Файл: Отчет студента практиканта о результатах прохождения производственной практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова»

Кафедра психологии
ОТЧЕТ

студента – практиканта о результатах прохождения

производственной практики

«Производственная (педагогическая) тьюторская практика

по психологии»
Фамилия, имя, отчество Малеева Елизавета Олеговна

Специальность 44.03.01 Педагогическое образование, профиль:

Иностранный (английский) язык.

Курс 4

Место прохождения практики ГБОУ СОШ №22 г. Сызрань

В период с 6.02.2023 г. по 18.02.2023 г.
Руководители практики:
Групповой руководитель доцент, кандидат психологических наук Гаврилушкин С.А.

Руководитель практики от учреждения директор ГБОУ СОШ №22 г. Сызрани, Зубова Л.Д.

Ульяновск, 2023
Оценка выполненных заданий




п/п


Вид деятельности

Максимальное количество баллов

1

Беседа психологом, классным руководителем, учителями-предметниками.

Установление контакта с учащимся.

50




2

Наблюдение за учащимся (работой на уроках, поведением вне уроков).

50




3

Разработка и реализация Программы коррекционно-развивающей работы с учащимся, испытывающим трудности в школе. Анализ результатов коррекционно-развивающей работы.

100




4

Разработка рекомендаций для родителей учащегося, испытывающего трудности в школе

50




5

Отчет о результатах прохождения практики

50




ИТОГО:

Дифференцированный зачет (3 зачетных ед.)

300






Критерии оценивания работы обучающегося по итогам практики

По итогам практики, трудоёмкость которой составляет 3 ЗЕ и проходит в 7 семестре, обучающийся набирает определённое количество баллов, которое соответствует отметкам «отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно» согласно следующей таблице:


Количество баллов (3 ЗЕ)

Отметка

271 -300

«отлично»

211 - 2700

«хорошо»

151-210

«удовлетворительно»

150 и менее

«неудовлетворительно»


Подпись группового руководителя практики
______________ (_________________)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»


Кафедра психологии
ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ


Студентка Малеева Елизавета Олеговна

Факультет, группа кафедра иностранных языков, английский язык (заочно), АЗ-19

Место практики ГБОУ СОШ №22 г. Сызрань

Сроки прохождения практики с 6.02.2023 г. по 18.02.2023 г.

Руководитель практики доцент, кандидат психологических наук Гаврилушкин С.А.


Ульяновск, 2023
Содержание


  1. Бланк наблюдения за учеником………………………………………..

  2. Запись беседы с учителем об ученике…………………………………

  3. Программа коррекционного воздействия на ученика…………………

  4. Анализ результатов коррекционного воздействия на ученика……….



1.Бланк наблюдения за учеником




Дата, время

Описание наблюдаемой ситуации

Условия

Комментарии

7.02.2023

8.00-8.30

На уроке Матвей отвлекает обучающихся. Он не хочет выполнять задание, которое ему неинтересно и привлекает внимание учителя к своему нежеланию. Он демонстративно играет в телефон, не записывает задание и разговаривает с соседом по парте.

В конце урока выполняет задание. которое учитель организует в форме соревнования. Соглашается участвовать только тогда, когда учитель говорит, что работа будет оценена.

У

У мальчика наблюдается высокая степень эмоциональности и склонность к демонстративному поведению.

Он испытывает познавательный интерес только тогда, когда понимает, что может получить оценку.

10.02.2023

9.40-10.20

Речь у мальчика развита хорошо, но ему сложно сформулировать свои мысли и иногда на это требуется некоторое время. Матвей с легкостью оценивает результаты собственной деятельности в устной форме. Матвей обладает широким словарным запасом.

На уроке много отвлекается на посторонние дела. Матвей начинает выполнение задания до того, как получит четкие инструкции от учителя.

Задания выполняет быстро, но допускает ошибки, не любит исправлять недочеты.

Выполнив задание, начинает разговаривать с одноклассниками, громко говорит на уроке и перебивает детей и учителя во фронтальной работе.

У

Матвею тяжело сформулировать свою мысль. При ответе он путает слова и показывает неуверенность. Он легко оценивает свою деятельность и объективно оценивает работу одноклассников. Он легко берется за выполнение задания, но допускает ошибки из-за поспешности.

12.02.2023

9.40-10.20

На уроке ведет себя активно. Выступает в роли капитана команды, организует разминку для одноклассников.

На уроке получил в среднем 10 замечаний от учителя. Не слушает учителя, когда тот рассказывает о технике безопасности. Толкает детей, лазает по лестницам и всячески создает ситуацию опасности для себя и окружающих.

У

Проявляет лидерские качества. Он способен организовать коллектив детей, но не может долго концентрироваться на одном виде деятельности.

Мальчик нуждается в постоянном движении и не может сидеть на одном месте долго.

Матвей игнорирует правила безопасности и правила поведения в коллективе.

14.02.2023

13.00-13.40

На занятии Матвей нарушает дисциплину. Он не хочет садится на свое место и вступает в перепалку с педагогом.


В

Старается отнять время от занятия и перетянуть внимание учителя на себя.

Вступает в конфликты с педагогом и одноклассником, может ударить.

15.02.2023

11.30-12.10

Мальчик испытывает проблемы с концентрацией внимания, ему свойственна рассеянность. На уроке он не слушает учителя и не демонстрирует понимания.

Матвей теряется при чтении произведения и обращается за помощью к одноклассникам, но делает это громко, сопровождает разговор жестами и эмоциональными реакциями.

У

Не может концентрироваться на одном задании. Постоянно допускает ошибки в тетради или оставляет пустые листы, говоря, что сделает задание дома.

Много жестикулирует, излишне эмоционально смеется и злится.

16.02.2023

9.40-10.20

Матвей быстро выполняет тест по английскому языку и начинает сравнивать свои ответы с ответами соседа по парте. Мальчик получает замечание от учителя и вступает в перепалку, утверждая, что всего лишь помогает однокласснику.

Учитель перестает разговор и снижает оценку ученикам. Матвей обижается, затем плачет и выходит в коридор. После беседы с учителем, он выполняет другой вариант теста.

Мальчик перестает плакать и на перемене играет с одноклассниками в телефон.



У

В обучении успешен за счет умения импровизировать и широкого кругозора. При ответе на вопрос учителя, в случае незнания, начинает рассуждать на отвлеченные темы.

Выполняет задания, которые вызывают у него интерес или, которые будут оценены.

Тяжело воспринимает критику и показывает ранимость в ситуации, когда, по его мнению, с ним обошлись несправедливо.

Быстро утомляется и раздражается, но также быстро успокаивается.

Стремится получать все, что хочет.

2. Запись беседы с учителем об ученике

  • Расскажите подробнее о мальчике. Долгов Матвей Александрович 2008 года рождения. Проживает по адресу ул. Королева д. 13, кв.71. Пришел в наш класс в 2022 году. Мальчик переехал с семьей из другого города. Раньше он учился в лицее, поэтому интересуется математикой и физикой.

  • В какой семье воспитывается Матвей? Матвей воспитывается благополучной семье. Материальное положение семьи - среднее. Матвей - второй ребенок, в семье воспитывается также брат Матвея. Основное воспитание в семье осуществляет мать Долгова Олеся (24 года). По профессии она экономист, но в настоящее время находится в декретном отпуске. Отец Александр Долгов (28 лет) работает специалистом на нефтеперерабатывающем заводе. Родители активно участвуют в жизни школы, являются членами родительского комитета. Существует единство требований семьи и школы. В семье демократический стиль общения. Родители поддерживают Матвея, осуществляют контроль за его успеваемостью и поведением, интересуются его проблемами, поощряют за достижения в учебной деятельности и вне ее.

  • У Матвея есть физические аномальные проявления? Нет. Матвей обладает хорошим зрением. Слух у Матвея позволяет ему воспринимать информацию, быстро реагировать на вопросы учителя. Матвей спортивного телосложения, у него хорошо развиты двигательные функции. Матвей физически развит. У него нет хронических заболеваний органов и общее состояние его организма оценивается как здоровое.

  • У Матвея есть проблемы с развитием познавательных процессов? Речь у мальчика развита хорошо, но ему сложно сформулировать свои мысли и иногда на это требуется некоторое время. Матвей с легкостью оценивает результаты собственной деятельности в устной форме. Матвей обладает широким словарным запасом. Мальчик испытывает проблемы с концентрацией внимания, ему свойственна рассеянность.

По результатам методики “Метод заучивания 10 слов”Матвей имеет четкое представление об окружающем мире, прослеживает отношения между объектами и явлениями, умеет рассуждать логически, владеет грамматическими категориями при выражении своей мысли. Мышление у Матвея развивается в соответствии с возрастными особенностями.

  • Как Матвей взаимодействуют с одноклассниками и взрослыми? Матвей активен, стремится к общению с окружающими, но часто не сдержан, для него характерны резкие смены настроения.

  • На каком уровне у Матвея развита мотивация к обучению?По результатам анкеты на выявление мотивации в обучении было установлено, что Матвей обладает низким уровнем развития учебной мотивации. Мальчик любит учиться и ему нравится узнавать новое из различных областях знаний, но только, если это не требует от него усилий.

Матвей любит взаимодействовать со сверстниками и учителями, но он быстро устает от учебной деятельности и любит поиграть или отдохнуть, не способен к долгой и упорной работе.

  • У Матвея хорошая успеваемость или есть проблемы в обучении? Матвей учится хорошо. Однако на уроке Матвей не дисциплинирован, часто не поднимает руку, если хочет ответить, не соблюдает правила работы в группе, занимается на уроке посторонними делами и отвлекается. Матвей быстро отвлекается от задания или темы, не может долго заниматься работой, требующей внимания и аккуратности. Например, мальчик испытывает сложности в чтении, потому что быстро скучает и устает от занятия, требующего усидчивости. При этом, учебный материал Матвей усваивает легко, у него вызывают интерес все предметы школьной программы. У мальчика положительная динамика в освоении рабочей программы.

  • Как бы вы охарактеризовали его отношение к обучению?Матвей является способным, но безответственным, учеником. Матвей испытывает сложности с концентрацией внимания. Он не достигает успеха там, где требуется осознанность и сконцентрированность. Ему интересен сиюминутный быстрый успешный результат, он не проявляет целеустремленности в достижении целей и преодолении трудностей.

  • Какие проблемы в общении мальчика с другими людьми вы замечаете?В общении со сверстниками он доброжелателен, но при этом часто беспокоен, с пренебрежением относится к некоторым одноклассникам и учителям.

  • Какие рекомендации вы дадите педагогам, работающим с ребенком? При работе с данным ребенком можно порекомендовать совершенствовать познавательную активность мальчика, вовлекать его в участие в научных, творческих конкурсах и олимпиадах. Матвей обладает большим познавательным потенциалом.

  • Как педагогу работать с родителями мальчика, если это необходимо? Необходимо взаимодействовать с родителями и осуществить просветительскую деятельность на предмет возможной коррекции поведенческих и эмоциональных проявлений, с целью создания благополучия в обучении и общении с одноклассниками. В качестве дополнительной помощи родителям рекомендуется обратиться к психологу.

3. Программа коррекционного воздействия
1.Общая характеристика программы

1.1. Актуальность: Трудности формирования произвольной регуляции деятельности играют существенную роль в возникновении дезадаптивных форм поведения детей, отклонений в поведении, проявляющихся в трудностях адекватного эмоционального реагирования и поведенческих проблемах, невозможности реализовывать сложные, целенаправленные виды деятельности, что значительно затрудняет оптимальное развитие личности ребенка, создает риск формирования дисгармонии личности, нарушений взаимосвязей с окружающими, снижает мотивацию к деятельности, и, как следствие, проявление способностей в деятельности.

За последние три года к педагогу-психологу школы стали все чаще обращаться родители и педагоги с запросом относительно коррекции поведения детей младшего подросткового возраста. Дети демонстрируют социально неодобряемое поведение, не умеют адекватно реагировать даже на незначительные замечания со стороны взрослых, у них затруднена коммуникация с детьми.

1.2. Описание коррекционно-развивающего ресурса в школе:

Педагог-психолог применяет комплексный подход, который позволяет создать и корригировать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер с целью развития личности ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями, способствует эффективному решению задач, направленных на замену ригидных моделей поведения у детей на более продуктивные, адекватные.

1.3. Назначение программы: С целью профилактики возможности проявления признаков неодобряемого или дезадаптивного поведения у ребенка младшего подросткового возраста возраста, нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Я спокоен»

1.4. Характеристика контингента: Данная программа направлена ученика 7-го класса, с целью формирования адекватной эмоциональной регуляции поведения как субъективного звена эмоциональной регуляции детей подросткового возраста.

Среди причин, вызывающих дезадаптивные эмоциональные поведенческие проявления подростков , педагоги выделяют следующие:

  • высокая эмоциональная нагрузка на ребенка, вызванная жесткими семейными установками;

  • особенности психики ребенка;

  • невротические проявления у родителей;

  • низкая познавательная мотивация и интерес.

Также содержание программы направлено на родителей с целью гармонизации детско-родительских отношений, на педагогов для создания психологических условий для улучшения взаимодействия педагогов с ребенком.

1.5. Требования к материально-техническому оснащению программы:

  • просторная и светлая комната для проведения занятий

  • мягкая мебель и материалы для организации пространственно-временной среды (планер, расписание)

  • различные материалы для творчества (уголь, пастель,цветные карандаши, фломастеры и т.д.)

1.6. Требования к специалистам: Реализацию данной программы могут осуществлять педагоги-психологи, владеющие знаниями средового подхода в работе с детьми с трудностями эмоциональной регуляции поведения.

1.7. Требования к научно-методическому оснащению программы: Учебно-методический комплекс программы включает учебную, учебно-методическую, методическую, научную литературу, в том числе публикации преподавателей по тематике программы
2. Методологические и теоретические основы программы

Содержание данной программы опирается на:

  • концепцию 4-х уровней эмоциональной регуляции,

разработанную В.В. Лебединским, О.С.Никольской. В ней описывается структура и дается анализ специфики системы эмоциональной регуляции;

  • научные исследования А.Я. Варга, А. Черникова,

посвященные изучению роли и оказываемого влияния детско-родительских отношений на психоэмоциональное развитие ребенка.

3. Цели программы, содержание занятий, формы работы

3.1. Цели программы: Цели работы с младшим подростком: формирование адекватной, здоровой психоэмоциональной регуляции как важнейшей составляющей гармоничного личностного развития ребенка.

Задачи:

Коррекционные:

1) работать над формированием у ребенка, имеющего трудности с эмоциональной регуляцией, умения анализировать и контролировать свои негативные эмоциональные проявления;

2) формировать у ребенка умение самостоятельного договариваться в конфликтных и спорных ситуациях;

3) формировать у ребенка умение принимать помощь со стороны родителей или педагога в стрессовой и эмоционально тяжелой ситуации.

Развивающие: 1) развивать навыки сотрудничества и взаимодействия ребенка в ходе занятия совместной творческой деятельностью;

2) развивать умение анализировать возникающие эмоциональные реакции и находить им позитивное применение;

3) развивать умение определять эмоциональное состояние другого человека и адекватно его воспринимать.

3.2. Формы работы: работа осуществлялась в группе во внеурочное время.

  1. План и содержание занятий



Тема занятия

Цель и задачи

Описание занятия

Время

1.Знакомство

Цель: знакомство ребенка со специалистом
Задачи:

-знакомство с формами проведения занятий;

развитие навыков сотрудничества и взаимодействия;

работа по коррекции эмоциональных трудностей в процессе общения и взаимодействия.

1.Приветствие детей (Знакомимся. «Здороваемся с помощью тела»)

2.Знакомство с Волшебной книгой эмоций( рассматривание иллюстраций)

3.Драматизация («Путешествие»)

4.Шеринг (Обмен «лучиками добра» в кругу).


35 мин

2.Чудесный мир вокруг меня и я чудесен


Цель: расширение представлений об эмоциональных состояниях человека
Задачи:

-формирование представлений об адаптивных формах выражения данных эмоциональных состояний;

- развивать умение сообщить о данных эмоциональных состояниях

- воспитывать адекватное отношение к проявлениям различных эмоциональных состояний.

1.Приветствие (мое настроение, со мной произошла интересная история…, я об этом думаю…, сегодня я хочу…)

2.Разогрев (Рассматривание картинок с различными эмоциональными состояниями. Игра: «Хищники».

3.Драматизация(“Язык жирафа и волка”)

4. Шеринг («Волшебный Подарок»).

30 мин

3. Мои эмоции

Цель: формирование умения принимать эмоциональные проявления другого человека.
Задачи:

-развивать эмпатийное отношение к сверстникам;

-способствовать развитию творческих способностей дошкольников;

-корректировать негативные эмоциональные реакции через игровую деятельность.

1. Приветствие (со мной произошла интересная история…, я об этом думаю…, сегодня я хочу..) «Примагничиваемся друг к другу».

2. Разогрев («Волшебный мешочек» (превращения в садовые инструменты»)

3. Драматизация («Сад чудес»)

4. Шеринг («Нежные слова и обнимашки»).

30 мин

4.Организация, формы и методы работы

1. Приветственный круг. Цель: создание настроя друг на друга, актуализация переживаний, впечатлений, сплочение группы.

2. Разогрев. Цель: создание настроя на предстоящую работу.

3. Ролевой выбор. Обустройство места. Игровое действие (обыгрывание сюжета игры, поиск более эффективного способа завершить игру, разбор декораций).

Цель: актуализация эмоциональных состояний, создание безопасного пространства для самовыражения и проигрывание различных способов поведения в ситуациях, вызывающих актуализированные эмоциональные состояния.

4. Шеринг. Цель: обсуждение нового игрового опыта переживания актуальных эмоциональных состояний и форм их проявления в связи с реальным жизненным опытом ребенка. Подготовка ребенка к привычной для него социальной среде.

Коррекционное воздействие реализовывалось также на уроках.

  1. В начале каждого урока Матвей получал задание: помыть доску,

раздать тетради и совместно с одноклассниками тренировался красиво писать на доске. Наблюдение показало, что мальчик заранее настраивался на обучение и вел себя спокойнее на уроке.

  1. В групповой работе Матвей получил возможность проявить себя не

только в роли капитана, но и в роли секретаря, дизайнера, ответственного за соблюдение времени. Этот опыт позволил Матвею учится разговаривать с одноклассниками, выполнять обязанности и придерживаться порядка,определенного группой.

  1. На уроках литературы, перед чтением произведения, были

проведены релаксационные минутки, которые позволили Матвею подготовиться к чтению и снизить уровень тревожности.

  1. Тестовые задания и контрольные работы Матвей выполнял в первой

половине урока. Это позволило ему не переутомляться и успешно справиться с работами.

  1. После энергозатратных заданий, студент предлагал короткую

гимнастику или физкультминутку, что целесообразно, потому что Матвей склонен переставать слушать учителя после выполнения сложного задания, а физкультминутка готовит его к выполнению новых и позволяет переключить внимание.

  1. Для Матвея были подобраны дополнительные задания, которые он

выполнял в индивидуальной форме. В ходе работы он не отвлекался и был заинтересован.

  1. На каждом этапе занятия, ребенок получал поощрение или

наказание, студент поддерживал мотивацию, объясняя,зачем выполнять то или иное задание.

  1. В начале уроков по английскому языку, Матвей записывал на доске

план работы, а в конце сверял свою деятельность и оценивал работу. Это необходимо, чтобы приучить ребенка грамотно структурировать свою деятельность. Видя, что одноклассники быстрее написали сочинение, Матвей перестал отвлекаться и сосредоточился на выполнении задания.

  1. Перед выполнением заданий в индивидуальной форме, студент

просил Матвея проговорить вслух правила выполнения для остальных детей. Так ребенок учился слушать и выполнять указания взрослого.

  1. При работе с текстом произведения на уроке английского языка и

литературы, студент предложил использовать разделение на смысловые части. К каждому отрывку просил Матвея нарисовать схематичную картинку, которая поможет ему впоследствии припомнить содержание. Такая работа учит анализировать смысловое содержание текста и не отвлекаться на посторонние дела, переставая слушать педагога.

4.Анализ результатов коррекционного воздействия на ученика
Качественными критериями оценки и достижения планируемых результатов сформированности адекватной эмоциональной регуляции поведения как субъективного звена эмоциональной регуляции детей младшего подросткового возраста определены следующие показатели:

-ребенок проявляет заинтересованность на уроке, активно участвует в работе;

-ребенок на занятии определяет эмоциональное состояние и сообщает о нем самостоятельно (с помощью взрослого, затруднено);

-ребенок понимает причину эмоционального состояния и озвучивает это самостоятельно (с помощью взрослого, затруднено);

-поведение ребенка на занятиях: уравновешенное (сообщает о своем переживании, может объяснить причины), неуверенное, беспокойное (тревожные реакции, плачет, боится, уходит от т контактов), агрессивное (кричит, обзывает детей, взрослых, дерется);

-ребенок договаривается в ситуации конфликта самостоятельно (с помощью взрослого, затруднено);

Показатель достижения выражается по 4-балльной шкале: достигнут в полной мере, достаточно, недостаточно, изменения отсутствуют.

В ходе оценки коррекционного воздействия, ребенок демонстрирует недостаточный уровень освоения навыками эмоциональной регуляции. Целесообразно продолжить систематическую работу в урочное и внеурочное время, кроме того необходимо организовать взаимодействие педагога с родителями Матвея.

Критериями успешности в работе с родителями будут следующие показатели:

-понимание особенностей поведения и эмоционального реагирования своего ребенка;

-понимание своих чувств и чувств ребенка при взаимодействии с ним (когда ребенок рассержен, расстроен, в конфликтных ситуациях и т.д.);

-умение эффективно действовать в ситуациях поведенческих трудностей ребенка (когда ребенок рассержен, расстроен, в конфликтных ситуациях и т.д.).

Показатель достижения выражается по 4-балльной шкале: достигнут в полной мере, достаточно, недостаточно, изменения отсутствуют.

Оценка педагогами уровня знаний и умений в освоении новых способов поведения с детьми в конфликтных ситуациях проводится по двум критериям:

-понимание эмоциональных трудностей детей, их причин;

-умение договариваться с ребенком при взаимодействии с ним (обозначать их чувства, их причину и способов поведения в данной ситуации).

- ребенок научился общаться с другими детьми;

- ребенок стал более спокойным, уравновешенным;

- ребенок научился соблюдать правила;

- ребенок научился договариваться с другими детьми;

- ребенок научился играть.


Оценочный бланк по заданиям от кафедры психологии



Вид отчетного материала

Баллы

1

Бланк наблюдения за учеником




2

Запись беседы с учителем об ученике




3

Программа коррекционного воздействия на ученика




4

Анализ результатов коррекционного воздействия на ученика




Итого