ВУЗ: Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 02.02.2019
Просмотров: 648
Скачиваний: 12
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ университет имЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА
кафедра ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ №1
Силлабус
Дисциплина: Детские болезни
Код дисциплины: DB 4304
Специальность: Общая медицина
Объем учебных часов: 297 (лекции 18ч, практические занятия 180, СРС 99)
Курс 4 семестр 7 (8)
Актобе 2012
Тематический план занятий
Тематический план лекций
№ |
Наименование темы лекций |
Кол-во часов |
1 |
Блок №1 Ведение в педиатрию. Программы ВОЗ и ЮНИСЕФ по снижению заболеваемости и смертности у детей. Программа ВОЗ по грудному вскармливанию. |
2 |
2 |
Особенности новорожденного ребенка. Доношенный и недоношенный ребенок. Гемолитическая болезнь новорожденных. Внутриутробные инфекции у детей. |
2 |
3 |
Хронические расстройства питания. |
2 |
4 |
Диагностика, лечение и профилактика заболеваний дыхательной системы с позиций доказательной медицины. |
2 |
5 |
Диагностика, лечение и профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы с позиций доказательной медицины. |
2 |
6 |
Диагностика, лечение и профилактика заболеваний пищеварительной системы с позиций доказательной медицины. |
2 |
7 |
Диагностика, лечение и профилактика заболеваний мочевыделительной с позиций доказательной медицины. |
2 |
8 |
Диагностика, лечение и профилактика заболеваний кроветворной и эндокринной систем с позиций доказательной медицины. |
2 |
9 |
Генные и хромосомные болезни у детей. |
2 |
|
Всего |
18 |
Тематический план практических занятий
№ |
Наименование темы занятия |
Кол-во часов |
1 |
Блок №2 Физиология и патология новорожденных и детей раннего возраста. Организация педиатрической помощи. |
6,0 |
2 |
Новорожденные. Доношенный ребенок. Недоношенный ребенок. Первичный патронаж новорожденных. |
6,0 |
3 |
Гнойно-септические заболевания периода новорожденности. Локализованные гнойные инфекции |
6,0 |
4 |
Белково-энергетическая недостаточность. |
6,0 |
5 |
Болезни, связанные с нарушением фосфорно-кальциевого обмена. |
6,0 |
1 |
Блок№3 Заболевания органов дыхания Бронхиты, бронхиолиты. Острая пневмония. Особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями. |
6,0 |
2 |
Хронические бронхолегочные заболевания. |
6,0 |
3 |
Аллергические заболевания верхних дыхательных путей. |
6,0 |
4 |
Бронхиальная астма. |
6,0 |
5 |
Синдром дыхательной недостаточности |
6,0 |
1 |
Блок №4 Заболевания сердечно-сосудистой системы. Врожденные пороки сердца. |
6,0 |
2 |
Ревматическая лихорадка. |
6,0 |
3 |
Неревматические кардиты. |
6,0 |
4 |
Диффузные заболевания соединительной ткани. |
6,0 |
6. |
Недостаточность кровообращения. |
6,0 |
1 |
Блок№5 Заболевания органов пищеварения Функциональные расстройства пищеварения. |
6,0 |
2 |
Хронические гастриты, гастродуодениты. |
6,0 |
3 |
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. |
6,0 |
4 |
Дисфункция билиарного тракта. Дисфункции желчевыводящих путей. Холециститы. |
6,0 |
5 |
Синдром мальабсорбции у детей. |
6,0 |
1 |
Блок №6 Заболевания органов мочевыделительной системы Инфекции мочевой системы. Цистит. Пиелонефрит |
6,0 |
2 |
Гломерулонефриты. |
6,0 |
3 |
Нефротический синдром. |
6,0 |
4 |
Наследственные нефриты. |
6,0 |
5 |
Синдром почечной недостаточности. |
6,0 |
1 |
Блок №7 Заболевания системы крови и эндокринной системы Синдром анемии у детей. Железодефицитная анемия. |
6,0 |
2 |
Тромбоцитопеническая пурпура. Геморрагический васкулит. |
6,0 |
3 |
Гемофилия. Гемобластозы у детей. Лейкозы. |
6,0 |
4 |
Сахарный диабет. |
6,0 |
5 |
Заболевания щитовидной железы Рубежный контроль |
6,0 |
|
Всего |
180 |
2.8 Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план самостоятельной работы студента и формы ее проведения
№ |
Тема |
Формы выполненияСРС |
Кол-во часов |
Сроки сдачи СРС |
Форма контроля |
1 |
Нутриентное обеспечение кормящей женщины и ребенка: |
Составить недельное меню кормящей матери, суточное меню ребенку первого года жизни на грудном вскармливании /отработка практических навыков |
11 |
ПЗ №2,блок 2 |
Оценка меню |
2 |
Курация ребенка с оценкой физического, нервно-психического и полового развития |
Оценить физическое, нервно-психическое и половое развитие ребенка/ курация больного с отработкой практических навыков |
11 |
ПЗ №4, блок 2 |
Оценка практического навыка по данным в курационной тетради |
3 |
Беседы с матерью или ухаживающим за ребенком по организации режима, ухода и вскармливания детей |
Провести беседу с матерью по организации режима, ухода и вскармливанию ребенка/ отработка практических навыков |
11 |
ПЗ №5, блок 2 |
Оценка практического навыка по данным в курационной тетради: замечания по режиму, уходу и вскармливании, предлагаемый режим дня и правила ухода за ребенком данного возраста |
4 |
Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на нервно-психическое развитие ребенка. |
Собрать информацию по теме, изучить/ реферат |
11 |
ПЗ№1, блок 5 |
Собеседование |
5 |
Гиповитаминозы у детей |
Собрать информацию по теме, изучить/ реферат |
11 |
ПЗ№5, блок 5 |
Собеседование |
6 |
Синдром желтухи у новорожденных детей |
Собрать информацию по теме, изучить/ реферат |
11 |
ПЗ№1, блок 7 |
Собеседование |
|
Курация больного с оформлением истории болезни |
Собрать жалобы, анамнез, провести объективный осмотр, интерпретировать лабораторные данные, выставить клинический диагноз/история болезни |
33 |
на 25 день модуля |
Собеседование |
9. Литература основная и дополнительная:
Основная:
-
Шабалов Н.П. – Учебник. Детские болезни, I, II том Питер, 2008
-
Детские болезни: учебник + СD/ Под ред. А.А. Баранов, 2 изд., М., 2007, I т – 880с., II т – 1008 с.
-
Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов/ Под ред. В.Н.Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:СпецЛит,2006.-576 с.:ил.
Дополнительная:
-
А.Геппен – Педиатрия: учебник + СD, - М., 2009.-352с.
-
Инфекционные болезни: Нац. рук-во /Гл. ред.: Н.Д.Ющук, Ю.Я. Венгеров.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009.-1056с.+ CD: ил. - (Национальные руководства).
-
Модули и буклеты по ИВБДВ, 2000 г.
4. Детские болезни: учебник + СД/ред. И.Ю.Мельникова. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. 608с.
5. Детские болезни: учебник в 2-х томах, т.1/ред. И.Ю.Мельникова. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009, 672с.
6. Детские болезни: учебное пособие/ А.В. Прахов (и др.).-Н.Новгород:НГМА, 2007.– 460с
7. Запруднов А.М. Детские болезни: учебник в 2-х томах, т.1/А.М.Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова.-М.:Геотар-Медиа, 2004.-688с.
8. Запруднов А.М. Детские болезни: учебник в 2-х томах, т.2/А.М.Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова.-М.:Геотар-Медиа, 2004.-608с.
9. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми/Капитан Т.В...-М.:МЕДпресс-инфо, 2006.
10. Практическое руководство по детским болезням, т.1 /ред.В.Ф. Коколина.-М.:Медпрактика, 2005.-468с.
11. Практическое руководство по детским болезням, т.3: Кардиология и ревматология детского возраста/ред.А.М.Румянцева, В.Ф. Коколина.-М.:Медпрактика, 2004
12. Практическое руководство по детским болезням, т.4: Гематология/онкология детского возраста/ред.А.М.Румянцева, В.Ф. Коколина.-М.:Медпрактика, 2004.-792с.
11. Практическое руководство по детским болезням, т.IX:Заболевания органов дыхания у детей/ред.:В.Ф.Коколина, А.Г.Румянцев.-М.Медпрактика-М,2007.-616с.
12. Руководство по детской ревматологии+СД/ред:Н.А.Геппе, Н.С. Подчерняева, Г.А.Лыскина. –М..ГЕОТАР-Медиа, 2011.-720с.
2.10 Методы обучения и преподавания: работа в малых группах, ситуационные задачи, работа в парах и т.д.
2.11 Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
Критерии оценки, предъявляемые к СРС
Реферат
1.Оформление:
- формат А4, объем 5-10 страниц (в зависимости от сложности) на одной стороне листа, шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал. Поля: слева, справа, сверху и снизу- 20 мм.
- титульный лист
2. План, отражающий все разделы и вопросы темы реферата:
- Актуальность
- Содержание:
1. 2. и т.д.
- Заключение/выводы
- Литература
3.Иллюстративный материал (снимки, рисунки, схемы, диаграммы и т.д) в соответствии с методической рекомендацией по теме СРС.
4. Содержание реферата:
- должно строго отражать вопросы плана и соответствовать тематике реферата;
- не допускается и не засчитывается реферат, целиком из одного Интернет-источника, а также дублирующий работы других студентов;
- текст должен содержать ссылки (в скобках) на использованные литературные источники.
5. Заключение/выводы должны логически вытекать из содержания реферата.
6. Литература:
- обязательно используется литература, указанная в методических рекомендациях по теме СРС (в соответствии с типовой программой дисциплины);
- дополнительно могут быть использованы другие достоверные источники информации (монографии, журналы);
- использование материалов Интернета допускается только при достоверности источника информации (название журнала, статьи, фамилия автора, страницы);
- литературные источники перечисляются по порядку использования в тексте.
7. Критерии оценки реферата (оценочный лист)
№ |
Критерии выполнения |
0-0,1 |
0,2-0,3 |
0,4-0,5 |
1 |
Оформление реферата |
|
|
|
2 |
План реферата |
|
|
|
3 |
Иллюстративный материал |
|
|
|
4 |
Актуальность |
|
|
|
5 |
Содержание |
|
|
|
6 |
Выводы/заключение |
|
|
|
7 |
Литература |
|
|
|
8 |
Своевременность сдачи в соответствии с графиком СРС |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
0-0,1 критерий не выполнен
0,2-0,3 критерий выполнен с замечаниями
0,4-0,5 критерий выполнен
Учебная история болезни
1.Оформление:
- формат А4, на одной стороне листа, шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал. Поля: слева, справа, сверху и снизу- 20 мм.
- титульный лист
2. Цель:
- диагностика нозологических форм
3. Содержание истории болезни:
- Паспортная часть
- Жалобы больного (главные и неглавные), их детализация
- Анамнез заболевания (последовательность, логичность, информативность)
- Анамнез жизни (последовательность, логичность, информативность)
- Status praesens communis в соответствии со схемой и/б
- Описание по системам органов (дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная, эндокринная) в соответствии со схемой и/б
- Обоснование предварительного диагноза
- Результаты лабораторно-инструментального обследования
- Обоснование клинического диагноза
- Принципы лечение
4. Использованная литература
Обязательно используется литература, указанная в методических рекомендациях по теме СРС (в соответствии с типовой программой дисциплины);
- дополнительно могут быть использованы другие достоверные источники информации (монографии, журналы);
- использование материалов Интернета допускается только при достоверности источника информации (название журнала, статьи, фамилия автора, страницы);
- литературные источники перечисляются по порядку использования в тексте.
5. Содержание истории болезни:
- должно соответствовать схеме клинической истории болезни;
- не допускается и не засчитывается и/б, переписанная из Интернет-источника, а также дублирующая работы других студентов.
6. Критерии оценки учебной истории болезни (оценочный лист)
№ |
Критерии выполнения |
0-0,1 |
0,2-0,3 |
0,4-0,5 |
1 |
Жалобы больного |
|
|
|
2 |
Анамнез заболевания и жизни |
|
|
|
3 |
Status praesens communis и описание по системам органов |
|
|
|
4 |
Обоснование предварительного/клинического диагноза |
|
|
|
5 |
Оценка лабораторных и инструментальных данных |
|
|
|
6 |
Лечение |
|
|
|
7 |
Литература |
|
|
|
8 |
Своевременность сдачи в соответствии с графиком СРС |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
0-0,1 критерий не выполнен
0,2-0,3 критерий выполнен с замечаниями
0,4-0,5 критерий выполнен
Оценка знаний всех видов занятий на каждом уровне оценки знаний проводится согласно приказу МНиОРК №125 (от 18.03.2008г) по бально-рейтинговой системе.
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент оценки |
% содержание |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 (3,84-4) |
95-100 |
«отлично» |
А- |
3,67 (3,83-3,51) |
90-94 |
|
В+ |
3,33 (3,50-3,17) |
85-89 |
«хорошо» |
В |
3,0 (3,16-2,84) |
80-84 |
|
В- |
2,67 (2,83-2,51) |
75-79 |
|
С+ |
2,33 (2,50-2,17) |
70-74 |
«удовлетворительно» |
С |
2.0 (2,16-1,84) |
65-69 |
|
С- |
1.67 (1.83-1,51) |
60-64 |
|
D |
1,33 (1,50-1.17) |
55-59 |
|
D- |
1,0 (1,16-1,0) |
50-54 |
|
F |
0 (0-0,99) |
0-49 |
«неудовлетворительно» |