ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что же такое успешность?
Успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья, образование и др.
Почему дети учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы, цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Найти и изучить мнения специалистов по данной теме.
2.Провести исследования среди учащихся класса.
3. Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника во 2 «А» классе.
Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!
К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)
Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников.
В работах Ю.К. Бабанского в основу деления на типы, положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.
Типы неуспевающих учеников:
1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.
2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.
Индивидуальный подход в обучении.
Каждый ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, интерес, способности, темперамент, характер личности.
Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
В школе должен осуществляться такой подход к человеку, который позволяет ученику изменить отношение к учебе, раскрыться и стать успешным.
В предлагаемой схеме прописаны условия, изменяя которые как в самом ученике, так и в школе, можно неуспевающего ученика сделать успевающим. Причины неуспеваемости (во всяком случае, психологические) – а есть и причины психофизиологические, связанные со здоровьем ребенка, педагогические, связанные с предшествующим школе воспитанием ребенка (как, например, педагогическая запущенность), – лежат на стыке двух составляющих: особенности ученика и особенности школы. Искать причину неуспеваемости только в самом ребенке бессмысленно.
Например, низкая успеваемость ребенка может быть связана с тем, что не совпадает скорость протекания психических процессов ученика и учителя. И это может привести к постепенному отставанию в учебе, превращению в двоечника. Значит, надо учить школьников учиться: обучать школьника операциям сравнения, обобщения, классификации, формировать у него общие приемы умственной деятельности.
Ученик, имеющий высокую обучаемость, этими приемами овладевает стихийно, самостоятельно в процессе обучения. А дети, имеющие низкую обучаемость, то есть, потенциальные «неуспевающие», самостоятельно этими приемами овладеть не могут. И как раз им-то и нужно, чтобы их учили не столько содержанию самого предмета, сколько тому, как этим содержанием овладеть.
Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей.
Существуют нормативы для выполнения домашнего задания, которые не меняются уже несколько десятков лет. По этим нормативам в первом классе дети должны работать дома 1 час, в средних классах – 1,5-2, в старших – 3,5-4. По официальным данным, нагрузки в российских школах превышают норму на 300-400%.
Представление о счастье каждый человек связывает с семьей.
В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это – первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.
Большую роль играет в развитии и становлении учащегося семья, семейное воспитание. Например: дети из неблагополучных семей ходят в школу «по инерции», т.к. в школе они встречаются со своими друзьями, общаются, питаются в социальной столовой. Знания для таких детей не играют ведущей роли, отметки для них лишь способ самоутвердиться в кругу одноклассников, доказательство того, что они не хуже других. Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное — положительное отношение родителей к образованию.
Ученый-педагог Н.К. Грунский видит улучшение качества семейного воспитания в повышении педагогической культуры семьи.
Задача учителя – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Вывод.
Совместное с учениками планирование различных мероприятий, обсуждение способов их осуществления, распределение обязанностей. Если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать, то они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы потому, что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире.Именно это поможет “слабому” ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.
Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное - тут же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.
2. Результаты исследования (первичная диагностика).
В 1 «А» класс СОШ № 1 в 2008-2009 учебном году пришло 23 школьника, из них 22 % имеют высокий уровень развития, 47 %-средний уровень, а оставшиеся 31% - низкий уровень готовности к обучению в школе.
Основные задатки познавательных процессов закладываются до 6 лет, т.е. до школы. Естественно, что с ребенком необходимо заниматься, развивать его речь, мышление, память, логику, моторику рук и др. Но, как это часто бывает, родители не обращают на это внимание, они думают, что все процессы разовьются сами по себе, якобы так заложено природой, и к этому не надо прилагать никаких усилий. Еще распространена мысль, что эти процессы разовьют в школе.
2.2. Уровень интеллектуального развития учащихся 2 «А» класса 2009 – 2010 уч.г. по итогам 1 четверти
2.3. Изучение мотивации учащихся к учению.
2.4. Изучение работоспособности учащихся
Анализируя данные исследований, проведенных психологом, можно сделать заключение, что большинство учащихся исследуемого класса обладают средним уровнем работоспособности, но при этом существует достаточно большое количество детей, обладающих средне - слабым и слабым уровнем:
-
средний – уровень работоспособности одинаковый в течение всего времени работы. -
средне-слабый – возможно временное снижение темпа из-за утомления. -
слабый – наибольшая работоспособность – в начале урока с резким снижением к середине.
Подобные сведения помогут дифференцированно подойти к организации урока, предложив каждому учащемуся наиболее трудные для него виды работы в самые благоприятные для него же периоды урока.
Вывод:
-
Увеличить валеологические паузы на каждом уроке; -
Слабозамотивированным ученикам давать общественное задание, назначать ответственными (за дисциплину, поливку цветов, чистоту доски); -
Обращаться к ребенку по имени; -
Проявлять толерантность к медлительным детям, выслушивать их ответ до конца, призывая к толерантности весь класс; -
Развивать внимание детей; -
Гиперактивного ребенка нельзя лишать движений, минимум предметов на столе; -
Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника во 2 «А» классе СОШ №1.
Цели, задачи и методы.
Цель: оказание помощи неуспевающим младшим школьникам.
Задачи:
1) изучить типичные трудности, возникающие в учебной деятельности, которые приводят к неуспеваемости;