном процессе кейсы позволяют на реальных примерах «окунуться» в профессиональную среду: провести анализ ситуации (всех определяющих ее факторов), предложить возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.


Кейс методы сочетаются с различными методами обучения. Например:



Группы учебных кейсов (по И.В.Гладких):

  1. Иллюстративные (описательные) – профессионально изложенные практические примеры. Они наглядно демонстрируют конкретные положения теории, удачные решения, примеры из бизнеса или практики деятельности и т.п.

  2. «Традиционные» учебные кейсы, ориентированные на поиск решения – предназначены для проведения обсуждений, самостоятельного анализа проблемы и поиска решения. Среди них выделяют:

а) Аналитические кейсы – они направлены на развитие навыков решения аналитических задач и анализа

б) Кейсы, направленные на принятие управленческих решений –содержат в себе вызов, требуют развернутого обсуждения, всестороннего анализа и оценки с целью принятия оптимального для данной ситуации решения.

Кейсы этого типа могут послужить основой для конструирования дискуссии, мозгового штурма (и, соответственно, модерации как управления дискуссией и мозговым штурмом), деловой (ролевой) игры, социально-психологического тренинга (или одного фрагмента этого тренинга).

Также можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

задачи:

  • Активизировать имеющиеся знания для решения конкретной практической ситуации профессиональной деятельности;

  • Развитие умений работы с информацией (оценки, систематизации и применения информации);

  • Формирование диалектического мышления (умения анализировать разные, противоречивые стороны явления), а также умения диагностировать ситуацию и прогнозировать возможные варианты ее развития;

  • Развитие коммуникативной компетентности (умения донести информацию, убеждать, дискутировать, слушать и слышать других людей);

  • Развитие как рационального, так и творческого мышления (умения формулировать неожиданные гипотезы и учиться подтверждать их, находя оригинальные решения);

  • Формирование умений работать в команде.


Технология создания кейсов

  1. Определение цели создания кейса.

  2. Проведение работы по поиску источников (интернет-сайты, публикации в печати, конкретные случаи из профессиональной деятельности)

  3. Написание кейса (подбор и компоновка материала, выделение проблемной ситуации, стимулирующей интеллектуальный поиск обучающихся).

  4. Апробация кейса в аудитории и в профессиональном сообществе коллег (своего рода проверка: насколько он интересен, вызывает ли дискуссию, стимулирует ли соответствующую активность в виде поиска вариантов)

  5. Коррекция кейса с учетом замечаний (если таковая требуется).

  6. Подготовка методических рекомендаций для преподавателей по использованию кейса.

Структура кейса

    1. Аннотация – общее описание кейса. ключевая идея кейса (проблема, подлежащая обсуждению), обучающие цели и целевая аудитория.

    2. Текст кейса – его сюжетная структура. Она должна быть выполнена так, чтобы увлечь обучающихся. В тексте излагается сама проблема и определяется круг вопросов, которые следует решить. Если персонажем кейса является какое-то конкретное лицо, то его следует указать.

    3. Приложения – например, в виде таблиц, статистического материала, исторических справок, картинок, - если это является необходимым для уточнения каких-либо деталей.

    4. Вопросы для обсуждения – набор заданий по исследованию ситуации, заявленной в кейсе.

    5. Методические рекомендации для преподавателей по работе с кейсом – обязательная часть кейса. Помочь преподавателю организовать работу с кейсом, раскрыть возможности его использования.

Методические рекомендации должны содержать три смысловые части:

    1. Презентационная часть – кратко информирует о содержании, предназначении и возможностях использования учебного материала. В ней указываются:

  • аудитория, для которой предназначен кейс;

  • учебные курсы (дисциплины) и их конкретные этапы (разделы, темы), предполагающие использование данного кейса;

  • обучающие цели кейса – какие знания он формирует, какие умения и навыки развивает, решению каких профессиональных задач способствует;

  • центральная проблема (проблемная ситуация) – ориентирует преподавателей, задает направление деятельности (поиска решений).


2) Методическая часть, которая включает в себя:

  • общие рекомендации по работе с кейсом (как лучше организовать работу, на что обратить внимание, общие направления организации обсуждения)

  • перечень вопросов, рекомендуемых для обсуждения: обычно 4-6 ключевых вопросов);

  • комментарии к вопросам для обсуждения с вариантами ответов

  • анализ возможных вариантов поиска решений

3) Опыт работы с кейсом – (чему следует уделить особое внимание, как распределить время и т.п.)

4) Дополнительная информация – строго обязательной не является. Например, информация о компании, о развитии ее деятельности после описываемых событий, дополнительно рекомендуемая литература, раздаточные материалы, слайды и т.п.