Файл: Особенности системы экономической безопасности россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
ЭССЭ
по дисциплине «Экономическая безопасность»
Тема: ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки Экономика Направленность (профиль) Экономическая безопасность и управление рисками | | Студент Руководитель |
Екатеринбург
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Основная часть………………………………………………………………...…..3
Список использованных источников…................................................................7
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
На современном этапе развития преобразование правовых и экономических аспектов Российской Федерации не может не учесть интересы национальной безопасности. Довольно остро встает проблема в условиях интенсивной глобализации и в связи с присоединением России к международным политическим и экономическим процессам.
Внешнеэкономические критерии национальной безопасности государства являются особо важной составляющей системы экономической безопасности страны. Чем больше уровень развития государства в экономической сфере, чем больше количество ресурсов, которыми страна располагает, тем выше ее уровень защищенности от возможного наступления угроз. Сегодня экономическая безопасность выступает гарантией независимости государства, устанавливает вероятность осуществления экономической политики самостоятельно и формирует определенные условия для устойчивости и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства. Этим и обусловлена актуальность данной темы исследования.
Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ характеризует экономическую безопасность страны в качестве защиты жизненно важных интересов населения России, окружающего общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность определяется как основной компонент системы национальной безопасности. Ее гарантии являются обязательным условием для обеспечения стабильного развития отечественной экономики [1].
Угрозами экономической безопасности могут быть такие явления и процессы, которые оказывают негативное влияние на экономическое состояние государства, способствуют ограничению экономических интересов личности, общества, государства, формируют опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
К внутренним угрозам экономической безопасности Российской Федерации отнесем:
1. Нарастание имущественного разделения общества. Согласно статистически данным Министерства экономического развития Российской Федерации, уровень доходной части более обеспеченных жителей в 15 раз превышает уровень доходной части менее обеспеченных граждан.
2.Криминализация экономики и общества. Анализ охвата теневой экономики России изменяется в интервале 20-40% ВВП [4].
3.Развал научно-технического потенциала государства. По абсолютным издержкам на науку наша страна в настоящее время в 5 раз уступает Германии, в 7 раз - Японии и в 17,5 раз – США.
Внешними угрозами экономической безопасности РФ выступают:
1.Утечка умов за границу. К наибольшему сожалению, именно Российская Федерация выступает поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. Здесь подразумевается слой населения, который смог бы гарантировать Российской Федерации подобающее место в мировом сообществе на современном этапе развития.
2.Бегство капитала за рубеж. Данное понятие подразумевает нелегальный капитала за границу.
3. Усиление импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. В настоящее время 80% рынка лекарственных средств и около 40% продовольственного российского рынка приходится на импорт.
В интересах социально-экономического роста государства необходимо пересмотреть курс правительства и провести преобразования в структурной, промышленной, валютной политике, а также в использовании внешнеэкономических связей.
Для преодоления выше обозначенных угроз, Президент РФ утвердил «Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Данная стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных процессов в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой областях, а также на недопущение понижения качества жизни народа страны [2].
Также к числу перечисленных угроз стратегия добавляет следующие вызовы для экономической безопасности страны:
- стремление развитых стран применять свои преимущества на ступени экономического развития и высоких технологий в качестве средства глобальной конкуренции;
- применение дискриминационных мер в отношении главных секторов экономики России;
- незащищенность финансовой системы государства;
- понижение спроса на энергетические ресурсы;
- технологическая неразвитость и несбалансированность бюджета.
Преодолением этих угроз может стать реализация мер, предложенных в стратегии:
- повышение инвестиционного климата;
- деофшоризация экономики;
- совершенствование механизма ответных мер в случае введения санкций;
- рационализация налоговой нагрузки на предпринимательство;
- увеличение эффективности расходной части бюджета;
- преодоление зависимости от импортных поставок сложного оборудования и предотвращение рейдерских захватов.
Стратегия экономической безопасности также подразумевает формирование национальной системы управления рисками, которая выявляет оценку имеющихся и потенциальных вызовов и угроз, а также планирование мер по реализации политики государства в области обеспечения экономической безопасности [3,c.367].
Таким образом, наряду с описанными мероприятиями в стратегии экономической безопасности, было предложено включить защиту национального суверенитета в экономической области в понятие «экономической безопасности». Кроме того, необходимо сформулировать развернутую характеристику угроз и вызовов национальным интересам Российской Федерации в экономической области в настоящее время и дальнейшей перспективе. При этом важным фактором обеспечения экономической безопасности было предложено считать качество государственного управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
3.Матвеева, Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности // Молодой ученый. - 2017. -№3. - С. 367-369.
4.ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4251459