Файл: Особенности решения и оформления задач в егэ по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финенко Валентина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 32 города Новочеркасска Ростовской области.

Особенности решения и оформления задач в ЕГЭ по биологии.

Предмет «биология» зачастую кажется многим очень простым. Пестики, тычинки… А на самом деле это более 500 сложнейших тем, которые связаны друг с другом. Для восприятия знаний нужно большое количество времени. И еще больше, чтобы научиться анализировать информацию, выстраивать логические взаимосвязи с уже известным, предлагать алгоритмы решений.

Не для кого не секрет, что ЕГЭ по биологии становится с каждым годом сложнее. Пятый год подряд он считается самым сложным экзаменом. Первоочередная задача учителей биологии состоит в том, чтобы помочь учащимся ориентироваться в большом количестве информации, вычленять главное, давать максимально точные, четкие и развернутые ответы.

Типовые экзаменационные варианты единого государственного экзамена по биологии под редакцией В.С. Рохлова в 2023-м году принесли нам ряд изменений задание 28 по молекулярной биологии. Здесь видим новые задания на определение рамки считывания и определение палиндрома, определение вторичной структуры молекулы т-РНК.

Если раньше в задачах по молекулярной биологии было указано какая из цепей транскрибируемая, а какая из цепей смысловая, то первый вариант сборника показывает, что такой установки задача не имеет. Следовательно, для решения задачи первоначально нужно будет ещё определить какая цепь транскрибируемая, а какая цепь смысловая и найти начало гена.

Вариант №1. Задача № 28. На определение рамки считывания.

По условию данной задачи ген имеет кодирующую и некодирующую области ДНК. Дана последовательность начала гена. Цепи ориентированы в направлении 5'- 3'. Необходимо определить последовательность аминокислот начала полипептида, если синтез начинается с аминокислоты Мет. Объяснить последовательность решения, используя таблицу генетического кода при обязательном указание направление цепей.

Решение.

  1. По условию синтез белка начинается с аминокислоты МЕТ. В и- РНК она кодируется только одним триплетом 5'- АУГ-3'. Следовательно, на транскрибируемой ДНК ей будет соответствовать триплет 3'- ТАЦ -5'.

  2. Из данного фрагмента ДНК мы определяем начало кодировки полипептида. В нижней цепи, ориентированной в направлении 3'- 5'такой триплет отсутствует. В верхней цепи, ориентированной в направлении 5'- 3' данный триплет имеется. Он начинается с 5 нуклеотида в направлении 3'- 5'. Рамка считывания начинается с 5 нуклеотида.

  3. Следовательно, в условии верхняя цепь- транскрибируемая, а нижняя – смысловая.


ДНК:

5'

-

Ц

Т

Ц

Т

А

Т

Г

А

Ц

Г

А

Т

Т

А

Ц

А

Ц

Г

Ц

Г

Т

Ц

-

3'

3'

-

Г

А

Г

А

Т

А

Ц

Т

Г

Ц

Т

А

А

Т

Г

Т

Г

Ц

Г

Ц

А

Г

-

5'



  1. И-РНК синтезируется на транскрибируемой ДНК по принципу комплементарности. Начало кодирующего гена- триплет 5'- АУГ-3'. Код аминокислот определяем, используя таблицу генетического кода =>

И- РНК:

5'

-

Ц

У

Ц

У

А

У

Г

А

Ц

Г

А

У

У

А

Ц

А

Ц

Г

Ц

Г

У

Ц

-

3'



















МЕТ -

ТРЕ -

ИЛЕ -

ТРЕ -

АРГ -

ВАЛ








Ответ. Последовательность аминокислот: МЕТ- ТРЕ- ИЛЕ- ТРЕ- АРГ- ВАЛ.

Вариант №22. Задача № 28. На определение палиндрома и вторичной структуры молекулы т- РНК.

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по и-РНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Все виды РНК синтезируется на ДНК-матрице. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки- палиндромы, благодаря которым могут образоваться вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т-РНК имеет следующую последовательность (нижняя цепь – матричная):

5'-ГААТТЦЦТГЦЦГААТТЦ-3'

3'-ЦТТААГГАЦГГЦТТААГ-5'

Установить нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли т-РНК. Определить аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудален от концов палиндрома.

Решение.

1.В первую очередь определим последовательность нуклеотидов центральной петли т-РНК. Как и все РНК она синтезируется по принципу комплементарности с транскрибируемой цепи ДНК (по условию это нижняя цепь) =>

Транскрибируемая ДНК: 3'- ЦТТААГГАЦГГЦТТААГ -5'

Центральная петля т- РНК: 5'- ГААУУЦЦУГЦЦГААУУЦ -3'
2. По условию антикодон равноудален от концов палиндрома, следовательно, начинаем соединять равноудаленные нуклеотиды попарно.























Ц




5'-

Г

А

А

У

У

Ц




У




I

I

I

I

I

I




Г

3'-

Ц

У

У

А

А

Г




Ц






















Ц






3. Определяем последовательность нуклеотидов антикодона: 5'- УГЦ - 3'

или 3' -ЦГУ -5'.

4. Антикодон т-РНК комплементарен кодону и-РНК 5'- ГЦА- 3', который кодирует аминокислоту АЛА => данная т- РНК будет переносить аминокислоту АЛА.
Ответ.

1. Последовательность нуклеотидов фрагмента т-РНК

5'- ГААУУЦЦУГЦЦГААУУЦ -3'

2. вторичная структура т-РНК






















Ц




5'-

Г

А

А

У

У

Ц




У




I

I

I

I

I

I




Г

3'-

Ц

У

У

А

А

Г




Ц






















Ц




3. Антикодон т- РНК 5'- УГЦ - 3' или 3' -ЦГУ -5' соответствует кодону и- РНК

5'- ГЦА- 3'.

4. Данная т- РНК будет переносить аминокислоту АЛА.

Генетические задачи тоже с каждым годом усложняются. Если раньше встречались преимущественно задачи на дигибридное аутосомное скрещивание, то сейчас преобладают задачи на сцепленное аутосомное наследование. В ЕГЭ 2021 появились задачи на сцепление генов в Х- хромосоме. В сборнике ФИПИ 2023 встречается также этот тип генетических задач. Кимы ЕГЭ 2022 содержали задачи на псевдоаутосомное наследование. Данные типы задач – одни из самых сложных.

Рассмотрим пример решения типовой задачи на сцепление генов в Х- хромосоме на примере задачи из сборника ФИПИ 2021 под редакцией В.С.Рохлова.

Вариант № 1. Задача № 28.

У человека между аллелями генов куриной слепоты и дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющие этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца- куриная слепота, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившиеся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок дальтоник.
Составьте схемы решения задачи, укажите генотипы и фенотипы родителей, генотипы, фенотипы, пол возможного потомство в двух браках. Возможно ли в первом браке рождения больного этими заболеваниями ребёнка. Ответ поясните.

Прежде всего, записываем, что нам дано, что необходимо определить и приступаем к решению.

Дано:

Куриная слепота








Кроссинговер происходит

Дальтонизм





Р: ♀ здоровая, не имеет заболеваний (у ее матери дальтонизм, у отца – куриная слепота)

♂ здоров

F 1 дочь здорова (моногомозиготна) х ♂ здоров

F2 дальтоник.

Определить:

  1. Схемы скрещивания

  2. Генотипы Р, F 1, F2

  3. Фенотипы Р, F 1, F2, пол

  4. Вероятность в первом браке рождения больного этими заболеваниями ребёнка.

Решение:

  1. По условию у человека между аллелями генов куриной слепоты и дальтонизма происходит кроссинговер. Эти признаки сцеплены с Х- хромосомой. Введем буквенные обозначения.

фенотип

ген

генотип

Здорова Д

ХD

ХD ХD ХD Хd ХDY

Дальтонизм

Хd

Хd Хd ХdY

Здорова КС

XA

XA XA XAXa XAY

Куриная слепота

Xa

Xa Xa XaY



  1. Определим генотипы родителей.

По условию родители женщины страдали данными заболеваниями. У матери был дальтонизм, а у отца- куриная слепота. Эти признаки рецессивные, значит своей дочери они передали гены этих заболеваний, и она дигетерозиготна.

от матери

от отца




Хd



XA

ХD
Xa

Ее генотип - ХdA ХDa